Фрагмент для ознакомления
2
Поднятые в анализе проблемные зоны сподвигли на освещение одной из них, которая существует и будет усугубляться со временем. Интересен вопрос о том, видят ли студенты в образе преподаватели такие качества, которые будут способствовать обучению иностранных студентов. Например, при обучении китайских студентов в российском вузе учебный процесс состоит из подпроцессов: обучение, воспитание и аккультурация. Ученые-исследователи давно говорят о том, что необходимо одновременно строить соизучение языка и культуры, без этого межкультурная коммуникация не может состояться. Наш русский язык как иностранный выступает для студентов из Китая одновременно и целью подготовки к межкультурной коммуникации, и инструментом общения, и главным средством формирования профессиональной компетентности. В состоянии актуальности находится и развитие способности у студента работать в команде с представителями другой культуры, выстраивать долгосрочность отношений с ними, следовательно, развивать стратегическую компетенцию.
Отсутствие у китайских студентов базовой языковой подготовки создает сложности коммуникации, где главная причина — это дефицит общения, неумение расшифровать культурную информацию, которая закодирована в невербальных коммуникативных сигналах, психологическая несовместимость с носителями культуры, неспособность понять и принять их ценности. Языковой барьер возникает, безусловно, в связи с необходимостью усвоения учебной информации на русском языке. Он также является препятствием к налаживанию коммуникации с другими студентами. Характерна замеченная особенность в социокультурном взаимодействии китайских студентов в России в том, что они не проявляют активность быстро интегрироваться в наше общество, закрыты и локализованы в своей среде. Поэтому между ними и принимающей стороной, в роли которой выступает российский вуз, постоянно существует серьезный культурно-языковой барьер. Языковая барьерность как проблема социокультурного взаимодействия характерна в целом для 70% - 85% иностранных студентов [2].
В процессе обучения в российском вузе, когда срабатывает традиционная поведенческая модель, китайские студенты своему самовыражению предпочитают поведенческую пассивность и молчаливое согласие с тем, что говорит преподаватель.
Преподаватели должны понимать, что студенты из Китая являются выходцами великой страны с древней культурой. За этими категориями стоят верность обычаям и традициям, уважение к старшим и родителям, патриотизм, чувство достоинства нации, настойчивость, взаимопомощь, воспитанность, терпение, выдержка, дисциплина и другие качества.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Боричевская Е. И. Образ идеального преподавателя: представления студентов вуза / Е. И. Боричевская // Высшее образование в российских регионах: вызовы XXI века: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (17 сентября 2018 г., УрФУ, Екатеринбург). — Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2018. — С. 77-81.
2. Дементьева С.В. 2008. Вузы России как механизм адаптации мигрантов (в контексте социологического и философского анализа) // Известия Томского политехнического университета. - 2008. - № 6 (313). - С. 158–164
3. Константиновский Д.Л., Попова Е.С. Молодежь, рынок труда и экспансия высшего образования // Социологические исследования. – 2015. – № 11. – C. 37–48.
4. Лымарь А.Н. Профессиональная культура педагогов высшей школы: социологический анализ: дис. … канд. социол. наук. – Екатеринбург, 2008. – 165 с.
5. Omar N.A., Matarsat S.R., Azmin N.H., Chung V., Nasir M.M., Sahari U-K.S., Shahrill M., Mundia L. The Ideal Psychology Teacher: Qualitative Analysis of Views from Brunei GCE A-Level Students and Trainee Psychology Teachers // Asian Social Science. – 2014. –№ 12. – Vol. 10. – P. 184–194.
6. Ошкина А.В. ОБРАЗЦОВЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. №10-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraztsovyy-prepodavatel-vysshego-uchebnogo-zavedeniya-glazami-studentov (дата обращения: 27.12.2021).
7. Rusua C., Şoitu L., Panaite O. The ideal teacher. Theoretical and investigative approach // Procedia-Social and Behavioral Sciences. – 2012. – № 33. – P. 1017–1021
8. Рыкова С.А., Киришева И.Е. Социально-культурные и личностные особенности социализации иностранных студентов (на примере китайских студентов Владивостокского государственного университета экономики и сервиса) // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1.
9. Прохода В.А. Представления студентов и преподавателей ВУЗа об идеальном педагоге // Социальные явления. – 2015. – № 3. – С. 105–111.
10. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий / Г. К. Селевко – М.: НИИ школьных технологии, 2006. Т. 1. 816 с.
11. Тянь Юань. Опрос «Общение между русским преподавателем и китайским студентом в российских вузах». – [Электронный ресурс]. – URL: https://www.wjx.cn/report/32506428.aspx (дата обращения: 31.01.2019).
12. Chang-Kredl S., Colannino D. Constructing the image of the teacher on Reddit: Best and worst teachers // Teaching and Teacher Education. – 2017. – Vol. 64. – P. 43–51.