Фрагмент для ознакомления
2
В работах, исследующих развитие неврозов в детском возрасте, агрессия рассматривается как неадекватный способ реагирования в трудных ситуациях. При невротическом развитии личности агрессивность выполняет защитную функцию, оберегая ребенка от травмирующих переживаний, которые угрожают эмоциональному благополучию [52].
А. И. Захаров связывает агрессию с заниженной самооценкой, которая формируется под влиянием чувства неудовлетворенности, потери любви. Под агрессивно недружелюбным отношением к другим людям скрывается стремление заслужить уважение к себе хотя бы таким неконструктивным способом. Второй формой проявления агрессивности самоуничижение, чувство вины. Снижение ценности «Я», чувство незащищенности приводит к тому, что агрессия направлена на самого себя (аутоагрессия), до нанесения себе телесного вреда.
Проблема детской агрессивности затрагивается и специалистами в области детской психиатрии и патопсихологии. В психопатологии агрессия рассматривается как извращенный инстинкт самосохранения, что отмечается при различных психических заболеваниях (шизофрении, психопатиях и т.д.), нарушениях психического развития (раннем детском аутизме гиперкинетическом синдроме. Отмечается, что при психических нарушениях развитие агрессивности определяется не только конституциональными особенностями индивида, наследственностью [13], но и влиянием социально-психологических факторов
Формирование агрессивности в детском возрасте обусловлено многими факторами. На ее возникновение влияют особенности взаимоотношений в семье, стиле семейного воспитания, а также примеры агрессивного поведения, которые демонстрируют взрослые, сверстники и телевидения.
Рассматривая факторы, которые регулируют степень агрессии, различные исследователи предлагали различную классификацию. Так, В.Ф. Пирожков [39] в комплексе причин отклонений в поведении детей называет общественные, экономические, идеологические, социально-демографические, социокультурные, социально-бытовые, социально-воспитательные, социально-правовые, социально-медицинские, организационно-управленческие факторы.
Для нас наиболее приемлема классификация факторов агрессивного поведения, которое предлагает Н. В. Алфимова [3]. Автор выделяет следующие факторы, связанные с проявлениями человеческой агрессии: 1) социально-экономическая и политическая организация общества, где преобладает атмосфера конкурентной борьбы за права и привилегии; 2) моральные нормы поведения, заданные социальными условиями; 3) условия микросреды (семья, родственники, круг знакомых и сверстников); 4) характер и система воспитания, способствующих тому, что агрессивные действия становятся привычным средством достижения своих целей, удовлетворяя потребности; 5) возрастные и индивидуально-психологические особенности; 6) наличие соматического неблагополучия, ослабленного здоровья, психических заболеваний; 7) физические условия окружающей среды; 8) влияние алкоголя и наркотиков.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абраменкова В. В. Справочник по психологи и психиатрии детского и подросткового возраста / Ассоциация детских психиатров и психологов / В. В. Абраменкова, М. А. Белянчикова. А. Л. Битова; под ред. С. Ю. Циркин. - 2-е изд, перераб и доп. - СПб., 2004. - 896 с.
2. Аллан Ф. Азбука для родителей / Фромм Аллан. - М. : Астрель. - 2003. -350 с.
3. Алфимова М. В. Психогенетика агрессивности / М. В. Алфимова, В. И. Трубников // Вопросы психологии. - 2000. -№6. - С. 112-123.
4. Безруких М. М. Проблемные дети / М. М. Безруких / Ин-т Рос. Академии образования. - М. : УРАО, 2000. - 312 с.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование / Л. И. Божович. - М. : Просвещение,1968.-464 с.
6. Большой психологический словарь / В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -М. : Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с.
7. Бондаренко Т. Н. Профилактическая диагностика минимальных мозговых дисфункций у детей младшего школьного возраста // Практична психология та социальна работа. — 2002. -№ 7. -С. 44-54.
8. Бурлачук Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Бурлачук Л. Ф - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2008. - 688 с.
9. Бэрон Р. Агрессия / P. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб. : Питер, 2000. - 352 с.
10. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми / Бютнер К. - М. : Педагогика,1991.- 144 с.
11. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений / Вилюнас В. К. - М. : Издательство Моск. ун-та, 1976. - 143 с.
12. Глоссарий психологических терминов / Под. ред. Н. Губина. - М. : Паука,1999.-512 с.
13. Гоббс Т. Сочинения. В двух томах. Том 1. / Томас Гоббс. - М. : Мысль. - 1989.-622 с.
14. Джемс У. Научные основы психологи / Уильям Джемс. - X. : Харвест. - 2003.-528 с.
15. Дубинко Н. А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте / Н. А. Дубинко // Вопросы психологии. -2000.-№!.-С. 53-57.
16. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический етюд / Э. Дюркгейм. - М. : Директмедиа Паблишинг. - 2007. - 744 с.
17. Изард К. Э. Психология эмоций. — СПб., 1999.
18. Кемибелл Р. Как справиться с гневом ребенка. — СПб., 1997.
19. Кендалл Ф. Психотерапия детей и подростков / Ф. Кендалл. - СПб. Питер.-2002.-432 с.
20. Кондаков И. М. Психология. Иллюстрированный словарь / Кондаков И. М. - Спб. : Прайм - ЕВРОЗНАК, 2007. - 783 с.
21. Кордуэлл М. Психология. А- Я : Словарь-справочник / М. Кордуэлл. -[ пер. с англ. К. Ткаченко ]. -М. : ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 448 с.
22. Краснова М. В. Система работы ДОУ по профилактике детской агрессии // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. №1 С.84-89.
23. Креч Д. Нравственность, агрессия, справедливость / Д. Креч, Р. Кратчфилд, И. Ливсон // Элементы психологии. - М., 2001 - 576 с.
24. Левин К. Разрешение социальных конфликтов / К. Левин; [ пер. с англ. И. Ю. Авидон ]. - СПб. : Речь, 2000. - 408 с.
25. Левитов Н. Психологическое состояние агрессии / Н. Левитов // Вопросы психологии.- 1972.-№6.-С. 168-173.
26. Лоброзо Ч. Преступник. Новейшие успехи науки о преступнике. Анархисты / Чезаре Ломброзо. - М. : Инфра-М. - 2004. - 316 с.
27. Локк Д. Избранные философские произведения в двух томах. Том 1 / Джон Локк. - М. : Изд-во социально-экономической литературы. - 1960. - 736 с.
28. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для родителей: Психокорекциоиная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — СПб.: Речь, 2002. -136 с.
29. Майерс Д. Социальная психология (7-е изд) / Д. Майерс. - СПб. : Питер, 2007. - 794 с.
30. Марк Аврелий. Размышления / Марк Аврелий. - СПб. : Эксмо. - 2008. -416 с.
31. Маслоу А. Мотивация и личность / Абрахам Маслоу - СПб. : Питер, 2008. - 352 с.
32. Маханева М.Д., Князева О.Л. Перспективная модель организации деятельности ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2004. С. 144.
33. Мен-Цзы / Первод с кит. В. С. Колоков / СПб. : Петербургское Востоковедение, 1999. - 352 с.
34. Монтескье Ш. О Духе Законов, или об отношениях, в которых законы должны находится / Ш. Монтескье; пер. с фр. А. Г. Горнфельда. - М. : Издание Л.Ф. Пантелеева. - 1990. - 706 с.
35. Налачаджян А. Агрессивность человека. СПб.: Питер, 2007. С.736.
36. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Ф. Ницше; [ пер. с нем. Е. Герцык и др. ]. - М. : Культурная революция, 2005. - 880 с.
37. Паренс Г. Агрессия наших детей / Г. Паренс ; | пер. с англ. Л. Г. Герцик, А. В. Решетникова]. - М. : Форум, 1997. - 160 с.
38. Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга / Петровская Л. А. - М., 1982. - 168 с.
39. Пирожков В. Ф. Криминальная психология. Книга вторая. Подросток в условиях социальной изоляции / В. Ф. Пирожков. - М. : Ось. - 1998. -320 с.
40. Словарь-справочник родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями / под ред. Л. Г. Гусляковой, С. Г. Чудовой. - Барнаул, 2001.-92 с.
41. Смирнова Е. О. Психологические особенности и варианты детской агрессивности / Е. О. Смирнова, Г. Р. Хузеева // Вопросы психологии. -2002.- С. 17-26.
42. Тард Г. Преступник и перступление. Сравнительная преступность. Преступления толпы / Габриель де Тард. - М. : Директмедиа Паблишинг. - 2007. - 744 с.
43. Философские трактаты Сюнь-Цзи. Исследование. Перевод. Размышление китаеведа / Сост. Е. В. Якимова. - М. : Наталис. - 2005. - 432 с.
44. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы / Анна Фрейд ; [ пер. с англ. М. Р. Гинзбурга ]. - М. : Педагогика-Пресс, 1993. - 144 с.
45. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм; [ пер. с англ. Э. М. Телятникова, Т. В. Панфилова ]. - Изд-во : АСТ. - 2004. — 635 с.
46. Хекхаузен X. Агрессия / X. Хекхаузен // Мотивация и деятельность : в 2 т.-М., 1986,-Т. 1.-405 с.
47. Чижова, О.В. Детская агрессивность / О.В. Чижова, С. Ю. Калинина. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 160с.
48. Швалб Ю. М. Возрастная психология : учебн. пособие [ для студ. вузов ] / Ю. М. Швалб, И. Ф. Муханова. - Донецк : Норд-Пресс, 2005. -304 с.
49. Эриксон Э. Идентичность : юность и кризис / Эрик Эриксон. - М. : Прогресс, 1996.-340 с.
50. Ямамото Цунэтомо. Хагакурз. Книга самурая / под ред А. Г. Кудряшова. - Санкт-Петербург : узд-во «Диля», 2010. - 208 с.
51. Яценко Т. С. Агрессия : психодинамическая теория и феноменология / Т. С. Яценко, А. В. Глузман, И. В.Калашник, А. Е. Мелоян. - К. : Вища школа.-2010.-271 с.
52. Bandura A. Aggression : Social learning analysis / Bandura A. - N. Y., 1986.- 197 p.
53. Bandura A. Aggression. Child Psychology. The Sixty Second Year- book of the National Society for the study of Aggression. Part 1 / A. Bandura, R. Walters. - Chicago, 1963. -P. 364-415.
54. Bowlby J. Separation anxiety / J. Bowlby // International Journal of Psychoanalysis. - 1960. - N. 41. - P. 89-113.
55. Buss A. H. The psychology of aggression / A. H. Buss. - New York, 1961. -P. 169-181.
56. Dodge K. A. Social information-processing factors in reactive and proactive agression in cildren's peer groups I K. A. Dodge, J. D. Coie // Journal of Personality and Social Psychology. - 1987.-N 53.-P. 170-191.
57. Feshbach N. The Relations Between Empathy and Aggression in Two Age Groups / N. Feshbach, S. Feshbach // Developmental Psychology. - 1973. -N l.-P. 186-191.
58. Horney R. The Nevrotic Personality of Our Time / Homey R. - N.Y., 1936. -289 p.
59. Kaufmann H. Aggression and Altruism / Kaufmann H. - New York : Holt, Rinehart and Winston, 1970. - P. 37-43.
60. Tinbergen N. On war and peace in animals and man / N. Tinbergen // Caplan A/L. the sociobiology debate. - New York : Harper and Row, 1978. - P. 76-99.
61. Zilmann D. Hostility and aggression /Zilmann D. - N.Y., 1983. - 361 p.