Фрагмент для ознакомления
2
В целом, сущность антикризисного финансового управления заключается в снижении вероятности возникновения кризиса и воздействии на ход его развития с целью минимизации негативных финансовых последствий для организации. Отсюда вытекают и задачи антикризисного финансового управления, где в качестве первой задачи выступает снижение вероятности возникновения финансового кризиса, а вторая задача заключается в минимизации негативных финансовых последствий кризиса для организации путем принятия антикризисных управленческих решений.
Первая задача решается путем разработки всего комплекса локальных внутренних документов, регулирующих всю финансово-хозяйственную деятельность в организации. Одним из эффективных инструментов снижения вероятности возникновения финансового кризиса в компании является страхование рисков. Риски потому так и называются, поскольку могут быть рассчитаны вероятностными математическими методами на основе имеющихся статистических данных. Здесь возможны различные их виды: страхование урожая, груза, имущества и прочего. В целом, страхование рисков достаточно дорогостоящее мероприятие, которое приводит к уменьшению прибыли. Руководство каждой компании самостоятельно принимает решение - идти на риск или нет. В то же время грамотное применение совокупности данных методов оказывает решающее влияние на недопущение возникновения финансового кризиса. [24]
В условиях неопределенности, существующей в рыночной экономике, даже при идеальном выполнении служащими своих обязанностей существует вероятность возникновения финансового кризиса и на первый план выходит вторая задача, которая решается уже принятием решений на высшем уровне управления, для которых необходим анализ исходных данных. При этом, чем раньше будут приняты грамотные управленческие решения, тем лучше будет решена вторая задача.
В программе антикризисного управления можно обозначить наличие трех систем развития предприятия, обуславливающих выбор направлений антикризисного управления: «условно-стабильная система», в которой достаточно проведения пассивного антикризисного управления, «система с проявлением кризисных явлений» и «общекризисная система», требующая применения активных антикризисных мер.
Цели антикризисного управления предприятием варьируются в зависимости от типа финансовой системы предприятия. Так, при условно-стабильной системе целью антикризисного управления является диагностика показателей деятельности предприятия с целью своевременного выявления проявлений кризисных явлений. В системе с проявлением кризисных явлений антикризисное управление направлено на локализацию выявленных кризисов, преодоление их негативного влияния и восстановление докризисных показателей. При общекризисной системе целью антикризисного управления является управление предприятием в условиях продолжительного кризиса (стагнации). Каждая модель антикризисного управления имеет соответствующие этапы, реализация которых призвана максимально нивелировать негативное влияние кризисных явлений на деятельность предприятия. К методам антикризисного управления можно отнести всю совокупность методологических инструментов, включающих комплекс мер от предварительной диагностики кризиса до методов его устранения и преодоления. Исходя из сущностных характеристик и необходимости принятия решения о применении антикризисных методов на каждом этапе жизненного цикла предприятия, предполагается их рассмотрение с точки зрения диагностических методов и методов управления кризисной ситуацией. [17]
На основе применения методического подхода к формированию системы прогнозирования антикризисных мер управления на предприятии предложено использование алгоритма антикризисного управления по осуществлению выбора направления антикризисного управления на предприятиях (пассивный или активный).
3. Статистика банкротств в России
Данные судебной статистики по банкротствам представлены в виде таблицы 1,
Таблица 1 - Судебная статистика по банкротствам за период с 2008 по 2015 гг. [10-13]
Годы 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Поступило заявлений о признании должников несостоятельными (банкротами) 34367 39579 40243 33385 40864 31921 41966 50779
из них:
принято к производству 27032 35545 33270 27422 33226 27351 35583 41040
Количество дел, по которым проводилась процедура финансового оздоровления 48 53 91 94 92 67 22 36
из них:
прекращено производство по делу в связи с погашением задолженности 6 2 6 7 3 4 6 7
В процентах: 8.3 3.8 6.6 7.4 3.2 6.0 27.0 19.0
Количество дел, по которым проводилась процедура внешнего управления 579 604 908 986 922 803 381 413
из них:
прекращено производство по делу в связи с восстановлением платежеспособности 40 11 14 13 25 15 18 14
В процентах 7.0 1.8 1.5 1.3 2.5 1.9 4.7 3.4
Таблица составлена на основании справки о рассмотрении арбитражными судами Российской Федерации дел о несостоятельности (банкротстве) в 2008 - 2012 гг. сведений о рассмотрении арбитражными судами Российской Федерации дел о несостоятельности (банкротстве) в 2010 - 2013 гг., отчетах о работе арбитражных судов Российской Федерации по рассмотрению дел о банкротстве в 2014 и 2015 годах.
На основании анализа представленных данных можно сделать следующие выводы. В 2015 году по сравнению с предыдущими годами количество поступивших заявлений о признании должников несостоятельными (банкротами) увеличилось в среднем на 20 %, одновременно возросло и число принятых к производству дел. Наблюдается несущественное увеличение количества дел, по которым прекращено производство в связи с погашением задолженности за последние восемь лет. Вместе с тем, в 2015 году количество дел, по которым проводилась процедура финансового оздоровления, составило 36 единиц, что почти в два раза меньше чем в 2013 году. Рост количества арбитражных дел, по которым прекращено производство, в связи с погашение задолженности также незначителен. В 2015 году погасили задолженность всего семь компаний, что составляет 1,7% от общего количества дел, принятых к производству.
Количество дел, по которым проводилась процедура внешнего управления, имеет тенденцию к снижению. Наибольшее количество дел наблюдалось в период с 2010 года по 2013 год. Так в 2010 году данная цифра составила 908 дел. В 2015 году под процедурой внешнего управления находилось всего 413 предприятий, в том числе прекратили производство в связи с восстановлением платежеспособности всего 14 организаций, что составило 3,4 % от общего количества. Из вышеизложенного следует, что количество организаций, погашающие задолженности перед кредиторами и восстанавливающие свою платежеспособность от общего количества дел, принятых к производству незначителен. Наблюдается стойкая тенденция неблагоприятного развития событий в отношении несостоятельных организаций.
Антикризисное финансовое управление компанией заключается в маневрировании финансами с целью наиболее эффективной нейтрализации вызовов, возникающих в результате негативного изменения факторов (рисков), оказывающих влияние на возможность возникновения и развития финансового кризиса в компании. Как правило, эти риски часто имеют не финансовую природу. Управленческие решения по устранению негативных последствий воздействия негативных факторов применяются во всех сферах хозяйственной деятельности предприятия. Тем не менее, последствия их принятия всегда сводится к перераспределению финансовых потоков.
Таким образом, под антикризисным финансовым управлением в настоящей статье авторами понимается процесс воздействия на финансовое состояние организации с целью устранения и/или минимизации последствий кризисных явлений.
Процесс антикризисного финансового управления представляет последовательную смену уровней кризисного финансового состояния организации (удовлетворительное, неустойчивое, неплатежеспособное состояние, банкротство).
Начальным этапом проведения процесса антикризисного финансового управления является финансовая диагностика кризиса компании. После проведения диагностических процедур, с использованием данных финансового анализа, происходит оценка ситуации для определения степени угрозы банкротства. Следующий этап процесса заключается в определение проблем, которые выявлены в ходе проведения финансовой диагностики. На заключительном этапе формулируется управленческое решение, на основании которого вырабатывается система мер по устранению или, в случае невозможности устранения, минимизации ущерба от финансового кризиса в организации.
4. Российские и зарубежные подходы к формированию модели антикризисного управления предприятием
В традиционном российском подходе антикризисное управление - это комплекс управленческих мер по диагностике, предупреждению, нейтрализации и преодолению кризисных ситуаций. В широком смысле антикризисное управление представляет собой системное управление объектом хозяйствования на определенном уровне экономики с целью противодействия кризису. В узком смысле - это управление предприятием в состоянии кризиса, что проявляется в его неплатежеспособности, которая в особо тяжелом случае нейтрализуется через процедуру банкротства.
Задачи антикризисного управления: своевременное распознавание предкризисных ситуаций, принятие необходимых превентивных мер по предотвращению кризисных явлений, восстановление платежеспособности предприятия, предотвращение банкротства предприятия (либо его разделения или поглощения конкурентами), вывод предприятия из кризиса, минимизация отрицательных кризисных последствий. Для решения этих задач необходимо постоянное наблюдение за факторами макро- и микроокружения предприятия, его финансовым состоянием; постепенная структурная перестройка всей хозяйственно-экономической деятельности; реализация профилактических защитных мер, которые могут существенно смягчить характер протекания кризиса, или вовсе избежать его.
Можно выделить следующие принципы антикризисного управления:
принцип постоянной готовности реагирования управленцев к возможному нарушению экономического равновесия предприятия на любом этапе его развития;
принцип превентивных действий с помощью ранней диагностики предкризисного состояния предприятия;
принцип быстрого реагирования;
принцип адекватности реагирования;
принцип комплексности принимаемых решений;
принцип поиска альтернативных вариантов с учетом уровня их результативности и оценкой затрат;
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Байгулова А.А., Якушенко А.А. Система показателей стратегического отраслевого бизнес-анализа // Проблемы экономики и менеджмента. 2016. №1 (53). С. 23 - 26.
2. Бланк И.А. Система антикризисного управления предприятия: важнейшие принципы и этапы // Элитариум: центр дистанционного образования. URL: http://www.elitarium.ru/antikrizisnoe-upravlenie-predprijatie-indikator-princip-stadii-monitoring (дата обращения: 10.02.2018).
3. Галимов И.А., Ардеева Л.Н. Актуальность антикризисного управления для России // Молодой ученый. 2014. №9. С. 261 - 263.
4. Гарина Е. П., Медведева О. В., Шпилевская Е. В. Антикризисное управление: учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2011. 345 с.
5. Ивасенко А. Г., Никонова Я. И., Каркавин М. В. Антикризисное управление: учебное пособие. 3-е изд. М.: КНОРУС, 2016. 504 с.
6. Ивасенко А.Г. и др. Антикризисное управление: учебное пособие. Москва: КНОРУС, 2010. 504 с.
7. Клочан В. П., Вишневская О. М., Костаневич Н. И. Организация и методика экономического анализа: уч. пос. Николаев: Изд. центр Николаевского государственного аграрного университета, 2010. 194 с.
8. Коротков Э. М. Антикризисное управление: учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2016. 406 с.
9. Нечай М.Г. Антикризисное управление финансовой устойчивостью предприятий с учетом внешних и внутренних факторов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Томск, 2009
10. Официальный сайт судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации (Отчет о работе арбитражных судов Российской Федерации по рассмотрению дел о банкротстве в 2014 году). [Электронный ресурс]: URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79 (дата обращения 10.02.2018).
11. Официальный сайт судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации (Отчет о работе арбитражных судов Российской Федерации по рассмотрению дел о банкротстве в 2015 году). [Электронный ресурс]: URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79 (дата обращения 10.02.2018).
12. Официальный сайт Федеральных арбитражных судов Российской Федерации (Справка о рассмотрении арбитражными судами Российской Федерации дел о несостоятельности (банкротстве) в 2008 - 2012 гг.). [Электронный ресурс]: URL: http://www.arbitr.ru/press-centr/news/totals (дата обращения 10.02.2018).
13. Официальный сайт Федеральных арбитражных судов Российской Федерации (Сведения о рассмотрении арбитражными судами Российской Федерации дел о несостоятельности (банкротстве) в 2010 - 2013 гг.). [Электронный ресурс]: URL: http://www.arbitr.ru/press-centr/news/totals (дата обращения 10.02.2018).
14. Ряховская А. Н., Арсенова Е. В., Распопов В. М. Антикризисное бизнес-регулирование: монография. М.: Магистр, 2015. 256 с.
15. Ряховский Д. И., Акулова Н. Г. Современные инструменты реализации антикризисных стратегий предприятий // Проблемы современной экономики. 2014. № 1 (49). С. 85-91.
16. Сизова Т.В., Сизова Д.А. Сущность и задачи антикризисного финансового управления // Проблемы современной науки и образования - 2016- №30 (72).
17. Терещенко О. А. Антикризисное управление финансами предприятий. Автореф. дисс. докт. эк. наук. К.: КНЭУ, 2005. 40 с.
18. Файншмидт Е. А. Теория антикризисного управления. М.: Российская академия государственной службы при Президенте РФ, 2010. 166 с.
19. Фаткуллина А.Р. Проблемы при разработке и реализации стратегии предприятия // А.Р. Фат- куллина, З.В. Андреева, В.А. Егоров // Наука, образование, общество: актуальные вопросы и перспективы развития // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 3 частях. - М.: ООО «АР-Консалт». - 2015, С. 150-151.
20. Фомин Я.А. Диагностика кризисного состояния предприятия: учебное пособие для вузов. - М.: Юнити-Дана, 2003
21. Хамалинский И. В. Антикризисное управление коммерческими организациями России в современных условиях // Вестник Международного института экономики и права. 2013. № 2 (11). С. 33-38.
22. Шепеленко Г. И., Чернышева Ю. Г. Антикризисное управление производством и персоналом: учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2015. 237 с.
23. Шеремет А. Д., Сайфуллин Р. С. Методика финансового анализа. М.: Инфра-М, 1995. 176 с.
24. Шмаков Р.А. Совершенствование элементов управляющей подсистемы в системе антикризисного управления промышленным предприятием. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук .Ижевск, 2004
25. Шульгина Л. В., Овсянников С. В. К вопросу о формировании сбалансированной системы антикризисных мер для промышленных предприятий // Вестник Тамбовского университета. 2012. № 3. Т. 107. С. 63-70.
26. Caddy, I. Intellectual capital: recognizing both assets and liabilities. / I.Caddy // Journal of Intellectual Capital. - 2000. - №2 - pp. 129-146
27. Kaplan R., Norton D. The Balanced Scorecard. Translating Strategy into Action. Boston, 1996. P. 44.
28. Prahalad, C.K. The core competence of the corporation / C.K.Prahalad, G. Hamel. // Journal of Intellectual Capital. - 2000. - №4 - pp. 312-327.
29. Rodov, I. FiMIAM: financial method of intangible assets measurement. /I.Rodov. // Journal of Intellectual Capital. - 2002. - №3 - pp. 323- theory. / P.Sanchez, C.Chaminade, M. Olea // Journal of Intellectual Capital. - 2000. - №4. - pp. 312-327.
30. Stewart, T.A. The New Wealth of Organizations. / T.A.Stewart. // New York: Currency Doubleday. - 1997. - №4. - p. 67
31. Wileman, A.A Сapital idea. / А.А.Wileman. // Management Today. - 1999. - №2. - pp. 129-146.