Фрагмент для ознакомления
2
Банк передавал ссудный капитал во владение предпринимателю на определенный срок. Передаваемой функцией здесь выступает функция управления ссудным капиталом. В роли доходов банка - процентный доход, доходом предпринимателя выступает величина прибыли, полученная при использовании ссудного капитала, за вычетом величины процента.
В современных корпоративных образованиях ситуация принципала - агента возникает между акционерами и наемным управляющим - менеджером, которому передается в оперативное управление собственность за определенную награду (заработная плата, бонусный пакет, льготы).
Впервые термин «принципал - агент» введен А. Берлем и К. Минзом в работе «Современная корпорация и частная собственность», опубликованной в 1932 г., в которой ученые продолжают мысли К. Маркса и констатируют факт отделения функции управления от функции собственности.
В 1937 г. опубликована работа Р. Коуза «Природа фирмы», где указывается на существование транзакционных издержек, издержек по составлению и исполнению контрактов, а существование фирмы обусловлено минимизацией этих издержек, размер фирмы зависит от их минимизации.
Эти две работы легли в основу агентской теории, одного из направлений новой институциональной теории. В отличие от неоклассической доктрины, где предполагалось, что обмен происходит мгновенно и без издержек и строго соблюдается выполнение контрактов, неоинституциональная теория на первый план выдвигает издержки, возникающие при взаимодействии экономических субъектов.
Агентской теорией предполагается, что агент максимизирует свою функцию максимальной полезности, а не исходит из интересов собственников (оппортунистическое поведение). Дальнейшее развитие теория агентских взаимоотношений получила в работе М. Дженсена, где ученый выделяет два подхода к исследованию данных отношений:
1.Позитивистская теория агентских взаимоотношений (исследует конкретные ситуации, влияние контрактных технологий, физического и человеческого капитала).
2. Теория отношений принципал - агент (исследует влияние предпочтений сторон в контракте, источники информационной асимметрии и неопределенности) .
В условиях роста интеграции и социализации всех экономических процессов в агентские отношения вовлекаются все большее количество участников (стейкхолдеров) (стейкхолдерская теория фирмы, теория агентских взаимоотношений заинтересованных сторон). В рамках стейкхолдерской теории менеджер, принимая решение, должен учитывать интересы всех стейкхолдеров (рис. 2).
Рис. 2. Стейкхолдеры в агентских отношениях (в «стейкхолдерской» теории фирмы)
Основным инструментом, регулирующим агентские отношения, является неполный контракт. При заключении контракта выделяется два вида проблем: предконтрактные (ex ante) и постконтрактные (ex post). Существование конфликта между принципалом и агентом обусловлено оппортунизмом одной из сторон. Общая схема агентских отношений представлена на рис. 3.
Рис. 3. Схема агентских взаимоотношений
Агентская теория (и присущая ей проблема оппортунизма) исходит из ограниченной рациональности экономических агентов, которая обусловлена недостаточностью информации, а также отсутствием возможности ее переработки.
Ограниченная рациональность и оппортунизм создают условия асимметричности информации, когда информация, касающаяся всех стейкхолдеров, доступна не всем. Оппортунизм подразделяют на предконтрактный - стадия поиска партнера, и постконтрактный - стадия заключения контракта. Асимметричность информации на предконтрактной стадии принимает вид скрытой информации, а на постконтрактном этапе - вид скрытых действий .
Проблему скрытой информации можно проиллюстрировать на примере поиска принципалом агента для выполнения определенной функции. На рынке заведомо существуют два типа агентов: хорошие, для которых интересы принципалов важнее их собственных, и плохие, для которых собственные интересы выше интересов принципала. Информация о типе агента (хороший или плохой) имеется только у самого агента, что приводит к эффекту неблагоприятного отбора, т. е. к вытеснению с рынка лучших агентов худшими.
Различают два вида агентских издержек, они бывают прямые и косвенные. Прямые агентские издержки - это издержки контроля и самоограничения. Пример издержек контроля - это когда появляются затраты на содержание и проведение общего собрания акционеров и совета директоров. А примером издержек самоограничения могут быть затраты на проведение внутреннего аудита в компании, на страхование рисков и т.д. Касательно косвенных агентских издержек - это потери доходов из-за недостаточного совершенства контроля над действиями агентов и неполноты контрактов. К таким издержкам могут быть отнесены издержки расхождения,
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Дженсен М. К., Меклинг У Х. Теория фирмы. Поведение менеджеров, агентские издержки и структура собственности // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2004. - Вып. 4. (8 Менеджмент).
2. Милгром П., Робертс Дж. Экономика, организация и менеджмент. - СПб.: Экономическая школа, 1999. - Т. 1.
3. Олейников А. А. Экономическая теория. Политическая экономия национального хозяйства / Отв. ред. О. А. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2011. - 1136 с.
4. Фуруботн Э. Г., Рихтер Р Институты и экономическая теория: Достижения новой институциональной экономической теории : пер. с англ. / Под ред. В. С. Катькало, Н. П. Дроздовой. - СПб.: Издат. дом Санкт- Петерб. гос. ун-та, 2005. - 702 с.