Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Ген – это единица наследственности и изменчивости, представляющий собой участок молекулы ДНК, несущий информацию о синтезе определенного полипептида или нуклеиновой кислоты. Набор генов в конкретном организме, получивших их от родителей – это генотип, а содержащиеся в гаплоидном наборе хромосом гены – это геном .
Говоря о единстве химического состава как о свойстве биологической систему необходимо вспомнить, что ДНК и РНК – это полимеры, состоявшие из нуклеотидов. В свою очередь нуклеотиды – это фосфорные эфиры нуклеозидов аденозина, гуанидина, тимидина, уридина и цитидина, которые связаны с сахаром – дезоксирибозой или рибозой азотистых оснований. Азотистые основания – гетероциклические органические соединения, производные пурина – аденин и гуанин, или пиримидина – тимин, урацил, цитозин.
Геном – это структурированная система. На первом уровне организации находятся отдельные нуклеотиды, которыми записан генетический код организма. Эти нуклеотиды собраны в спиральную макромолекулу – ДНК или РНК. В клетках эукариот ДНК располагается в ядре в составе хромосом. ДНК имеет четыре уровня упаковки:
− Нуклеосомный (спираль ДНК, намотанная на белковый комплекс, который содержит 8 молекул белков гистонов). Нуклеосомы напоминают бусы, каждая из бусин которых содержит около 150 пар нуклеотидов. Упаковка ДНК в нуклеосомы укорачивает ее в 7 раз.
− Фибриллы, образованные при сближении нуклеосом с помощью гистона Н1. Уменьшение размера ДНК при этом происходит в 6-10 раз.
− Петлевая упаковка, обеспечивающая негистоновыми белками, которые связывают между собой определенные последовательности ДНК, уменьшая тем самым ее длину в 20-30 раз. У млекопитающих в типичной хромосоме содержится до 250 таких петель.
− Хромосома. Перед тем, как происходит деление, молекулы ДНК удваиваются, все петли укладываются в стопки, хромосома утолщается и вида в световой микроскоп. На этом уровне хромосома представляет собой 2 хроматиды, каждая из которых содержит по 1 молекуле ДНК.
ДНК, как и любая другая макромолекула в организме синтезируется из веществ, источником которых стали вещества, поступающие в организм извне. Таким образом, ген как биологическая система обладает способностью к обмену с окружающей средой веществами и энергией, что говорит об открытости данной системы.
Гены никогда не смешиваются, они являются стабильными структурами, всегда сохраняющими свой состав. При этом каждый ген кодирует свой признак, образуя систему, элементы которой находятся в тесно взаимодействии. Это позволяет говорить о дискретности и целостности генов как биологической системы .
Экспрессия генов, т.е. реализация заложенной в них информации – это строго регулируемый процесс. К уровням регуляции экспрессии генов можно отнести:
− Регуляция на уровне транскрипции. Это основной уровень регуляции экспрессии у эукариот. Варианты такой регуляции весьма разнообразны. Наиболее универсальным методом регуляции транскрипции служит конденсация-деконденсация хроматина.
− У эукариот транскрипция гена еще не означает его проявления в фенотипе. Молекулы РНК, синтезированные в ходе транскрипции, у эукариот подвергаются существенным модификациям. Совокупность таких преобразований составляет сущность процессинга. Это еще один уровень регуляции.
− Регуляция на уровне трансляции изучена недостаточно полно. В целом избирательная трансляция м-РНК осуществляется отбором определенных мРНК путем блокировки доступа к рибосомам.
− Наконец, регуляция на уровне посттрансляционной модификации белка связана с регуляцией активности ферментов, основанный на присоединении молекул-эффекторов, в роли которых часто выступают конечные продукты биосинтеза .
Несмотря на тот факт, что ген – это стабильная структура, она подвержена постоянным мутациям, изменениям. В некоторых случаях эти изменения позитивны и ведут к эволюционному продвижению вида, а в некоторых – приводят к летальным мутациям, либо к мутациям, существенно снижающим жизненность индивида, популяции .
Таким образом, актуальность исследования определяется широким распространением различных мутаций, их тяжелыми последствиями для человеческой популяции.
Цель исследования состоит в изучении влияния мутаций на организм человека.
Задачи исследования:
1. Дать понятие мутации, их классификацию.
2. Изучить наиболее значимые факторы, вызывающие мутации.
3. Охарактеризовать тяжелые металлы и диоксины как факторы мутации.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования.
ГЛАВА 1. Классификация мутаций
Мутациями называются стойкие скачкообразные изменения в наследственном аппарате клетки, которые не связаны с рекомбинацией генетического материала.
По причине развития все мутации можно разделить на следующие группы:
– Спонтанные мутации. Это мутации, которые возникают самостоятельно под влиянием естественных мутагенов как экзогенного, так и эндогенного происхождения.
– Индуцированные мутации. Это мутации, который вызываются направленным воздействием на организм физических, химических, биологических мутагенов.
По виду клеток, которые затронуты мутацией, выделяются:
– Гаметные мутации. Это мутации, которые возникают в половых клетках, наследуются потомством, обнаруживаются во всех клетках организма, являются причиной наследственных патологий.
– Соматические мутации. Это мутации в соматических клетках, которые не передаются по наследству.
– Мозаичные мутации. Это мутации, которые затрагивают отдельные клетки эмбриона, плода. В результате одни клетки имеют нормальный кариотив, другие – аномальный.
По значению выделяются:
– Патогенные (болезнетворные) мутации.
– Нейтральные мутации.
– Благоприятные мутации.
По объему поврежденного материала выделяются:
– Генные мутации. Изменения, которые происходят в генах.
– Хромосомные мутации. Мутации в виде структурных хромосомных аберраций.
– Геномные мутации. Численные хромосомные аберрации .
Таким образом, существует несколько подходов к классификации мутаций. Изучим отдельные группы мутаций.
1.1. Спонтанные мутации
Спонтанные мутации возникают под действием естественных факторов среды самопроизвольно.
Одним из самых явных мутагенов в данном случае выступает радиация.
Примерные годовые эквивалентные дозы облучения за счет природных источников ионизирующего излучения в регионах с нормальным радиационных фоном представлены в таблице 5.
Таблица 5
Примерные годовые эквивалентные дозы облучения за счет природных источников ионизирующего излучения в регионах с нормальным радиационных фоном
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Акуленко Л.В. Медицинская генетика: учебник для медицинских училищ и колледжей: учебник для студентов средних образовательных учреждений / Л.В. Акуленко, И.В. Угаров; под ред. О.О. Янушевича, С.Д. Арутюнова. – М.: Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2013. – 203 с.
2. Бобылева Л.А. Химический мутагенез и проблемы экологической безопасности населения промышленных городов / А.Л. Бобылева // Современные наукоемкие технологии, 2015. – № 12-4. – С. 590-594.
3. Внутренние болезни. военно-полевая терапия: учебное пособие/ Под ред. проф. А.Л. Ракова и проф. А.Е. Сосюкина. – СПб.: ООО «Издательство ФОЛИАНТ», 2003. – 384 с.
4. Гайнутдинов И.К.. Медицинская генетика: учебник / И.К. Гайнутдинов, Э.Д. Юровская. – М.: Дашков и Ко, 2008. – 334 с.
5. Генетика. Учебник для вузов/ под ред. академика РАМН В.И.Иванова. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2006. – 638 с.
6. Генетика. Учебник для вузов/ под ред. академика РАМН В.И.Иванова. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2006. – 638 с.
7. Жадан С.А. Роль наследственности в патологии: учебно-методическое пособие / С.А. Жадан, Т.Н. Афанасьева, Ф.И. Висмонт. – Минск: БГМУ, 2012. – 37 с.
8. Заяц Р.Г., Рачковская И.В. Основы общей и медицинской генетики: Учеб. пособие. – Мн.: Выш.шк., 1998. – 255 с
9. Ильин Л.А. Радиационная гигиена/ Л.А. Ильин, И.П. Коренков, Б.Я. Наркевич. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. – 416 с
10. Краткий словарь основных генетических терминов и понятий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://krasgmu.net/_ld/2/233_kratkii_slovar_.pdf (дата обращения: 28.01.2022).
11. Кульмакова, Н.И. Общая токсикология: учеб. пособие / Н.И. Кульмакова. – М.: РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, 2017. – 139 с.
12. Ларионов, Н.М. Промышленная экология: учебник и практикум для СПО / Н.М. Ларионов, А.С. Рыбышенков. - 2-е–изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 382 с.
13. Медицинская и клиническая генетика для стоматологов: учебное пособие: учебник для студентов медицинский вузов / Л. В. Акуленко и др.; под ред. О.О. Янушевича. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 398 с.
14. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: учебник по дисциплине «Микробиология, вирусология и иммунология» для студентов учреждений высшего профессионального образования: в 2 т. Т. 1 / под ред. В.В. Зверева, М.Н. Бойченко. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 447 с.
15. Медицинская генетика : учебник для медицинских училищ и колледжей / Н. П. Бочков и др. ; под ред. Н.П. Бочкова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 223 с.
16. Петросян В.С. Химия и токсикология окружающей среды: учебник / В.С. Петросян, Е.А. Шувалова. – М.: Буки Веди, 2017. – 640 с.
17. Рубан Э.Д. Генетика человека с основами медицинской генетики: учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Э.Д. Рубан. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 319 с.
18. Тератология человека: руководство для врачей / Г.И. Дазбк и др.; под ред. Г.И. Лазюка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1991. – 479 с
19. Токсикология и медицинская защита: учебник для студентов и курсантов медицинских и фармацевтических вузов / А.Н. Гребенюк и др.; под ред. А.Н. Гребенюка. – СПб.: Фолиант, 2016. – 670 с.
20. Токсикология: промышленные и экологические аспекты: учеб. пособие для студ. технических вузов всех направлений подготовки и форм обучения / В.М. Смирнова, А.В. Борисов, Г.Н. Борисова, Е.Г. Ивашкин. – Н. Новгород: Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, 2019. – 239 с.
21. Шильникова, Н.В. Промышленная токсикология: учеб. пособие / Н.В. Шильникова, Ф.М. Гимранов. – Казань: Изд-во КНИТУ, 2018. – 119 с.
22. Pilsner JR, Parker M, Sergeyev O, Suvorov A. Spermatogenesis disruption by dioxins: Epigenetic reprograming and windows of susceptibility. Reprod Toxicol. 2017 Apr. 69. 221-229.