Фрагмент для ознакомления
2
На практике происходит масса нарушений, которые приводят к незаконной рубке, а именно: подделки лесных деклараций (в которых указывается фактическая сумма, на которую разрешена выдача леса), рубка на лесосеках без разрешения с легкой руки лесничих (допустим, в документах определяется так называемая выборочная вырубка, а производится сплошная), а также подделка акта лесопатологического обследования.
В ходе работ по лесопатологическому обследованию специалисты проводят оценку санитарного и лесопатологического состояния насаждений, устанавливают причины повреждения, определяют его границы, необходимый вид санитарных рубок и выбираемый объем древесины. По результатам лесопатологического обследования назначаются необходимые санитарно-оздоровительные мероприятия (в том числе санитарные рубки, уборка захламленности и др.). Именно данный акт может привести к вырубке вполне здоровых лесных насаждений как "больных" лесных насаждений. Соответственно, без подделки документов провести данную процедуру невозможно .
Анализ совершаемых преступлений в сфере лесопользования показал, что в основе лежит экономическая составляющая. Так, при добросовестном подходе к установлению умысла при совершении незаконных рубок устанавливается, что лица вовсе не хотели нарушать лесное законодательство, а совершили это исходя из желания улучшить свое материальное состояние, а именно в подавляющем большинстве случаев реализовать незаконно заготовленную древесину скупщикам в пункты приема пилорамы, что, конечно, носит корыстный характер.
Кроме того, так называемая "возвращенная техника", изъятая в рамках ст. 260 УК РФ (так как не является орудием преступления), как правило, передается владельцам и используется в последующем в тех же целях, что и ранее. Анализ показал, что в районах, подверженных преступлениям в сфере лесопользования, одни и те же лица систематически совершают незаконную рубку и у них зачастую изымается одна и та же техника.
Достаточно много совершается незаконных рубок местным населением для личных нужд (строительство, ремонт, заготовка дров), которые ежегодно в осенне-зимний период приобретают массовый характер.
При наличии значительных ресурсов рубки и заготовки древесины для указанных нужд, которая может осуществляться за счет нежизнеспособного леса (поврежденный пожарами, зараженный вредителями, ветровал), имеют место факты рубки сырорастущих деревьев местным населением вне отведенных лесосек. Указанное свидетельствует о необходимости изучения действующих процедур отвода участков лесного фонда для заготовки древесины местным населением в целях их ускорения и повышения эффективности. Это позволит удовлетворить потребности населения в топливе, стройматериалах, ускорит очистку лесного фонда от нежизнеспособной древесины, наличие которой способствует возникновению пожаров и распространению заражения лесного фонда. Сокращение сроков от принятия решения о передаче нежизнеспособного леса в рубку местному населению до фактической возможности ее осуществления позволит максимально сохранить потребительские качества древесины, которые со временем утрачиваются, и в итоге снизить количество незаконных рубок, совершаемых местным населением из-за необходимости удовлетворения собственных потребностей. Упрощение порядка выдачи разрешительных документов, сокращение сроков их выдачи возможно при одновременном усилении контроля за их использованием .
По мнению авторов, необходимо дополнить содержание ст. 260 УК РФ указанием на возможность привлечения к ответственности как за рубку, так и за хищение лесных насаждений. Это позволит повысить эффективность борьбы с нарушением правил лесопользования.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5278.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
3. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об охране окружающей среды" // "Российская газета", N 6, 12.01.2002.
4. Всемирный фонд дикой природы: за живую планету! Лента новостей // URL: https://wwf.ru (дата обращения: 04.02.2022 г.)
5. Амурский филиал Всемирного фонда дикой природы: Борьба с незаконными рубками // URL: https://wwf.ru/regions/amur (дата обращения: 04.02.2022 г.)
6. Газета «Бурятия»: «В Бурятии возбуждено уголовное дело в отношении индивидуального предпринимателя за приобретение незаконно срубленной древесины» // URL: https://burunen.ru (дата обращения: 02.02.2022 г.)
7. Горяинов К.К., Кондратюк Л.В. Анализ состояния преступности и планирование деятельности подразделений уголовного розыска. М., 2016. С. 30.
8. Дицевич Я.Б. Противодействие преступности в сфере лесопользования: проблемы и перспективы / Я.Б. Дицевич, О.А. Белых, Г.Д. Русецкая // Всероссийский криминологический журнал. — 2017. — Т. 11, № 2. — С. 308–317. — DOI: 10.17150/2500-4255.2017.11(2).308-317.
9. Ерзнкян Б.А., Арутюнян С. М. Лесопромышленный комплекс России: проблемы финансирования и перспективы модернизации // Экономический анализ: теория и практика. 2017. № 4 (463). С. 667–691. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/lesopromyshlennyy-kompleks-rossii-problemy-finansirovaniya-i-perspektivymodernizatsii (дата обращения: 03.02.2022 г.)
10. «Единый отчёт о преступности» с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года (статистические данные по ст. 260 УК РФ): сводный отчёт по Приморскому краю.
11. Земенцкий Ю. В., Михайлова А. Е., Немиленцев М. К. Основные тенденции и особенности инновационного развития российской экономики // Петербургский экономический журнал. 2020. № 1. С. 56–63. URL: https://www.gukit.ru/sites/default/ files/ogpage_files/2020/03/no1-2020.pdf (дата обращения: 02.02.2022 г.)
12. Конфоркин И.А. Уголовная ответственность за незаконную рубку лесных насаждений: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2016. 23 с.
13. Мушкарова О. М., Михеева М. Ф. Риски инвестиций предприятий лесопромышленного комплекса Северо-Западного федерального округа // Проблемы и перспективы деятельности предприятий ЛПК: материалы научно-технической конференции кафедры экономики и управления деревоперерабатывающих производств Ин-та управ. и экономики лесного сектора / отв. ред. В. В. Беспалова, О. А. Полянская. СПб.: Изд-во СПбГЛУ им. С. М. Кирова, 2019. С. 40–48.
14. Новости Тасс: «В Омской области в 2019 году выявили шесть тысяч куб. м. незаконно срубленной древесины» // URL: https://tass.ru (дата обращения: 06.02.2022 г.)
15. Отчет о проведенной работе природоохранной прокуратуры за 2017 г., направленный на противодействие криминальным проявлениям в сфере заготовки и оборота древесины. URL: https://genproc.gov.ru/upload/iblock/aab/Ежемесячный%20сборник%20декабрь%202017.pdf (дата обращения: 06.02.2022 г.)
16. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации // URL: https://мвд.рф/mvd/structure1/Glavnie_upravlenija/Glavnoe_upravlenie_jekonomicheskoj_bezop (дата обращения: 02.02.2022 г.)
17. Площадь лесов России за последние 10 лет увеличилась на 4,3 млн га // URL: https://iz.ru/1190554/2021-07-09/ploshchad-lesov-rossii-za-poslednie-10-let-uvelichilas-na-43-mln-ga (дата обращения: 05.02.2022 г.)
18. Полянская О. А. Развитие и анализ инновационной деятельности предприятий лесопиления // Проблемы и перспективы деятельности предприятий ЛПК: материалы научно-технической конференции кафедры экономики и управления деревоперерабатывающих производств Ин-та упр. и экономики лесного сектора / отв. ред.: В. В. Беспалова, О. А. Полянская. 2019. С. 24–34.
19. Полянская О. А., Тамби А. А., Михайлова А. Е. Развитие лесопромышленного комплекса Российской Федерации: проблемы и перспективы // Петербургский экономический журнал. № 4. 2020. С. 65-74.
20. Промышленное производство в России. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/ mediabank/Prom_proiz-vo2019.pdf. (дата обращения: 04.02.2022 г.)
21. РИА Новости: «Предотвращение незаконных рубок леса в России» // URL: https://ria.ru/ (дата обращения: 07.02.2022 г.).
22. Рогова Е.В., Забавко Р.А., Никонов П.В. Криминальный рынок коррупционных услуг в сфере лесопользования // ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ. № 4 (96). 2020. С. 73-80.
23. Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года. URL: http://static.government.ru/media/files/cA4eYSe0MObgNpm5hSavTdIxID77KCTL.pdf. (дата обращения: 03.02.2022 г.)
24. Тамби А. А., Швец В. Л., Полянская О. А., Лавров М. Ф. Направления развития лесопильной промышленности // Forest Engineering: материалы научно-практической конференции с международным участием / под ред. И. И. Слепцова. Якутск: Издат. дом СВФУ, 2018. С. 251–255.
25. Специальный инвестиционный контракт (СПИК). Фонд развития промышленности. URL: https://frprf.ru/navigator-gospodderzhky/spik_main/. (дата обращения: 04.02.2022 г.)
26. Юшкин И.А. Уголовно-правовые аспекты нарушения правил лесопользования: проблемы и значение // Российский следователь. 2020. N 7. С. 49 - 52.
27. Шелеметьева Е.В. Деятельность правоохранительных органов по противодействию преступности в сфере лесопользования // The Newman In Foreign Policy № 56 (100) Vol. 5. 2020.