Фрагмент для ознакомления
2
Глава 2. Анализ Российского и зарубежного передового опыта развития малых гостиниц и иных средств размещения
2.1 Анализ передового опыта развития малых гостиниц в России и зарубежом
Распространение известных гостиничных цепей из-за своей стандартизированности обслуживания и схожести не всегда удовлетворяет требованию клиентов. Поэтому это приводит к развитию малых гостиниц, делающих акцент на уникальность и неповторимость. На практике принято деление гостиниц на четыре большие категории: малые гостиницы (до 150 номеров), средние (от 151 до 300 номеров), крупные (от 301 до 600 номеров) и гостиницы-гиганты (свыше 600 номеров). Надо заметить, что в зависимости от страны число номеров малой гостиницы может существенно различаться. Европа с ее тесными границами и скромными размерами показывает контраст с масштабами США, где никого не удивят гостиницы на несколько тысяч номеров, теснящиеся на побережье Майами, во Флориде или в Лас-Вегасе.
Европейская малая гостиница имеет, как правило, не более 50 номеров, в то время как ее американский аналог на 150 номеров тоже считается совсем небольшим заведением. В этом отношении Россия находится ближе к Европе. Сейчас в России малой считается гостиница вместимостью от 16 до 50 номеров [2, с.139].
Эксперты Tranio (брокера зарубежной недвижимости) проанализировали самые посещаемые города Европы: обеспеченность отелями, их заполняемость, среднюю стоимость номеров и доход владельцев. Результаты показали: спрос на гостиницы в Дублине, Амстердаме и Барселоне выше, чем в других туристических городах Европы. Здесь отелей гораздо меньше, чем туристов, и их заполняемость выше. В то же время в Лондоне, лидере среди европейских городов по числу туристов, несмотря на большее количество гостиниц, заполняемость – вторая в Европе [3, с.16].
В отличие от крупных гостиниц малые отели стали наиболее распространенными за границей по ряду причин:
1. Наличие возможности смены ценовой политики.
Малые отели оказываются более приспособленными к изменениям рынка, так как они менее зависимы от изменений внешней среды, а также из-за отсутствия в законодательстве регулирующих деятельность малых предприятий законов и нормативных документов. Они менее зависимы от влияния государства и имеют возможность развития бизнеса по наиболее благоприятному для малого предпринимателя сценарию.
2. Увеличение числа деловых туристов. В связи с данным ростом прослеживаются следующие тенденции развития малого гостиничного бизнеса за рубежом:
• бизнес-туристы высоко ценят удобное расположение малых отелей;
• компании, отправляющие сотрудников в командировки, стараются экономить на командировочных затратах сотрудников;
• увеличение цен на приобретение места размещения;
• увеличивается число туристов, которым нужно проживание на короткий срок.
В России тенденции развития малых отелей крайне неоднородны по стране. Например, в Петербурге количество малых отелей достаточное. Одним из признанных лидеров рынка малых отелей является Санкт-Петербург, где, по оценке экспертов компании JLL, около 40% туристов выбирают в качестве средства размещения именно малые гостиницы. Подобный успешный опыт развития сегмента малых средств размещения в Санкт-Петербурге, безусловно, связан с тем, что значительный по объёму городской фонд коммунального жилья позволил создать и успешно развивать такие средства размещения, как хостелы, мини-отели и малые гостиницы [5].
В 2003 году даже была основана Ассоциация малых гостиниц Санкт-Петербурга, созданная для профессиональной поддержки и защиты интересов малых средств размещения. За годы своей работы Ассоциация стала «голосом» малых средств размещения не только Санкт-Петербурга, но и России.
В России малые отели получают все большее развитие. По данным Discovery Research Group, за последние десять лет российский гостиничный рынок ежегодно рос на 15-20% именно за счет развития малых гостиниц в регионах [1, с.105]. Особенно активно подобный формат развивается на юге России в курортных городах: Сочи, Геленджике, Анапе, а также в городах Золотого кольца. В целом по стране объем ввода таких объектов ежегодно прирастает на 50 %. Строительство малых отелей высокими темпами идет в Санкт-Петербурге и Калининграде, где они составляют более 70% от общего числа гостиниц. Государство старается оказывать поддержку в развитии малых средств размещения.
Но стоит упомянуть и всемирную ситуацию, связанную с COVID-19. Стремительное распространение короновирусной инфекции не обошло стороной ни одну отрасль, в том числе и гостиничный бизнес. Несмотря на убытки, исчисляемые миллионами, и туманные перспективы, многие отели пытались адаптировать свой бизнес к новым реалиям и разрабатывать антикризисный план действий.
Многие малые отели сотрудничают с медицинскими учреждениями, особенно в регионах с самой высокой эпидемиологической нагрузкой, например, в Италии, США (в частности, в Нью-Йорке), а также в России. Основные виды помощи – размещение медперсонала и временных госпиталей, организация питания. В 2020-2021 гг. в Москве из нескольких тысяч малых гостиниц уже закрылось около 800, остальные – на грани выживания. Похожая ситуация сложилась и в Санкт- Петербурге.
Весь мир потерпел сокрушительные убытки в области гостиничной индустрии. После открытия европейских границ ситуация начала исправляться, но очень медленно. В целом гостиничная отрасль в Европе (загрузка за 2021 г.– около 40%) восстанавливается медленнее, чем в США или Китае (загрузка под 50%). Лучше всего себя чувствовали региональные и курортные гостиницы. В среднем в крупных городах Европы загрузка отелей составила 20-30%, а в регионах – 40-60%. Причиной этого стал рост внутреннего туризма – жителей страны стали больше интересовать курорты и региональные достопримечательности, чем столицы, где обычно сосредоточена деловая жизнь [5].
Аналитики предсказывают, что только в 2022 году загрузка отелей полностью выйдет на докризисный уровень. Таким образом, можно сделать вывод, что развитие малых отелей имеет большие перспективы, но из-за современной ситуации в мире этот момент оттягивается на неопределенный срок. Однако в будущем статистика обещает оптимистичный расклад для развития малых средств размещения.
2.2 Проблемы и перспективы развития малого отеля на примере гостиницы «Атташе»
Отель «Атташе» находится в самом сердце Ростова-на-Дону, всего в нескольких метрах от главной улицы города Большая Садовая. В отеле «Атташе» представлены следующие сервисы: ежедневная уборка номера; камера хранения багажа; прачечная или химчистка; предоставление утюга и гладильной доски; чистка обуви; экскурсионное обслуживание; питание и напитки; Бар / Ресторан; доставка еды и напитков в номер; завтрак в номер; факс/ксерокопирование; конференц-зал; интернет; Wi-Fi; Автостоянка / Парковка; электрический чайник; прокат автомобилей; ЖК-телевизор; круглосуточная стойка регистрации; спутниковое телевидение; трансфер (за дополнительную плату); трансфер от/до аэропорта (платный); сейф; фен.
Анализ востребованности номеров отеля «Атташе» представлен на рисунке 2.1.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Духовная Л.Л., Кобелева О.В., Шпагина И.В., Малые гостиницы г. Москвы: проблемы и перспективы развития // Сервис в России и за рубежом. 2016. С. 105-113.
2. Касимова Г.Ф., Проблемы развития малых гостиничных предприятий и пути их решения // Новое слово в науке: стратегии развития. Сборник материалов XI Международной научно-практической конференции. 2019. С. 139-140.
3. Моргун Е.П., Владыкина Ю.О., Малые отели: конкуренция или альтернатива в гостиничном бизнесе // Устойчивое развитие технологии сервиса. 2016. С. 16-19.
4. Официальный сайт гостиницы «Атташе» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://attashe-hotel.ru/(дата обращения: 06.02.2022)
5. Позднякова А.И. Современный опыт развития малых гостиниц в россии и за рубежом // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2020. №2-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-opyt-razvitiya-malyh-gostinits-v-rossii-i-za-rubezhom (дата обращения: 07.02.2022).
6. Расход окупаемости проекта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.b-i-plan.ru/raschet-okupaemosti-proekta (дата обращения: 06.02.2022)