Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема профессионального самоопределения своё научное обоснование получила в XX веке. По мере развития современного общества проблема профессионального самоопределения все более усложняется. В научной и психологической литературе существует достаточно много различных точек зрения на эту проблему. Каждая точка зрения имеет свои аргументы, которые говорят в её пользу, или наоборот. Всё это можно объяснить сложной структурой процесса профессионального самоопределения субъектов.
Актуальность темы исследования заключается в следующем. Верный выбор профессиональной деятельности чрезвычайно значим для каждого подростка, в будущем зрелого человека. В перспективе это значимо не только для самого человека, но и для общества в целом. Ежегодно юноши и девушки, завершившие обучение в образовательной организации, начинают искать применение своим способностям, умениям и знаниям во взрослой жизни. Тем не менее, часть выпускников сталкиваются с проблемой, которая связана с выбором высших учебных заведений и выбором профессии. И работы лишь по профориентации в учебных заведениях, этого слишком мало, для профессионального самоопределения подростков. Часто подростки даже не представляют, сколько в настоящее время существует новых профессий. С будущими выпускниками основной и старшей школы необходимо проводить большую и серьёзную работу по психолого - педагогическому сопровождению профессионального самоопределения.
Проблема исследования заключается в следующем. Каким должно быть содержание профессионального самоопределения подростков в образовательной организации? Противоречие в данном случае присутствует между необходимостью профессионального самоопределения подростков в образовательной организации и недостаточностью методических рекомендаций, программ и пособий, для педагогов и родителей по данному вопросу.
Целью научно – исследовательской работы является обоснование существующей проблемы и разработка программы сопровождения профессионального самоопределения и психологического консультирования подростков. Объект исследования: профессиональное самоопределение подростков. Предмет исследования: содержание профессионального самоопределения подростков. Гипотеза исследования заключается в следующем. Профессиональное самоопределение подростков будет успешным при условии, если будут разработаны модель и развивающая программа сопровождения профессионального самоопределения и психологического консультирования подростков.
Задачами исследовательской работы являются:
1.Определение сущности понятий психолого – педагогического
сопровождение и профессиональное самоопределение подростков.
2.Выявление особенностей профессионального самоопределения подростков.
3.Разработка развивающей программы сопровождения профессионального самоопределения и психологического консультирования подростков.
Методы исследования: анализ теоретической психолого - педагогической и методической литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение; тестирование, анкетирование, наблюдение.
База практики: средняя общеобразовательная школа города (МБОУ СОШ).
Структура работы: научно – исследовательская работа состоит из
введения, двух глав, выводов и заключения, списка литературы и
приложений.
Глава 1: Теоретические основы психологического консультирования подростков в вопросах профессионального самоопределения
1. 1. Проблема профессионального самоопределения
в современной науке
Среди учёных существуют различные точки зрения на понятие профессиональное самоопределение. Многие связывают это явление с выбором профессии на определённом жизненном этапе субъекта, другие определяют это как длительный процесс, который начинается с профессиональных намерений субъекта, профессионального самоопределения и доходит до стадии профессионального мастерства. Считается, что профессиональное самоопределение личности − это определение человеком себя, касательно отобранных и принятых в социуме критериев и показателей профессионального мастерства субъекта в какой либо области профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение подразумевает обретение индивидуальных смыслов в той профессиональной деятельности, которую выбрал для себя человек. В подобных случаях можно говорить о непрерывном профессиональном развитии личности [12]. Для каждого человека выбор профессии является значимой и важной ступенью в жизни каждого молодого человека. Это часто в будущем определяет весь жизненный путь будущего специалиста. В подобный период жизни человека по возможности необходимо оградить от лишних погрешностей и по возможности предоставить человеку помощь и поддержку при выборе будущей профессиональной деятельности. Чаще всего это касается старших подростков и обучающихся старшей школы. Именно они и будут иметься в виду. Подростки не имеют социального опыта для того, чтобы объективно видеть все складывающиеся обстоятельства вокруг этой проблемы. Подростки часто в будущей профессиональной деятельности видят экзотику, моду и хорошее финансовое вознаграждение. Но отсутствие подобного опыта можно компенсировать психологической защитой и сопровождением в области вопросов профессионального самоопределения. подростку можно помочь, указав ему путём использования различных технологий и методик, к чему на самом деле стремится его душа, что и как для него предпочтительнее в работе, в общении, во взаимодействии с людьми и социумом. Подростку можно помочь путём различных вариаций имеющихся многочисленных диагностических материалов, позволяющих определить предпочтения конкретного подростка. Способов профессионального самоопределения сегодня достаточно много, но вопрос заключается в том, насколько эти способы объективны и правдоподобны. Сегодня очень много говорят о том, что результатом профессионального определения старших подростков является не подсказка конкретной профессиональной специализации, а прежде всего готовность субъекта к получению выбранной профессии и постоянному карьерному росту. Сегодня многие уже понимают, что означает такое понятие как образование в течение всей жизни[7].
Существенный вклад в решение проблемы профессионального амоопределения внесли учёные О. Г. Геранина, Е.А. Голомшток, Е. А. Климов, Р. С. Немов, Н. С. Пряжников, Г. В. Резапкина и другие. Психолого – педагогическое сопровождение в отечественной науке рассматривается в первую очередь как помощь в развитии личности в образовательном процессе. Учитывая при этом и воздействие социально – психологической помощи соответствующих специалистов. Вообще в этой области всегда проводилось достаточно много исследований, которые, так или иначе, причастны к проблемам психолого - педагогического сопровождения старших подростков при профессиональном самоопределении.
Исследованиями в сфере психолого - педагогического сопровождения занимались Е. М. Дубовская, Л. А. Петровская, Р. В. Овчарова, Э. М. Александровская, М. Р. Битянова. Сферой профессионального самоопределения занимались С. Н. Чистякова, С. В. Сальцева, К. К. Платонов. По мнению психолога М. Р. Битяновой, сопровождение можно обозначить как систему профессиональной деятельности психолога, которая направлена на создание социально - психологических условий для успешного психологического развития субъекта в ситуациях взаимодействия [8]. Под сопровождением понимается метод, который обеспечивает создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Здесь можно добавить, что сопровождение – это сложный процесс и представляет собой систему, процессы и методы, которые психолог, занимающийся психолого-педагогическим сопровождением подростков, использует в своей работе.
В деятельности психолога, работающего в области профессионального самоопределения, принято выделять три компонента в его профессиональной деятельности, которые взаимосвязаны между собой [19].
Первое, это создание комфортных социально - психологических условий для успешного обучения и развития личности обучающихся, в результате полученных данных психодиагностики и рекомендаций психолога. Коллективом специалистов и не только психологов. В подобных ситуациях часто разрабатываются программы психологического развития подростка, в которых определены условия его успешного обучения. Процесс обучения в образовательной организации выстраивается таким образом, чтобы подросток параллельно с основным образовательным процессом, подросток мог бы обучаться по какой либо из программ, посвящённых профессиональному самоопределению и которая, несомненно учитывала бы все его психологические особенности и наклонности.
Вторым аспектом здесь можно обозначить создание специальных социально - психологических условий для обучающихся с особыми образовательными запросами. Это те, кто имеет проблемы с психологическим развитием и обучением. Чтобы помощь таким обучающимся была максимальной, специалисты продумывают систему действий и перечень конкретных мероприятий, которые позволят им преодолеть или скомпенсировать возникшие проблемы [4]. И наконец, третьим аспектом является систематический мониторинг обучающегося школьника. Целью мониторинга является выявление продуктивности психолого-педагогического сопровождения по вопросам самоопределения подростка. Необходимо хорошо представлять динамику его психических изменений в той ситуации, когда он получает конкретную помощь при сопровождении, в условиях получения дополнительной информации. В процессе его сопровождения открываются новые подробности специфических особенностей и возможностей его личности. Эти особенности смогли бы лучше прояснить, то для субъекта в качестве выбора будущей профессии будет являться наиболее значимым. Именно для этого психолог использует всевозможные средства и методы психолого-педагогической диагностики.
Необходимо более подробно рассмотреть категорию – психологическое сопровождение. Оно впервые появилось в работах учёных Г. Бардиер, Н. Ромазан и Т. Чередниковой. Данное понятие авторы использовали по отношению к детям дошкольного возраста и понимали это как сопровождение естественного развития ребенка. По их мнению, целенаправленное сопровождение может предотвратить возможные искажения и торможения в развитии детей [14].
М. Р. Битянова считает, что психологическое сопровождение субъекта, это - модель организации психологической службы в системе образования, в том числе, отражение системы теоретических представлений о
деятельности школьного психолога на практике. Само словосочетание педагогическое сопровождение в отечественной науке появилось относительно недавно. Авторы расходятся во мнениях по поводу того, что это есть на самом деле. Н. Б. Крылова и Е. А. Александрова считают, что педагогическое сопровождение - это необходимость быть рядом с обучающимся. Когда наступает момент его выбора чего либо, это подразумевает, что сопровождающему идти нужно рядом. Ученику нужно по возможности во всём помогать, от процесса получения каких либо новых знаний. по участия в его выстроенном индивидуальном образовательном маршруте. Не все согласны с этой точкой зрения, но возможно, что необходимость подобного подхода не исключена по отношению к ученикам среднего звена школы, когда им действительно нужно всё максимально разъяснять [5].
В. А. Айрапетов считает, что педагогическое сопровождение – это есть
форма партнерского взаимодействия. В ходе этого процесса согласуется
смысл деятельности субъекта и создаются условия для индивидуального принятия решений. По мнению И. А. Колесниковой и В. А. Сластенина, педагогическое сопровождение - это процесс заинтересованного наблюдения,
консультирования, личностного участия и поощрения максимальной
самостоятельности обучающихся в проблемных ситуациях, при минимальной поддержке и участии педагога [19]. Ни в одном из этих разъяснений не уточняется, какие здесь могут быть использованы педагогические средства и методы, а возможно и целые комплексы. Проанализировав определения и толкования педагогического
сопровождения, можно предложить нечто усреднённое и скорректированное. Под педагогическим сопровождением будем понимать форму педагогической деятельности сопровождающего, направленную на создание условий для личностного развития субъекта образования и его самореализации. Развитие у них самостоятельности и уверенности в правильном выборе своих решений, когда возникают ситуации необходимости жизненного выбора. Сегодня о психолого-педагогическом направлении можно говорить как о сложившейся технологии. Подобных технологий существует много, но в основе всех их лежит диагностика и разработка соответствующих сопровождающих программ. Психолого-педагогическое сопровождение школьников основного и старшего звена
представляет собой конкретную помощь в профессиональной ориентации
и профессиональном самоопределении [2].
1. 2. Психологические особенности обучающихся подросткового возраста
Профессиональное самоопределение субъекта, есть сложный и многоаспектный динамический процесс. В работе речь идёт о школьниках среднего и старшего звена школы. Ученикам сегодня дана возможность выбора своей дальнейшей учебной и трудовой деятельности после окончания основной школы или окончания полной средней школы. Профессиональное самоопределение – это процесс длительный. В результате этого процесса развивается отношение человека к своей будущей профессии и к самому себе. У человека появляются жизненные планы и намерения относительно своей будущей профессиональной деятельности. Учёные выделяют несколько этапов или стадий прохождения этого процесса. Отметим здесь лишь те, которые, по мнению большинства учёных, являются необходимыми и обязательными. Практически все они говорят о стадии пробуждения, стадии исследования и выбора с дальнейшим принятием конкретного решения. Количество стадий профессионального самоопределения не является строго заданным, поскольку соотносится с этапами жизненного пути субъекта и с его возрастом. На практике гораздо чаще говорят про профессиональную ориентацию и профессиональное консультирование. Если речь идёт о школьниках среднего и старшего звена. Большой вклад в проблемы профессиональной ориентации и профессионального ориентирования внесли Е.А. Климов и А.Е. Голомшток.
Особенностью исследований в этих вопросах является наличие большого внимания к личностным аспектам школьников в ходе профессионального самоопределения. Сегодня принято считать, что профессиональное самоопределение проходит в течение практически всей жизни субъекта. Большой вклад в теорию и практику данного вопроса внёс Н.С. Пряжников. Он считает, что сущностью профессионального самоопределения субъекта является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выбираемой или уже выполняемой им работы. Подростковый возраст – это один из наиболее сложных периодов в становлении личности и особенности личностного развития подростка чрезвычайно разнообразны. Этот период часто сопровождается эмоциональными всплесками и поведенческими отклонениями. Здесь необходимо привести характеристику подросткового возраста. В психологии описание любого возраста начинается с ситуации развития и ведущего вида деятельности, что приводит к соответствующим новообразованиям. В подростковом возрасте происходит переход от зависимого детства к самостоятельной жизни [16]. Подросток стремится быть самостоятельным, но с другой стороны – он не может быть самостоятельным. Поскольку пока ещё от всех зависит. Но как минимум, он ждёт от взрослых уважения и понимания к своим взглядам и интересам. В подростковом возрасте практически у всех наблюдается подростковый инфантилизм, который проявляется отсутствием мотивации, к чему бы то ни было. Это особенно проявляется у тех подростков, которые подвержены гиперопеке со стороны родителей. Но именно в этот период им предстоит делать осознанный выбор на предмет своей будущей профессиональной деятельности. за подростками можно замечать некоторые характерные признаки, которые проявляются практически у всех:
1. Незавершённость действий и импульсивность. Подростки редко доводят до конца те дела, которые начали.
2. Неспособность объяснить причины своих поступков. Он не может никому объяснить, почему он сделал нечто – именно так, а не по другому.
3. Неспособность планировать свою деятельность. Его этому никто не научил и к сожалению, часто случается, что этого не умеют делать и зрелые люди.
4. Неспособность брать на себя ответственность. В жизни подростка не так много событий, когда приходится брать на себя какую либо ответственность, но на это должны обращать внимания взрослые. Как в школе, так и дома.
У подростков есть и иные отличительные признаки, но здесь обозначены те, которые как правило, присущи каждому из детей подросткового возраста. Есть у них в это время стремление понять и найти своё место в социуме. Каждому из них хочется быть значимым и уважаемым, хотя бы в своей среде сверстников. Мотивы у детей подросткового возраста очень разнообразные, но все они устремляются к общению и потребности быть значимыми. Можно сказать, что в период 10-11-ти лет дети стремятся к совместной деятельности в своём кругу. Это может продолжаться примерно до 13-ти лет. К 15-ти годам у подростка появляется стремление к личностной автономии, поскольку возникло чувство собственной значимости и ценности. Отношения со сверстниками выстраиваются на основе товарищества и дружбы. Возникает необходимость взаимопонимания. Общение в этот период остаётся жизненно необходимым. Примерно в это же время приходит понимание и ощущения собственной индивидуальности и начинают проявляться личностные пристрастия и интересы [6]. Происходит развитие волевых качеств, переоценка некоторых ценностей. Также наблюдается повышенная познавательная и творческая активность, в том случае, если не преобладает подростковый инфантилизм и эгоцентризм. Главное психологическое приобретение подросткового возраста – это открытие личного внутреннего мира. Иногда вместе с осознанием своей неповторимости и непохожести, к подростку приходит чувство одиночества. Поведение и категоричные суждения в этот период часто приводят к конфликтам, которые могут возникать как в семье, так и в школе. Сам он себя считает уникальной личностью, но при этом стремится не отличаться от своих сверстников. Подростка волнуют многие вещи, свой внешний вид, умственные способности, волевые и лидерские качества и многое другое.
Многие из них в это время начинают задумываться о том, чем бы предпочли заниматься в качестве профессиональной деятельности. Их мнение по поводу профессиональной деятельности часто бывает идеализированное, поскольку многие из них видят себя учёными, артистами,
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1.Абакумова, И. И. Смысловая сфера подростков: особенности развития в условиях включенного обучения [Текст]. - Москва: Кредо, 2016. - 115 с.
2.Арендачук, И. В. Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения и профессиональной ориентации учащихся [Текст]: для студентов психологических и педагогических специальностей / И. В. Арендачук. - Москва: Перо, 2015. - 149 с.
3. Арон, И.С. Методы психологического сопровождения профессионального самоопределения /Электронный журнал «Психологическая наука и образование»// https://psyjournals.ru/files/53602/psyedu_ru_2012_2_Aron.pdf
4. Богдановская И.М., Иконникова Г.Ю., Королева Н.Н. Роль современной информационно-коммуникативной среды в формировании идентичности и образа мира современных подростков [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Т. 7. № 1. URL: http://psyedu.ru/journal/2015/n1/Bogdanovskaya_et_al.phtml (дата обращения: 10.02.22)
5. Гонина, О.О. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся [Электронный ресурс]: учебное пособие. - Тверь: ТвГУ, 2015. – 324 с.
6. Здравомыслов, А.Г. Потребности, интересы, ценности / А.Г. Здравомыслов. – М.: Политиздат, 2010. – 221 с.
7. Трубникова, Н.И. Профессиональное самоопределение: проблемы готовности [Текст]: учебное пособие / Н. И. Трубникова, Е. П. Шабалина. - Бийск: АГГПУ им. В. М. Шукшина, 2016. - 89 с.
8. Шнейдер Л.Б. Тренинг профессиональной идентичности – М.: Изд-во: МПСИ, 2004. – 145 с.
9. Баринова К. К. Психолого-педагогическое сопровождение
безнадзорных обучающихся во внеурочной деятельности
[Электронный ресурс] /К. К. Баринова К.К, О. М. Мишагина //
Материалы VIII Международной студенческой электронной научной
конференции «Студенческий научный форум». 2017. URL:
http://www.scienceforum.ru/2017/2221/31094">www.scienceforum.ru/2017
10. Булатова М.А. Представления педагогов о современных подростках
[Электронный ресурс] // Материалы VIII Международной студенческой
электронной научной конференции «Студенческий научный форум».
2017. http://www.scienceforum.ru/2017/2360/29611">www.scienceforum.ru/2017
11. Кириленко И. Н. Прикладные аспекты реализации теоретических
подходов организационной психологии в образовательной практике
высшей школы [Электронный ресурс] // Прикладная психология и
психоанализ: электрон. науч. журн. 2013. No 2. URL: http://ppip.idnk.ru
12. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения
[Текст]: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Е. А.
Климов. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.
304 с.
13. Кретова, Н. А. Процесс профессионального самоопределения:
принципы, содержание [Текст] / Н. А. Кретова // Научные
исследования в образовании. - 2009. - No2 . - С. 24-27
14. Молчанов, С. В. Психология подросткового и юношеского возраста : учебник для вузов / С. В. Молчанов. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. - 351 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-00488-5. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/489235 (дата обращения: 09.02.2022).
15. Панина, С. В. Профессиональная ориентация : учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. В. Панина, Т. А. Макаренко. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 312 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-04799-8. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/493167 (дата обращения: 10.02.2022).
16. Панина, С. В. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся : учебник и практикум для вузов / С. В. Панина, Т. А. Макаренко. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 312 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-04267-2. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/449903 (дата обращения: 10.02.2022).
17. Сафонова Л.Д. Особенности волевых качеств подростков
[Электронный ресурс] // Научное сообщество студентов XXI столетия.
Гуманитарные науки: сб. Ст. По мат. XXXVIII междунар. Студ. Науч.-
практ. Конф.-No 1(38). Новосибирск: Изд.АНС «сибак». –2016. –No
1(38). URL: http://www.sibac.info/archive/guman/1(16).pdf.
18. Сильченкова С.В. Формы и направления педагогического
сопровождения [Электронный ресурс] // Современные научные
исследования и инновации. - 2013. - URL:
http://web.snauka.ru/issues/2013/10/27827
19. Соловьева, А. В. Семья как фактор профессионального
самоопределения молодежи [Текст] / А. В. Соловьева // Журнал
научные исследования в образовании. – 2008.
20. Суслова В. В. Психолого-педагогической сопровождение в
формировании профессионального самоопределения школьников
[Электронный ресурс] // Материалы VI Международной студенческой
электронной научной конференции «Студенческий научный форум».- 2014. URL:http://www.scienceforum.ru/2014/671/4442">www.scienceforum.ru/2014/6
21. Ульянова И. В. Особенности педагогического сопровождения
обучающихся в контексте различных педагогических подходов [Текст]
// Журнал современных проблем науки и образования. – 2015. – No 4.
22. Шапкина С. А. Система работы по организации сопровождения
профессионального самоопределения обучающихся в образовательной
среде [Текст] / С. А, Шапкина // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. Науч. Конф. (г. Уфа, ноябрь 2013
г.). - 2013. - С. 101-105.
23. Шаров А.А. Современное понимание термина «Психолого-
педагогическое сопровождение» и его трактовка в русле специального
образования [Электронный ресурс] // Психология, социология и
педагогика. - 2015. - No 11. URL:http://psychology.snauka.ru/2015/11/6080