Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность обращения к теме научно исследовательской работы обусловлена той ролью, которую играет музыка в жизни человека. Литература, отображая реальность средствами художественной образности, свидетельствует об интересе к различным видам искусств, на что, в частности, указывает содержание пьесы А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери», поэма Е.А. Баратынского «Наложница», драма А.Н. Островского «Бесприданница», рассказ А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда», повесть «Слепой музыкант» В.Г. Короленко. В этом ряду закономерно находится имя Л.Н. Толстого. Писатель создал повесть «Крейцерова соната»: в данном произведении тема музыки выступает двигателем сюжетного действия.
Объект научно-исследовательской работы – повесть Л.Н. Толстого «Крейцерова соната».
Предмет научно-исследовательской работы – отражение темы музыки в повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната».
Цель научно-исследовательской работы – на основе сопоставления позиций разных авторов определить, как раскрывается тема музыки в повести «Крейцерова соната» Л.Н. Толстого.
Задачи научно-исследовательской работы:
1) выявить предпосылки обращения Л.Н. Толстого к теме музыки в повести «Крейцерова соната»;
2) установить взаимосвязь жанра музыкального произведения и композиции повести;
3) описать мифологию и философию музыки в литературном произведении;
4) обосновать амбивалентное влияние музыки на героев Л.Н. Толстого.
Методы проведения научно-исследовательской работы: общенаучные методы анализа, синтеза, индукции, дедукции; биографический, культурно-исторический методы.
Структура научно-исследовательской работы включает введение, четыре главы, заключение, список литературы.
1. Предпосылки обращения Л.Н. Толстого к теме музыки в повести «Крейцерова соната»
Обращение мастера художественного слова к той или иной теме всегда мотивировано: в контексте сказанного проанализируем содержание научных публикаций, авторы которых излагают свою позицию по искомому вопросу. В частности, в статье Г.А. Ахметовой сказано о том, что Л.Н. Толстой с детских лет отличался любовью к музыке, причем его чувство было не просто предпочтением вида искусства – оно носило устойчивый характер. Известное влияние на маленького Лёвушку оказала М.Н. Волконская – мать, имевшая тонкий слух, «хорошо исполняла на фортепиано классические произведения» [2, с. 424]. В юношеские годы он уделял много времени занятиям музыкой, что характерно и для молодого возраста. Биографические факты, отмечает Г.А. Ахметова, свидетельствуют: Лев Николаевич «часами просиживал за инструментом» [2, с. 424]. В Ясную Поляну приезжали люди, чьи имена знала вся Россия: П.И. Чайковский, С.И. Танеев; в московском доме бывали А.Н. Скрябин, А.Г. Рубинштейн, Ф.И. Шаляпин. Писатель задавался вопросами о том, что такое музыка на самом деле; почему из звуков, воспроизведенных с разной скоростью и высотой, рождается нечто похожее на живой организм; и, наконец, в чем тайна воздействия этого вида искусств на человека [2].
Исследователь С.А. Асеева, описавшая в рамках своей статьи предпосылки обращения Л.Н. Толстого к теме музыки, поясняет, что изначально название произведения свидетельствовало о коллизиях семейной жизни. Останься оно неизменным, читатель, взявший книгу, увидел бы следующее: «Как муж убил жену». Предпосылкой к созданию повести послужило несколько факторов. В феврале 1886 года Толстой получил письмо от неизвестной женщины: пожелав остаться неизвестной, она подписалась Славянка. По ее наблюдениям, представительницы прекрасного пола находятся в тяжелом положении. В соответствии с предписаниями общества они полностью зависят от мужчин, чьи физиологические потребности должны удовлетворять. Проще говоря, жизнью сильной половины человечества управляют исключительно биологические
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Асеева С.А. Музыка в повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната» как интермедиальный и философский компонент // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2016. – №2. – С. 155-160.
2) Ахметова Г.А. Музыка европейских композиторов в восприятии Л.Н. Толстого // Вестник Башкирского университета. – 2013. – т. 18. –№ 2. – С. 424-434.
3) Бахтизина Д.И. Творческая сила музыки в интерпретации Ф. Ницше // Международный научно-исследовательский журнал. – 2013. – Ч. 1. – 7(14). – С. 120 - 122.
4) Бутурлова В.В. Категория мифа и ее методическая интерпретация // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – №5. – С. 213-219.
5) Воронина О.А. «Крейцерова соната» Л.Н. Толстого как выражение его этической доктрины пола и женственности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://iphras.ru/uplfile/philec/kreizerova-sonata.pdf. – Дата обращения: 11.02.2022.
6) Коробко Л.В. Концепция музыки в языковой картине мира Л.Н. Толстого // Вестник Московского государственного областного университета. – 2016. – №4. – С. 42 - 49.
7) Петрова С.А. Взаимодействие слова и музыки в тексте произведения Л.Н. Толстого // Язык, культура, образование эпохи, классика мировой литературы: матер. науч.-практ. конф. – СПб., 2018. – с. 159-164.
8) Тетерина Е.А. Роль мифов в развитии культуры // Наука. Общество. Государство. – 2014. – №2(6). – С. 2-9.
9) Шульц С.И. «Крейцерова соната» Л.Н. Толстого и философия музыки // Человек. – 2013. – №5. – С. 112-123.