Фрагмент для ознакомления
2
Получатели бюджетных средств делятся на: главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС) и подведомственных получателей бюджетных средств. ГРБС определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств. Это связано с тем, что каждое ведомство имеет свою специфику и разрабатывать единую форму бюджетной сметы и порядок ее защиты нецелесообразно. Разработанная и согласованная с ГРБС бюджетная смета является основанием для выделения учреждению лимитов бюджетных обязательств. Лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 БК РФ). А цели ранее были озвучены в смете самим учреждением. Учреждение не может потратить, например, деньги, выделенные на информационные технологии на закупку мебели, а деньги, выделенные на командировочные расходы на заработную плату и т.п. В бюджетном учете носителями информации о цели получения или расходования средств являются коды бюджетной классификации (КБК).
Бюджетная смета охватывает все виды расходов: закупки, заработную плату, налоги. В ней представлены уже сведенные итоговые суммы, а расчеты являются приложением к смете. Главные распорядители бюджетных средств параллельно с подведомственными учреждениями проводят приблизительный расчет расходов и, если контрольные суммы расчетов ГРБС сопоставимы с подведомственным учреждением, то при согласовании бюджетной сметы анализ расчетов подведомственного учреждения может не проводится.
Бюджетных смет у учреждения как правило бывает две, одна касается основного вида деятельности, другая затрат на содержание. Для медико-санитарной части какого-либо ведомства основной деятельностью будет оказание медицинских услуг, соответственно закупка препаратов, медицинского оборудования и т.п., для департамента по недропользованию расходами по основной деятельности будет закупка комплексных геологических исследований. Часто смету по основному направлению деятельности формирует сам ГРБС.
Смета на содержание - это заработная плата, расходы административно-хозяйственного аппарата. Что касается коммунальных расходов, расходов на аренду, то они как правило, отражаются в бюджетной смете на содержание.
С 2016 г. помимо лимитов бюджетных обязательств были введены поквартальные предельные объемы финансирования. Средства не спускаются учреждению целиком на весь календарный год, учреждение само «заказывает» необходимую сумму финансирования на квартал, в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств. Неизрасходованная сумма «заказанная» на квартал переходит в распоряжение Министерства Финансов, которое может запланировать эту сумму на закрытие дефицита в другом месте. Поэтому расчет поквартального предельного объема финансирования - важная задача.
Помимо бюджетной сметы, согласно закону о контрактной системе, учреждение должно создать аналогичные по своей сути документы - план закупок и план-график закупок. С 2016 г. проект плана закупок на следующий финансовый год требуется предоставить ГРБС до 1 июля текущего года. Утвердить план закупок требуется в течение 10 рабочих дней после доведения до учреждения лимитов бюджетных обязательств, а опубликовать его требуется в течение 3-х рабочих дней после утверждения, итого 13 рабочих дней (ст. 17 п. 7 44-ФЗ). Лимиты бюджетных обязательств доводят в начале финансового года.
Упрощенно, логические связи, возникающие при планировании бюджета внутри казенного учреждения представлены на рис.1.
Рис.1. Логические связи при планировании бюджета внутри казенного учреждения
Формирование Отчета об исполнении бюджета подразумевает составление нескольких разделов:
в разделе «Доходы бюджета» отражаются данные по кассовым поступлениям, исполненным через лицевой счет, открытый в финансовом органе или в кредитных организациях, а также через некассовые операции;
в разделе «Расходы бюджета» указывают данные по кассовым расходам, исполненные через счета бюджетной организации или через некассовые операции;
в разделе «Источники финансирования дефицита бюджета» отражаются данные о движении средств, покрывающих дефицит бюджет аналогичным образом (т.е. через открытые в организации счета или через некассовые операции).
В балансе бюджетной организации на начало и конец года в разрезе бюджетной деятельности и средств во временном распоряжении показываются данные о стоимости активов, обязательств, финансовом результате с учетом данных по реорганизации (в случае ее проведения) или иных
данных, изменивших показатели вступительного баланса, а также с учетом заключительных оборотов по счетам бюджетного учета при завершении финансового года. В отдельных разделах показывают остатки кредиторской задолженности и размер финансового результата.
Интересной формой отчетности бюджетной организации является пояснительная записка, в которой отражают всю дополнительную информацию о результатах функционирования организации в отчетном году.
Анализ финансово-экономических показателей деятельности бюджетного учреждения целесообразно начать с рассмотрения в динамике основных показателей бухгалтерского баланса. Анализ активов и пассивов баланса позволяет проследить динамику их состояния в анализируемом периоде. Анализ деятельности бюджетных учреждений проводится с целью установить, насколько эффективно используются средства бюджета, направляемые на финансирование конкретного учреждения, соответствуют ли качество и объем услуг, оказываемых населению или другим субъектам хозяйствования, затратам, которые несет государство по их оказанию.[5]
В ходе оценки результативности функционирования бюджетной организации на основе данных финансовой отчетности рассчитываются следующие показатели: коэффициент автономии; коэффициент обновления основных средств; коэффициент роста нефинансовых активов; показатель удельного веса нематериальных активов; коэффициент
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
2. Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений: приказ Минфина России от 25.03.2011 № 33н.
3. Приказ Минфина РФ от 28 декабря 2010 г. № 191 н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2011 г., 26 октября 2012 г., 19 декабря 2014 г., 26 августа, 31 декабря 2015 г., 16 ноября 2016 г.
4. Захарьин В.Р. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях / В.Р. Захарьин. - М.: Омега - Л, 2008. - 360 с.
5. Малеева Н.В. Бюджетная отчетность учреждения с 2010 года: практическое пособие / Н.В. Малеева. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело и Сервис, 2010. - 176 с.
6. Проняева Л. И. Вопросы учета реконструкции, модернизации и технического перевооружения основных средств/Л.И. Проняева // Бухгалтерский учет, №1, 2010, с. 42-48
7. Проняева Л.И. Анализ процесса воспроизводства основных средств в сельскохозяйственных организациях /Л.И. Проняева, Н.Н. Агошкова // Вестник ОГАУ, № 1 (22), 2010 г., с. 45 -50
8. Проняева Л.И. Принципы формирования и концепция развития учетно-аналитического обеспечения управления в бюджетных организациях/Л.И. Проняева, В.В. Горынин // Среднерусский вестник общественных наук. - № 6. - 2015. - с. 350-359