Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Для создания развитой среды в коллективе, способствующей фор-мированию делового сотрудничества и переход от межличностных отно-шений к деловым отношениям важны разные аспекты. Одним из главных аспектов является стресс, который испытывается на рабочем месте. В наше время стресс стал одной из глобальных проблем. Большинство ситуаций, вызывающих нервное напряжение, связаны именно с работой, профессио-нальной деятельностью.
Возникновение стрессовых ситуаций может произойти по разным причинам, но чаще всего - из-за стиля менеджмента в организации. Для то-го чтобы оставаться конкурентоспособными многие работники сознатель-но подвергают себя перегрузкам, что приводит к нервному и физическому истощению.
Актуальность темы. Стресс является главной социальной пробле-мой, которая имеет влияние на стабильность поведения в организации и жизнь общества в целом.
В последние годы для населения России значимость этой проблемы очень растет, это связано с процессами общественно-экономических изме-нений и настоящим экономическим кризисом. У современного человека стресс происходит чаще всего из-за переутомления на работе, когда он пытается выполнить работу лучше, но потом силы иссякают, и он начинает работать все хуже и хуже. Для человека стресс стал обычным явлением, поэтому существенно снижается работоспособность, ухудшается здоровье, возрастает вероятность принятия неправильных решений, провоцируются конфликтные ситуации. В связи с этим создаются различные технологии, направленные на защиту от воздействия стрессовых ситуаций. Предназна-чение стресс-менеджмента (.т.е управления стрессом) - это как раз то, что необходимо для полноценной жизни. Не нужно бороться с самим собой, пытаясь подавить стресс, необходимо научиться им управлять. То есть со-здать ресурс, который поможет двигаться по жизни.
На данный момент стресс является неотъемлемой частью рабочего места. Его провоцируют: неуверенность в рабочем месте, большая конку-ренция на рынке, интенсивно изменяющаяся внешняя среда, повышенные требования к подчиненным, большой объем поступающей информации, необходимость взаимодействовать с большим количеством людей. Все эти факторы приводят к переутомлению и, в итоге к стрессу.
Таким образом, тема данной курсовой работы является актуальной.
Предметом изучения является психическое здоровье персонала ор-ганизации.
Объектом изучения является профессиональный стресс.
В данной работе необходимо решить задачи:
- описать понятие стресса и его основные характеристики.
- рассмотреть особенности организационного стресса и факторы его возникновения.
- изучить систему управления стрессами в организации.
- рассмотреть причины стрессов в организации.
- изучить последствия стресса для психики человека.
Целью данной работы является изучение влияния профессиональ-ного стресса на психическое здоровье персонала организации.
Гипотеза работы: если в организации управлять стрессом сотруд-ников, то их психическое здоровье будет подвергаться меньшей опасности.
Методологией работы является: изучение причины конфликтов и их преодоление.
В данной работе были использованы следующие методы исследо-вания: анализ литературы, синтез, обобщение.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литера-туры.
1. Стрессы в современной организации и особенности управления ими
1.1 Понятие стресса и его основные характеристики
Стресс (от англ. Stress - напряжение, нагрузка; состояние повышен-ного напряжения) - совокупность неспецифических адаптационных (нор-мальных) реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов - стрессоров (физических или психологических), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы орга-низма (или организма в целом). [1]
Во время стресса обычные эмоции заменяются беспокойством, ко-торое вызывает нарушения в физиологическом и психологическом плане. Это понятие ввел Г. Селье для того чтобы обозначить неспецифическую реакцию организма на любое неблагоприятное действие. Его изучения по-казали, что разные неблагоприятные причины - утомление, страх, обида, холод, болезнь, унижение и множество других факторов вызывают в орга-низме однотипную комплексную реакцию не зависимо от того, какой именно раздражитель действует на него в этот момент. При этом раздра-жители могут и не существовать в реальности. Человек реагирует не толь-ко на действительную опасность, но и на угрозу или напоминание о ней.
Поведение человека в ситуации стресса отличается от аффективного поведения. Во время стресса человек может контролировать свои эмоции, анализировать всю ситуацию и принимать адекватные решения.
В наше время в зависимости от стрессового фактора выделяют раз-ные виды стресса, которые ясно выражены физиологически и психологи-чески. Психологический стресс разделяется на информационный и эмоци-ональный. Если человек не может справиться с задачей, не успевает при-нимать верные решения в нужном темпе при высочайшей степени ответ-ственности, т.е., когда появляется информационная перегрузка, может раз-виться информационный стресс. Эмоциональный стресс появляется в ситу-ациях опасности, обиды и т.д. Г. Селье выделил в развитии стресса 3 этапа.
1. Реакция тревоги - фаза мобилизации защитных сил организма, которая повышает устойчивость по отношению к определенному дей-ствию. При этом происходит перераспределение резервов организма: ре-шение главной задачи происходит за счет второстепенных задач.
2. Стадия сопротивляемости - стабилизации всех параметров, ко-торые выведены из равновесия в первой фазе, и закреплены на новом уровне. Внешнее поведение недостаточно различается от нормы, все как будто налаживается, но внутренне идет перерасход адаптационных запа-сов.
3. Стадия истощения, может привести к значительному ухудше-нию самочувствия, так же к разным болезням и даже в некоторых случаях к смерти.
Этапы развития стрессового состояния у человека:
1. Возрастание напряженности;
2. Собственно стресс;
3. Снижение внутренней напряженности.
Первый этап строго индивидуален своей продолжительностью. Од-ни люди могут завестись в течение 2-3 минут, а у других нарастание стрес-са может проходить на протяжении нескольких дней или даже недель. Но в любой ситуации, состояние и поведение человека, который попал в стрес-совую ситуацию, меняется на отрицательный знак. Спокойный и сдержан-ный человек становится суетливым и раздражительным, или даже агрес-сивным и жестоким. А человек, в обычной жизни живой и подвижный, ста-новится мрачным и неразговорчивым.
На первом этапе прекращается психологический контакт в общении, возникает отчуждение, дистанция в деловых отношениях с сотрудниками.
Люди прекращают смотреть друг другу в глаза, у них происходит резкое изменение предмета разговора: с содержательно-деловых моментов он переходит на личные выпады.
Самое главное заключается в том, что на первой стадии стресса у человека ослабевает самоконтроль: он постепенно утрачивает способность сознательно и разумно регулировать свое собственное поведение.
Второй этап развития стрессового состояния проявляется так, что у человека происходит потеря эффективного сознательного самоконтроля (полная или частичная). “Волна” деструктивного стресса способствует на психику человека отрицательно. Он может не вспомнить, что говорил и делал, или осознавать свои действия, довольно смутно, и не полностью. Большинство позже отмечают, что во время стрессового состояния они сделали то, что никогда бы не сделали в спокойной обстановке. Чаще всего все впоследствии очень жалеют об этом.
Второй этап, также, как и первый, по своей продолжительности строго индивидуален - от нескольких минут и часов - до нескольких дней и недель. Потратив всю свою энергию, человек начитает чувствовать уста-лость, опустошение, и утомление.
Третий этап, человек останавливается и возвращается “к самому се-бе”, часто переживает чувство вины (“Что же я сделал”), и дает себе слово, что “этот кошмар” больше никогда не повторится. Но, к сожалению, через какое- то время стресс повторяется вновь. Причем, каждый человек имеет свой индивидуальный сценарий стрессового поведения (по частоте и фор-ме проявления). Чаще всего этот сценарий может усвоиться в детстве, ко-гда у родителей происходит конфликт на глазах у ребенка, вовлекая его в свои проблемы. Поэтому, кто-то переживает стресс, чуть ли не каждый день, но в небольшом количестве (не слишком агрессивно и без существен-ного вреда для здоровья окружающих). А кто-то - несколько раз в год, но чрезвычайно сильно, полностью теряя над собой контроль и находясь как бы “в стрессовом угаре”.
Стресс значительно воздействует на работу человека. Люди с раз-ными особенностями нервной системы по-своему реагируют на однооб-разные психологические нагрузки. У одних людей наблюдается мобилиза-ция сил, повышение активности и эффективности деятельности. Опасность, с одной стороны, подстегивает человека, заставляет его вести себя смело и мужественно. С другой стороны, стресс может вызвать разрушение дея-тельности, быстрое снижение ее эффективности, пассивность и общее тор-можение.
В стрессовой ситуации поведение человека зависит от многих усло-вий, но, прежде всего от психологической подготовки человека, которая включает умение быстро оценивать обстановку, умение быстро ориенти-роваться в неожиданных ситуациях, волевую собранность и решитель-ность, опыт поведения в похожих ситуациях. [2]
1.2 Особенности организационного стресса и факторы его возникно-вения
Организационный стресс - психическое напряжение, которое свя-занно с преодолением несовершенства организационных условий труда, с высокими нагрузками при выполнении профессиональных обязанностей на рабочем месте в определенной организационной структуре (в органи-зации или в ее подразделении), а также с поиском новых неординарных решений при форс-мажорных обстоятельствах. [3]
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб., Питер, 2019. – 326 с.
2. Кибанов А.Я Управление персоналом организации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://econom-lib.ru/4-51.php
3. «Текучесть кадров» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://sociological guide.academic.ru
4. Чирков Ю.Г. Стресс без стресса. - М.: ФиС, 2019. - С. 176
5. Вундт В. Основы физиологической психологии. Чувства и аффекты. - Д., 2018. - С. 216
6. Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессоустойчивость человека. - СПб.: 2020.- С. 86
7. Лопатников Л.И. Экономический словарь. Словарь современной экономической науки. - М.: «Дело», 2018. - С. 575
8. «Многофункциональный центр» [Электронный ресурс] - Режим до-ступа: http://mfc.tomsk.ru/current mfc/
9. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2017. - С. 213.
10. Стресс, выгорание, совладение в современном контексте./ Под ред. А. Журавлева, Е. Сергеенко. - М.: Институт психологии РАН, 2019. - С. 328.
11. Пигулевская И. Как избавиться от стресса и депрессии. Легкие спосо-бы перестать беспокоиться и стать счастливым. - М.: Центрполиграф, 2018.
- С. 106.
12.Алиев Х. М. Укрощение стресса. - М.: Эксмо, 2018. - С. 224-225.
13.Игумнов С.А., Жебентяев В.А. Стресс и стресс-зависимые заболевания.
- М.: Речь, 2020. - С. 257-258.