Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данногоисследования определяет то, что у медицинских работников, в частности у врачей-стоматологов большая вероятность возникновения эмоционального выгорания ввиду особенностей условий профессиональной деятельности. Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных и личностных ресурсов человека. Синдром эмоционального выгорания отражается на всех сферах жизни врача: профессиональной, личной, коммуникативной.
Для стоматологической клиники хорошее эмоциональное самочувствие сотрудников определяет стабильность деловой жизни организации. Таким образом, профилактика синдрома эмоционального выгорания имеет значение и для стоматологической организации в целом и для каждого её сотрудника. Медицинские работники - социальная группа населения, с одной стороны, испытывающая на себе все реальные проблемы современной общественной жизни, с другой - признанная смягчить эти проблемы в процессе контакта населения с системой здравоохранения.
Таким образом, медики находятся в кругу как своих собственных проблем, так и проблем своих пациентов, неся при этом двойную социально-психологическую нагрузку. Пациент ожидает от врача не только профессионального предоставления помощи, а также ответственного, доброжелательного отношения, которое реализуется в ходе положительных взаимоотношений между врачом и пациентом. Взаимопонимание между врачом и пациентом, в свою очередь, обеспечивает достижение основной цели лечения - выздоровление пациента.
Теоретико-методологические основания исследования. В качестве методологических предпосылок исследования, рассматривающих вопрос о взаимосвязи личности и медицинской профессии, явились: общетеоретические положения общей и социальной психологии личности, сформулированные в трудах К.Маслач, Г. Робертса и Г. Фрейденбергера; выводы Г.В. Залевского, С.В.Умняшкиной, В.Е. Орла, касающиеся синдрома эмоционального выгорания и сопутствующих ему психологических процессов; исследования А. Маслоу, Р. Ассоджиоли, В.Е. Клочко, Э.В. Галажинского о самоактуализации личности и ее динамике, системном подходе в самореализации личности.
Цель научно-практической работы: Изучение особенности психологической профилактики эмоционального выгорания медицинских работников стоматологического профиля.
Объект исследования: синдром эмоционального выгорания.
Предмет исследования: Эмоциональное выгорание медицинских работников стоматологического профиля.
Задачи:
1. Изучить феномен эмоционального выгорания и факторы профессиональной деятельности, обусловливающие его формирование.
2. Рассмотреть психологические особенности деятельности медицинских работников.
3. Охарактеризовать направления психологической профилактики эмоционального выгорания медицинских работников в деятельности профильных организаций.
4. Выявить специфику проявлений эмоционального выгорания медицинских работников стоматологического профиля.
Структура: НИР состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1
Формирование синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности медицинских работников.
1.1. Феномен эмоционального выгорания и факторы профессиональной деятельности, обусловливающие его формирование.
Еще в 70-е годы XX-го века некоторые исследователи обратили внимание на довольно часто встречающееся состояние эмоционального истощения у лиц, занимающихся в различных сферах коммуникативной деятельности (педагогов, врачей, работников социальных служб, психологов, менеджеров).
Как правило, такие специалисты на определенном этапе своей деятельности неожиданно начинали терять интерес к ней, формально относиться к своим обязанностям, конфликтовать с коллегами по непринципиальным вопросам. В дальнейшем у них обычно развивались соматические заболевания и невротические расстройства. Как было обнаружено, наблюдавшиеся изменения были вызваны длительным воздействием профессионального стресса.
В данном случае уместно говорить о эмоциональном выгорании. Термин «burnout» в психологической литературе переводится как «выгорание» или «сгорание». Позже К. Маслач определила СЭВ как потерю интереса и осторожности в работе. А впоследствии, развив свое учение, она представила это понятие как «синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и утрату понимания и сочувствуя по отношению к клиентам». В. В. Бойко под эмоциональным выгоранием понимает «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия».[10, c.176]
Первые исследования вопроса «эмоционального выгорания» носили эпизодический и описательный характер. К.Маслач выделила и описала данное понятие как особое состояние человека, которое включает в себя: чувство эмоционального изнеможения и истощения; симптомы деперсонализации и дегуманизации; негативное восприятие самого себя; утрату человеком профессионального мастерства.
Важнейшими признаками данного синдрома выступают: наличие отрицательных чувств по отношению к пациентам или клиентам; ощущение полного или частичного эмоционального истощения; негативная или низкая самооценка. Данные признаки синдрома «эмоционального выгорания» отмечают большинство исследователей, которые изучают и наблюдают проявления данного синдрома.
На первом этапе изучения данного феномена исследователями была определена сущность данного понятия, его основные признаки. Затем этот синдром стал общепризнанным.
На следующем этапе проводились исследования по выявлению и последующей классификации факторов, которые тормозят развитие этого синдрома или, наоборот, способствуют ему. При изучении личностного фактора в развитии и формировании этого синдрома исследователь П. Торнтон принимал во внимание такие показатели, как пол, стаж, возраст, семейное положение, образовательный уровень, социальное происхождение, стаж данной работы. Но, в результате исследований оказалось, что данные показатели не связаны с высоким или низким уровнем «эмоционального сгорания».
В настоящее время феномен эмоционального выгорания в психологической науке широко и разнонаправленно исследован (В. В. Бойко, В. Е. Орел, Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова, Н. В. Гришина, И. П. Ильин, С. А. Подсадный, Д. Н. Орлов, Г. А. Макарова, Л. М. Митина, Т. И. Ронгинская, А. А. Рукавишников, Т. В. Форманюк, Г. А. Макарова, Л. Д. Демина, И. А. Ральникова, М. В. Агапова, И. В. Комаревцева и др.), авторами подробно описана внешняя сторона выгорания, детально проработан вопрос симптомов и внешне наблюдаемых факторов выгорания. [3, 9]
Согласно современным данным, под «психическим выгоранием» понимают состояние физического, эмоционального, умственного истощения, проявляющееся в профессиях эмоциональной сферы. В настоящее время общепринятым и наиболее употребляемым является определение выгорания, как синдром эмоционального истощения, деперсонализации и уменьшения личностных достижений.Р. Шваб расширяет группу профессионального риска. Это прежде всего учителя, полицейские, тюремный персонал, политики, юристы, нижнее звено торгового персонала, менеджеры всех уровней. На сегодняшний день проведенные в различных странах исследования показывают, что особой «группой риска» являются педагоги.
В настоящее время авторы выделяют несколько моделей эмоционального выгорания, описывающих данный феномен.
• Однофакторная модель эмоционального выгорания (Пайнс, Аронсон) - это состояние физического, эмоционального и когнитивного истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях. Истощение является главной причиной выгорания. Остальные проявления дисгармонии, переживаний и поведения считают следствием.
• Двухфакторная модель эмоционального выгорания (Д. Дирендонк, В. Шауфели, X. Сиксма) характеризуется эмоциональным истощением и деперсонализацией одновременно. При этом эмоциональное истощение выражается в виде жалоб на свое здоровье, физическое самочувствие, нервное напряжение, эмоциональное истощение. Деперсонализация же проявляется в изменении отношения либо воспитанникам ДОУ и их родителям, либо к себе.[3, c.49]
• Трехфакторная модель (К. Маслач и С. Джексон). Синдром психического выгорания представляет собой сочетание трех факторов- эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личных достижений.
В этом случае эмоциональное истощение принято рассматривать как основную составляющую эмоционального выгорания, которое проявляется в равнодушии, снижении эмоционального фона педагога. Деперсонализация при такой модели выражается в изменении отношений с другими людьми, в частности - с коллегами, воспитанниками, родителями. Это может быть либо повышение зависимости от окружающих, либо усиление негативизма.
Третья составляющая эмоционального выгорания - редукция личностных достижений - может проявляться либо в тенденции негативно оценивать себя, занижать свои профессиональные достижения и успехи, негативизме по отношению к профессиональным достоинствам и возможностям либо в преуменьшении собственного достоинства.
• При четырехфакторной модели выгорания один из его элементов (эмоциональное истощение, деперсонализация или редуцированные персональные достижения) разделяется на два отдельных фактора. Например, деперсонализация, связана с работой и с реципиентами соответственно.
1.2 Психологические особенности деятельности медицинских работников
Как показывают последние исследования западных исследователей часто профессиональному выгоранию подвластны медицинские работники. Профессиональное выгорание у специалистов, которые трудятся в сфере здравоохранения, выражается в виде презрения и равнодушия к своим прямым обязательствам, прописанным в трудовом договоре, ко всему происходящему на работе, негативизма по отношению к пациентам и к коллегам, постоянное ощущении собственной профессиональной негодности. Во-первых, могут также появиться невротические расстройства и психосоматические заболевания. Во-вторых, развитию профессионального выгорания способствует необходимость работы в одном и напряженном ритме с большой эмоциональной нагрузкой личностного взаимодействия с трудным контингентом.
Синдром эмоционального выгорания развивается постепенно, представляет собой динамический процесс. Согласно модели В.В.Бойко эмоциональное выгорание разделяется на три большие группы:
- эмоциональное напряжение;
-резистенция;
-истощение и каждая из групп состоит четырех симптом. [10, c.176]
Фаза напряжения. Приводит к появлению эмоционального выгорания. Появляется чувство безразличия всему происходящему вокруг, самое главное, к профессиональной деятельности. Снижается острота эмоций, также человек ощущает пустоту и неудовлетворенность жизнью. Вместо положительных эмоций появляется ощущение тревожности, однако, причины для ее появления нет.
Симптомы фазы напряжения:
1. «Переживания психотравмирующих обстоятельств». Появляются психотравмирующие факторы своей деятельности, которые сложно или совсем не устранимы.
2. «Неудовлетворенности собой». Вследствие неудач или неспособности оказать влияние на психотравмирующие ситуации, человек, как правило, испытывает недовольство выбранной профессией, собой, занимаемой должностью и определенными обязанностями.
3. «Загнанности в клетку». Появляется, когда психотравмирующие ситуации очень давят, и человек не может их устранить.
4. «Тревоги и депрессии». Представляет собой ощущение неудовлетворенности собой и своей работой, человек разочаровывается в себе и в своей профессии.
Фаза резистенции. Человек осознанно или же неосознанно стремится уменьшить влияние внешних факторов и к психологическому комфорту.
Показать больше