Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данной работы: на сегодняшний день обращения граждан являются формой непосредственного управления делами государства. Они выступают одним из способов контроля над публичным управлением, осуществляемым государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Поэтому необходимо исследовать данный вопрос на местном уровне. Проблема гражданина, имеющего право, на обращения в государственные органы власти и органы местного самоуправления является главной основой правового статуса человека.
На данный момент любой гражданин правового и демократически развитого государства, видит и знает защиту прав и свобод каждого гражданина своей первостепенной задачей. Стоит отметить, что важными элементами такого государства и нашего общества являются открытое общение граждан с государственными органами власти. И к тому же, особенная роль граждан изменять принимаемые публично-властные решения. Обращения граждан являются так называемой формой общения с государством. Но как отреагируют власти на обращения уже другой вопрос. Делая вывод, можно сказать, что обращения отражают процесс развития в каждом гражданине нашей страны социальной активности, доверие к политическим институтам государства. Вместе с этим имеют место быть недостатки при организации порядка рассмотрения обращений, к ним можно отнести неточные формулировки в законодательстве и другие причины.
Степень изученности темы представлена большим спектром исследований, среди которых присутствуют работы таких авторов как, Рогожин М. Ю., Барихин А. Б., Вялова Л. М., Захаркина О. И., в них освящается делопроизводство в кадровой службе, документооборот, нормативная база, которая также касается работы с обращениями граждан. Андреева В. И. и Галахов В. В. написали работы, где выделили в них особенность делопроизводства в государственной службе.
Цель исследования: проанализировать организацию работы с обращениями граждан.
Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены следующие задачи:
исследовать историю государственного регулирования обращений граждан;
изучить виды и формы обращений граждан;
проанализировать организацию работы с обращениями граждан в образовательной организации;
Объект работы - обращения граждан.
Предмет работы - организация работы с обращениями граждан.
Методологическую базу исследования составили общенаучные методы: исторический метод, сравнительно - правовой анализ и системный анализ.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1. Теоретические основы организации работы с обращениями граждан
1.1. Сущность работы с обращениями граждан в России
Статья 33 Конституции Российской Федерации предусматривает право граждан обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления. Вместе с тем Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» , содержащий нормативное определение термина «обращения», ограничивается перечислением его разновидностей и в лучшем случае указывает адресатов, но не отражает признаков обращения как юридической категории и феномена.
В публикации представлено лексико-юридическое исследование термина «обращение», а также анализ практики его применения в законодательстве. Сделан вывод о том, что термин «обращение» должен применяться только в сочетании с дополнительным словом, уточняющим его содержание. С учетом научных трудов отечественных и зарубежных исследователей, практических наработок и исходя из положений нормативных актов автор сформулировал следующее определение термина «обращение гражданина»: это подлежащее обязательному рассмотрению волеизъявление индивида (группы индивидов или их объединения), соответствующее по форме нормативно установленным правилам, выражающееся в виде письменного, устного или конклюдентного требования о реализации своих прав, свобод и законных интересов, обращенное к органу государственной власти, органу местного самоуправления или организации, реализующей публично значимую функцию, а также к их должностным лицам.
Таким образом, признаками обращения являются: 1) обязательность рассмотрения, 2) особый субъект волеизъявления, 3) объективная сторона в виде действия, 4) специальная процессуальная форма, 5) цель и 6) адресат. Перечисленные шесть признаков являются необходимыми и достаточными, а сформулированная дефиниция не только характеризует обращения граждан с фактической и юридической точек зрения, но и позволяет отграничить их от иных смежных категорий.
В определении нашли отражение новации в законодательстве последних лет, касающиеся изменения субъектного состава заявителей (путем включения в их число объединений граждан) и адресатов (в силу распространения законодательства об обращениях на государственные (муниципальные) учреждения, а также организации, реализующие публично значимые функции).
Прежде чем начать рассмотрение термина «обращения граждан», отметим, что само слово «обращение» встречается в нормативных актах достаточно часто. Так, только федеральных законов, упоминающих данное понятие, более тысячи, из которых пять (не считая законов о внесении изменений в них) содержат термин «обращение» в своем названии.
Вместе с тем необходимо учитывать, что слово «обращение» в русском языке употребляется широко и имеет несколько значений.
С.И. Ожегов указывает четыре значения слова «обращение»: проявление отношения к кому-чему-нибудь в поведении, в поступках (ласковое обращение с ребенком, небрежное обращение с вещами); призыв, речь или просьба, обращенные к кому-нибудь (обращение к народу, выступить с обращением); процесс обмена, оборота, участие в употреблении (обращение товаров, вошло в обращение новое слово); особый лингвистический термин, применяемый в грамматике и обозначающий называющее лицо (реже – предмет), к которому обращена речь .
Все это многообразие значений слова «обращение» воспринял и законодатель. Так, в Конституции РФ слово «обращение» использовано в двух разных значениях: как проявление отношения (ч. 2 ст. 21, согласно которой никто не может подвергаться обращению, унижающему человеческое достоинство) и как вид волеизъявления граждан, направленного органам публичной власти (ст. 33, согласно которой граждане имеют право направлять индивидуальные и коллективные обращения ).
Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» использует термин «обращение» для обозначения процесса оборота. То есть под обращением понимаются различные регламентируемые действия, совершаемые лекарственными средствами, а именно разработка, доклинические исследования, клинические исследования, экспертиза, государственная регистрация, стандартизация и контроль качества, производство, изготовление, хранение, перевозка, ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, реклама, отпуск, реализация, передача, применение, уничтожение лекарственных средств (ст. 4).
Встречаются в федеральных законах и сугубо юридические значения слова «обращение», не указанные в обычных толковых словарях, например обращение к исполнению (гл. 46 УПК РФ) или обращение взыскания (ст. 237 ГК РФ). В таких случаях термин «обращение» неразрывно связывается с иным термином, что придает ему самостоятельное значение. Так, «обращение к исполнению» обозначает момент (конкретный временной отрезок) начала исполнения (реализации) судебного акта. «Обращение взыскания на имущество» – это также самостоятельный юридический термин, означающий выявление, арест и продажу имущества не вернувшего долг должника с целью передачи вырученных от продажи средств кредитору .
Пожалуй, наиболее распространенным в отечественном законодательстве значением слова «обращение» является требование уполномоченного субъекта к обязанному субъекту в целях реализации им своих прав и за-конных интересов. В этом значении термин «обращение» используется, на-пример, в гл. 6 «Предварительное рассмотрение обращений» Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в ст. 333.37 «Льготы при обращении в арбитражные суды» Налогового кодекса Российской Федерации и во многих других актах .
Лексический и юридический анализ позволяют заключить, что термин «обращение» надлежит использовать и изучать с учетом контекста его применения. Вместе с тем указанный вывод расходится с обязательным требованием к правовым нормам об их формальной определенности, ясности и недвусмысленности. Поэтому можно утверждать, что термин «обращение» должен применяться только в сочетании со словом, уточняющим его содержание, например, «обращение Президента РФ», «обращение гражданина», «обращение взыскания», «обращение с оружием», «обращение наркотических средств», «жестокое обращение» и т.д. В приведенных случаях каждое словосочетание отражает самостоятельное правовое явление, регулируемое совершенно разными правовыми нормами и соответственно порождающее различные правовые последствия. Пытаться искать между ними параллели, общие признаки и элементы бессмысленно, так как эти правовые категории, несмотря на совпадение ключевого слова «обращение», регулируют различные правовые отношения.
Использование термина «обращение» как равнозначного термину «обращение гражданина» является не совсем корректным, однако оно вполне укладывается в постсоветскую модель юридической терминологии, в соответствии с которой вслед за Указом Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» многие законы стран СНГ используют термины «обращение» и «обращения граждан» как синонимы (например, Закон Республики Узбекистан от 6 мая 1994 года № 1064-XII «Об обращениях граждан» и Закон Туркменистана от 14 января 1999 года № 342-I «Об обращениях граждан и порядке их рассмотрения»). Аналогичную позицию по этому вопросу занимает и отечественный законодатель, который в ст. 4 Федерального закона «О порядке рас-смотрения обращений граждан РФ» указал, что для обозначения термина «обращения граждан» допустимо использовать термин «обращение».
Практика применения указанных терминов в отечественной научной литературе также подтверждает их синонимичность. Так, большинство авторов свободно употребляют термины «обращение» и «обращение гражданина», не акцентируя внимание на их различии. Например, С.А. Широбоков предлагает следующее определение:
«Обращение – это, прежде всего, волеизъявление индивида, выраженное в конкретном действии, имеющее письменную или устную форму, соответствующую правилам, закрепленным в нормативно-правовых актах, направленное в органы государства или органы местного самоуправления в видах, необходимых для того, чтобы реализовать, предоставить, защитить или восстановить права и свободы». Как видно из указанного определения, речь идет именно об обращениях граждан, но не органов власти или каких-либо иных обращениях вообще .
На наш взгляд, термин «обращение» в значении «волеизъявление» является самостоятельным юридическим понятием, образует отдельный правовой институт (вне зависимости от субъекта, его выражающего) и не может быть отождествлен с иными парными правовыми категориями, включающими слово «обращение». К сожалению, законодатель зачастую бессистемно использует этот термин, не всегда разграничивает обращения в широком смысле и непосредственно обращения граждан, что порождает определенные сложности в правоприменении.
Проблематика понятийного аппарата не исчерпывается соотношением
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59–ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. – N 19. – ст. 2060.
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 53 (часть I). - ст. 7598.
1. Авершин, В.И. Стандартизация образования на региональном уровне / В.И. Авершин, П.Л. Галаев. - М.: ИНФА, 2020. – 186 с.
2. Антропова, Т.Ю. Закон об образовании - что нового? / Т.Ю. Антропова // Руководитель бюджетной организации. – 2021. - № 4. – С. 15.
3. Воробьева, С.В. Основы управления образовательными системами / С.В. Воробьева. - М.: Академия, 2021. - 208 с.
4. Гаврилов, Е. Образование в регионах по новым правилам / Е. Гаврилов // эж-ЮРИСТ. - 2021. - № 33. – С. 10-12.
5. Гаврилова, М.В. Управление системой образования региона / М.В. Гаврилова, Н.В. Данилова // Вестник Российского Университета Кооперации / Российский университет кооперации. – Мытищи, 2020. – №1. – С. 35 – 41.
6. Герман, В. Ступени познания. Современная модель учебного заведения непрерывного профессионального образования / В. Герман, М. Герман // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2019. - № 7. - С. 8-10.
7. Головина, А.Д. Раздельный учет в сфере образования / А.Д. Головина // Советник в сфере образования. – 2021. - № 2. – С. 6-12.
8. Горбунова, И.Б. Разработка системы оценивания качества деятельности преподавателей вуза / И.Б. Горбунова, М.А. Лямзин, А.С. Кузнецова // Врач скорой помощи. – 2021. - № 8. – С. 18-20.
9. Горовой, А.А. Пространственное распределение образовательной системы в условиях кризисной экономики: региональные аспекты / А.А. Горовой. – СПб.: Астерион, 2020. – 136 с.
10. Мотова, Г.Н. Методология управления региональной системой образования. / Г.Н. Мотова, И.В. Гуськова. – Н. Новгород: НИМБ, 2021. – 352 с.
11. Мухаметзянова, Г.В. Образование: системный взгляд на проблему / Г.В. Мухаметзянова. – Казань: Идел–пресс, 2019. – 608 с.
12. Никандров, Н.Д. Перспективы развития образования в регионах России / Н.Д. Никандров, В.А. Зернова. – СПб.: СПбГУП, 2018. – 280 с.
13. Никитин, Э.М. Оптимизация региональных структур управления / Э.М. Никитин, Б.С. Одегов // Университетское управление: практика и анализ. – М.: Знание, 2021. – 144 с.
14. Новиков, Д.А. Модели и механизмы управления развитием региональных образовательных систем / Д.А. Новиков. – М.: Современник, 2019. – 83 с.
15. Федеральная служба государственной статистики. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru.
16. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Минобрнауки.рф.