Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. В юридической науке государство является одним из самых сложных объектов для исследования в силу многосторонности его проявлений. Ученые прошлого и современности полемизируют относительно понятия, основных признаков, происхождения, а также иных аспектов существования государства. Методология исследования состоит из различных способов, приемов, средств научного познания. Ученые, как правило, используют сравнительно-правовой, исторический, логические и иные методы. Также в их инструментарий обычно входит такой логический способ научного познания, как типология. Её назначение заключается в том, чтобы быть средством лучшего познания действительности. Типология высоко оценивается учеными, более того, этого способ отмечается как незаменимый среди других.
В современной юридической науке используется множество подходов, которые направлены на систематизацию научного знания о государстве. Однако не все такие концепции можно обозначить как типологии, так как они не соответствуют её основным признакам и требованиям.
Объектом исследования является систематизация государственно-правовых явлений как один из важнейших методов их научного познания.
Предметом исследования - типология государства как вид систематизации, основанный на выделении сущностных признаков государства, и современные подходы к типологизации - формационный, цивилизационный.
Цель настоящего исследования - анализ современных подходов к типологии государства, формулировка на этой основе интегративного подхода.
Для достижения этих целей в диссертации решались следующие задачи:
- анализ и разграничение методов систематизации научного знания -типологии и классификации, выделение их оснований;
- изучение нетрадиционных подходов к типологии и классификации государства;
- определение сущности государства;
- изучение возможностей формационного подхода к типологии государства;
- выявление его положительных и отрицательных сторон;
- анализ современной трактовки формационного подхода;
- исследование цивилизационного подхода, теорий его основоположников.
ГЛАВА1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВА В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ
1.1.Государство социалистического типа
Идеи о подлинно демократическом, гуманном и справедливом обществе и государстве содержатся во многих мировых религиях, в частности и христианской. Они выдвигались и развивались социалистами-утопистами, содержались в былинах и сказаниях.
Сама идея социалистического государства возникла первоначально в теории - в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина -- как противопоставление государствам других типов, власть в которых принадлежит эксплуататорскому меньшинству и используется, прежде всего, для подавления эксплуатируемого большинства. Причем К. Маркс и Ф. Энгельс свои идеи о будущем пролетарском государстве черпали из опыта Парижской Коммуны, а В.И. Ленин развивал эти идеи, опираясь уже на опыт Октябрьской революции и первые годы Советской власти.
Появление социалистического государства связывалось с осуществлением социальной революции, возглавляемой рабочим классом, со сломом старой государственной машины, с установлением диктатуры пролетариата. Государство, которое не будет угнетать большинство в интересах меньшинства, перестанет быть собственно государством, станет «полугосударством», а затем и отомрет, будет заменено органами народного самоуправления. Социалистическое государство позиционировалось как государство высшего и исторически последнего типа.
Основными положениями марксистского учения о социалистическом государстве являются:
1)Социалистическое государство возникает не в ходе эволюционного перерастания буржуазного государства в социалистическое, а путем совершения социалистической революции.
Однако исторический опыт опровергает это утверждение: к истинному социализму, т.е. обществу, где большинство членов имеют примерно одинаковый высокий доход и равные права (например, шведский социализм), приводит как раз эволюционный путь развития. И в более поздних работах классиков марксизма-ленинизма присутствовала мысль о необходимости использования в процессе осуществления социалистической революции различных - мирных и немирных форм.
2)Закономерностью становления и развития социалистического государства является слом старой государственной машины, уничтожение старого государственного аппарата.
Но история неоднократно доказывала, что к слому любого государственного аппарата надо подходить предельно аккуратно и осторожно, что есть такие государственные институты, которые разбивать нельзя, что разрушить старое гораздо легче, чем создать хорошее новое.
• 3)Сущностью переходного периода от капитализма к социализму является диктатура пролетариата.
• 4)В своем становлении и развитии социалистическое государство проходит несколько этапов. Согласно марксизму, «коммунистическая общественно-экономическая формация», или, кратко, «коммунизм» состоит из двух фаз: низшей -- которая в марксизме называется социализмом и высшей -- так называемого «полного коммунизма». Конкретно по К.Марксу: «На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидуумов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, -- лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: «Каждый по способностям, каждому -- по потребностям» К. Маркс и Ф. Энгельс.
Однако большинство этих теоретических прогнозов на практике не подтвердилось. Ярким примером тому служит опыт бывшего СССР и других социалистических стран. В 70-е годы в СССР марксистское учение о социализме получило полное развитие. А именно, официально было закреплено, что социалистическое государство с момента социалистической революции проходит следующие этапы:
• а) диктатура пролетариата;
• б) собственно социалистическое государство;
• в) общенародное государство.
Экономическую основу социалистического государства должна была составить общенародная собственность на средства производства. В итоге, сформировалось общество и государство, основанные фактически на единой государственной собственности. Реальным собственником средств производства стал партийно-государственный аппарат, точнее, его верхушка, которая в результате приобрела неограниченную власть.
Участие народа в осуществлении власти, его политические и личные права и свободы стали чисто формальными, равно как и деятельность демократических институтов. Граждане фактически не имели никакой собственности, не были заинтересованы в результатах своего труда, а средства производства были фактически "ничьими", бесхозными, поэтому бесконтрольно разворовывались. Это, а также отсутствие свободного рынка товаров и услуг, навязывание плановой экономики сверху, которая не могла сбалансировать всегда стихийно складывающиеся спрос и предложение, привели, в конечном счете, к разорению и обнищанию государства. Похожие, хотя в каждом случае имеющие специфические черты, процессы происходили и в других странах, строивших социалистическое общество.
Особенность марксистского представления о государстве заключается в том, что оно связывает напрямую с классами не только процесс возникновения и развития государства, но и процесс его отмирания. Для отмирания государства необходимо создать соответствующие материальные, социальные и иные условия, ведущие к стиранию классовых различий и к формированию высокого уровня общественного сознания. Эта благородная идея освободить человечество от государственного давления и принуждения не только провозглашалась в теории, но и ставилась как практическая задача. Естественно, она не могла быть решена в силу ее утопического характера. Тем не менее, высокий уровень развития ряда западных стран, действительно, создает предпосылки для стирания различий между классами, делая общество все более однородным и, возможно, это приведет, в конце концов, к отмиранию государства. Однако произойти это может только на основе естественного эволюционного развития.
Касаясь темы социалистических государств сегодня нельзя не упомянуть Китайскую народную республику. Ведь именно сейчас, в наше время это государство продолжает следовать социалистических путем, конечная цель которого коммунизм. Во всяком случае, так провозглашает сама КНР, вернее ведущая и правящая Коммунистическая партия Китая. Очень много споров кипит вокруг этого вопроса. Кто-то из ученых, критиков и прочих аналитиков считают, что это совсем не так, Китай давно уже строит свой специфический капитализм, хотя бы и под лозунгом социализма. А кто-то напротив, уверен, что это истинный путь развития социалистического государства, только имеющий свою национальную специфику. Что же получится в итоге, покажет только время. Тем не менее, это лишний раз доказывает тот факт, что тема социализма себя еще отнюдь не исчерпала, и, возможно, когда-нибудь действительно появится коммунизм.
1.2.Понятие государства в марксизме
Сущность государства - политическая власть - имела и всегда имеет двоякий характер: реализация общих социальных и узкоклассовых интересов (узких групповых интересов). Несмотря на все социальные противоречия, общество всегда едино. Следовательно, существование исторического типа государства, основанного исключительно на узких функциях, невозможно. В конце концов, класс рабовладельцев не может существовать без класса рабов, а класс феодалов - без класса крестьян. Кроме того, эксплуатируемый класс всегда имел возможность влиять на деятельность эксплуатирующего класса, поскольку их было намного больше. Однако это было не из-за того, что что эксплуататорский класс удовлетворял потребности эксплуатируемого класса и в некоторой степени выполнял общие социальные функции. Следовательно, каждое государство является не только инструментом угнетения и эксплуатации социальной группы, но также представляет собой все общество и является средством их объединения. Современное государство действует больше в интересах общества в целом, но есть и классовые элементы.
Государство - политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляемая государственным аппаратом управления общественными делами, суверенная государственная власть, придающая значение обязательному праву, гарантирующая права и свободы граждан, правопорядок.
Сущность философской категории важна, базисна, необходима в конкретном явлении. Поэтому сущность государства состоит в том, что наиболее характерно и значимо в нем то, что определяет его содержание, социальное назначение и функцию.
Без глубокого и всестороннего понимания природы и сущности государства не может быть грамотного, квалифицированного управления. Объективная необходимость и практическая потребность в знании о состоянии развития общества неизбежно будут преобладать над эмпирическим подходом к нему и незнанием.
При рассмотрении природы государства важно учитывать два аспекта:
1) тот факт, что любое государство является организацией политической власти (формальный аспект);
2) затем, чьи интересы обслуживаются, организация (содержательная сторона).
Если при анализе сущности государства остановиться только на формальной стороне, то получится, что древнее и современное рабовладельческое государство тождественны по своей природе. Между тем это в корне неверно .
Главное в природе государства - его содержательная сторона, иными словами, интересы которой превыше всего, организация политической власти, которая устанавливает приоритеты в своей политике.
В связи с этим можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подход к сущности государства.
Хронологически первым заговорил классовый подход, при котором государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. Здесь государство используется в узких целях как средство обеспечения преимущественно интересов правящего класса, слоя социальной группы. В этом случае приоритетное удовлетворение интересов какого-либо класса является причиной сопротивления других классов.
Следовательно, проблема заключается в постоянном "устранении" этого сопротивления насилием, диктатурой, господством. Рабовладельческое, феодальное, раннебуржуазное, социалистическое (при диктатуре пролетариата) государство во многом по своей сути классовое. При этом общечеловеческие и иные интересы в образовании государств также присутствуют, но они вторичны.
Более прогрессивным является общий для всего человечества (или общесоциальный) подход, при котором государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Здесь государство уже используется в более широких целях как средство обеспечения преимущественно интересов общества, концентрируя потребности различных классов и слоев, большинства населения, используя преимущественно такой метод, как компромисс.
Государство такого субъекта, не занимая уникальной классовой позиции, используется скорее как арбитр, пытающийся примирить имеющиеся в многообразном обществе противоречия, конфликты, коллизии. Конечно, это все-таки больше идеал, чем реальность. А стран, которые уже достигли таких высот, на сегодняшний день нет. Хотя есть целый ряд стран, которые добились в достижении этой цели гораздо больших успехов, чем современная Россия. К таким государствам относятся, например, Германия, Франция, Швейцария, Швеция, Австрия, США и др.
Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национально-расовый, и другие подходы к природе государства, при которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике каждой страны.
В рамках религиозного подхода государство можно определить как организацию политической власти, способствующую реализации преимущественных интересов определенной религии. Так, католический Ватикан, исламские государства - Пакистан, Иран, Ирак, Ливия, Судан, Саудовская Аравия и другие - в своей политике руководствуются в основном религиозными принципами.
В рамках национального (националистического) подхода государство можно определить как организацию политической власти, способствующую реализации преимущественных интересов титульной нации в ущерб интересам других народов, проживающих в этой стране.
В марксистской теории выражение «социально-экономическое образование» интерпретируется как «исторически определенный этап развития общества», который характеризуется определенным способом производства и производственными, социальными и политическими отношениями, которые он определяет.
Показать больше