Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На рубеже XX-XXI вв. в мире произошли значительные перемены, которые коснулись почти всей областей повседневной жизнедеятельности людей. Ряд политических, социокультурных и экономических событий заставил многие страны пересмотреть свою внешнюю и внутреннюю политику. В XXI в. в современных условиях глобализации и унификации все больше народов мира обращаются к своей традиционной культуре, чтобы иметь возможность себя более четко идентифицировать. В этом смысле РФ не стала исключением.
Для познания культуры любого народа, в первую очередь, следует изучить его верования, поскольку религия представляет собой ядро социальной жизни и базу для проявления ее разных культурных форм. Религия выступает одним из важных компонентов культуры, она играет ключевую роль в развитии и формировании цивилизации человечества. При этом каждый народ воспринимает по-своему религиозные догмы, приобретая с их помощью культурно-цивилизационную и национальную идентичность. Религия становится ядром национального менталитета, она выражается через такие формы культуры, как литература, язык, традиции, искусство, обычаи и пр. В соответствии с теорией А. Тойнби «религия - основа, которая развивается в тип цивилизации. Если по какой-либо причине та или иная цивилизация не выживает, то только религия может ее возродить» [1, с. 216].
Целью научно-исследовательской работы является изучение влияния православия на ментальность русского человека.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач, таких как:
ознакомление с верой Руси до крещения;
рассмотрение особенностей византийского православия;
влияние византийской церкви на Русь;
рассмотрение православия в наши дни.
Объект исследования: ментальность русского человека
Предмет исследования: влияние православия на ментальность русского человека
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованных источников.
1 Вера Руси до крещения
Дохристианская культура Древней Руси — культура древних славян и языческой Руси (см. Этногенез славян по данным археологии), обитавших на территории Киевской Руси до её крещения в 988 году.
От этого периода сохранились лишь археологические находки, пре-имущественно, произведения декоративно-прикладного искусства, свиде-тельствующие о высоком уровне развития художественных ремёсел.
Основными чертами славянского язычества как мировоззрения являются вера в одушевлённость природы (аниматизм и анимизм), культ предков и сверхъестественные силы, которые постоянно присутствуют и принимают участие на протяжении всей жизни каждого человека, развитая низшая мифология, убеждённость в возможности воздействия на положение вещей в мире средствами примитивной магии, антропоцентризм.
Распространены два непримиримых между собой взгляда на древнюю Русь до принятия ею христианства. По одному из них, славяне до крещения – «варвары, люди, говорящие на непонятном языке, это люди второго сорта, это почти звери», как сформулировал этот взгляд один известный современный деятель.
По другому же мнению, у древних славян была высокоразвитая циви-лизация. Она была насильственно стёрта в результате крещения Руси. У языческой Руси, доказывают нам апологеты этого взгляда, была, например, своя разнообразная литература, которую потом последовательно отыскивали и целенаправленно уничтожали христианские священники.
В 1950-е годы в кругах русской эмиграции произошла сенсация. Было объявлено о находке уникальной дохристианской русской рукописи. По двум словам в начале одной из её страниц, она была названа «Влесовой книгой» или «Влес-книгой». Началась публикация отрывков из неё.
«Влес-книга» повествовала о неизвестных событиях древнейшей исто-рии Руси. Она вводила русских в семью древних исторических народов на-равне с ассирийцами, греками, римлянами. «Влес-книга» показывала разви-тую систему религиозных представлений наших предков, ничуть не усту-павшую в красоте и сложности верованиям цивилизованных античных народов.
Статусные историки встретили публикацию в штыки. Они начали яро-стно доказывать, что «Влес-книга» – подделка. Публикаторы говорили, что «Влес-книга» нацарапана на деревянных дощечках, но сумели предоставить фотографию только одной страницы. Эксперты объявили её ненастоящей. Лингвисты подвергли анализу язык «Влес-книги» и обосновали, что такого славянского языка в реальности быть не могло.
Сторонники подлинности «Влес-книги» до наших дней сопоставляют эту находку со «Словом о полку Игореве». Ведь рукопись «Слова» тоже утрачена, однако мало кто сомневается в подлинности этого источника. Объявлять «Влес-книгу» поддельной на основании теоретических представлений о том, каким должен был быть славянский язык в древности, выглядит более чем странным. Кроме того, отпало главное возражение противников: мол, деревянных книг у славян не было. В 2000 году при раскопках в Новгороде было обнаружено несколько листов Псалтири конца 10 века (то есть вскоре после крещения), вырезанной на деревянных досках.
Но даже если в реальности «Влесовой книги» не было, это всё равно не даёт оснований утверждать, что восточные славяне пребывали в полной дикости, пока им окончательно не просиял свет Христовой веры! Здесь надо учитывать разницу между уровнем жизни бедных сельских масс и элитой общества. Если взять западноевропейского крестьянина того же и даже много более позднего времени, то он окажется неграмотен, оборван, не знаком с элементарными приёмами личной гигиены. В отличие от него, кстати, древние славяне, даже самые простые, всегда практиковали мытьё в банях.
Что касается племенных вождей и старейшин, то они, как явствует из истории возникновения Русской государственности, обладали широким международным кругозором и вели дальние дипломатические сношения. Это было невозможно без знания языков и географии. Вероятно, что древняя славянская знать была знакома с письменностью. И если даже до Кирилла и Мефодия не было собственно славянской азбуки, князья и жрецы могли пользоваться чужими буквами: германскими рунами, греческим или латинским алфавитом.
Города на Руси возникли, как это достаточно очевидно, задолго до принятия христианства. Это показатель развития торговых отношений и со-циального расслоения, что является несомненным признаком развитой цивилизации. Нужно вспомнить, что скандинавы в своих сагах называли Русь Гардарикой, то есть «Страной городов».
Само христианство не нагрянуло вдруг на Русь при князе Владимире, а проникало в несколько приёмов. Первыми известными христианскими князьями на Руси были Аскольд и Дир во второй половине IX века.
Конечно, говоря о дохристианской цивилизации Руси, не следует представлять чего-то вроде Колизея или Парфенона. Разговоры о Руси-Гиперборее как колыбели человеческой цивилизации – из области сказок. Но и первобытными варварами наши предки, ведшие широкую внешнюю торговлю продукцией своей земли («дикие» вятичи, по летописи, платили дань серебряными немецкими шиллингами), не были.
2 Особенности византийского православия
Византия оказала огромное, фундаментальное влияние на формирова-ние европейской культуры , на просвещение славянских народов. Невозможно забыть, что Православные традиции, какими мы их знаем сейчас, с красотой богослужений, великолепием храмов, гармонией песнопений - все это дар Византии. Но религиозным мироощущением византийская культура не ограничена, хотя вся пропитана христианским духом . Одной из ее ярких особенностей было преломление всего богатства знаний, накопленных человечеством в античные времена, через призму Христианства.
Кроме Теологической Школы в Константинополе действовали два Университета и Юридическая Школа. Из стен этих учебных заведений выходили видные философы, писатели, ученые, врачи, астрономы, географы. Значительны открытия и изобретения византийцев в разных прикладных сферах . Например, Лев Философ создал оптический телеграф, с помощью которого можно было обмениваться информацией и предупреждать об опасностях.
Из Византии вышли святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, благодаря просветительской деятельности которых славянские народы обрели свой алфавит и письменность, получили переводы Священного Писания и богослужебных книг на родной язык. То есть вся славянская, в том числе - русская, культура с ее всемирно известными литературой и искусством, имеет византийские корни .
Попытки решить внутригосударственные проблемы посредством при-нятия новых законов и правовых норм развило Византийскую юриспруден-цию, в основе которой лежало Римское право. Именно этот свод законов до сих пор является основным в большинстве Европейских государств .
Обогатив весь мир своим культурным наследием, достигнув небывалого расцвета, Византия пала, исчезнув, как государство, но оставшись в истории, как неповторимая и незабываемая цивилизация .
Иконопочитание ненадолго восстановилось в конце VIII века при Ирине, первой женщине-императрице. Но впоследствии вновь началось гонение на святые иконы, продолжавшееся до 843 года, когда догмат иконопочитания был окончательно утвержден при императрице Феодоре. Императрица Феодора, чьи мощи ныне почивают на греческом острове Керкира (Корфу), была супругой императора-иконоборца Феофила, но сама тайно чтила святые иконы. Заняв трон после смерти мужа, она покровительствовала созыву VII Вселенского Собора, восстановившего почитание икон. Впервые при Феодоре в храме Софии в Константинополе в первое воскресенье Великого поста был совершен чин Торжества Православия, который и сейчас ежегодно совершается во всех Православных Церквах.
В начале IX века, при продолжавшемся иконоборчестве, вновь нача-лись сокрушительные войны - с арабами и болгарами, которые лишили им-перию многих земель и чуть не завоевали Константинополь. Но тогда беда миновала, византийцы отстояли свою столицу.
В 867 году к власти в Византии пришла македонская династия, при которой Золотой век империи продлился еще более, чем на полтора столетия. Императоры Василий I, Роман, Никифор Фока, Иоанн Цимисхий, Василий II вернули потерянные земли и расширили границы империи до Тигра и Евфрата.
Именно в период правления македонцев в Константинополь пришли послы князя Владимира, о чем Повесть временных лет рассказывает так: ««Пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрели-ща и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, - знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах». Сказали же бояре Владимиру князю: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». И спросил Владимир: «Где примем крещение?» Они же сказали: «Где тебе любо»». Так началась история нового могущественного христианского государства - России, которую впоследствии назовут преемницей Византии или Третьим Римом.
3 Влияние византийской церкви на Русь
Принятие какой- либо из мировых религий всегда становилось если не переломным, то очень важным этапом в «жизни» любого народа или государства.
Приняв в VII ислам, арабы не только вышли из исторической «тени», но и совершили величайшие завоевания, дойдя до Пуатье на севере и Индийского океана на юге, создали, кроме того, огромнейший Арабский халифат.
Крещение франков при Хлодвиге способствовало становлению мощного христианского государства, превратившегося впоследствии в империю Карла Великого. Христианизация болгар в 865 году, сопровождавшееся принятием славянской азбуки Кирилла и Мефодия, способствовало культурному расцвету Первого Болгарского царства, «золотому веку болгарской литературы» при Симеоне I Великом.
Крещение Древней Руси по восточному обряду при князе Владимире определила всё историческое бытие её народа на многие века вперёд. Хри-стианские мораль и вероучение формировали быт и культуру, влияли на по-литику и социальные отношения и много веков спустя принятия Апостоль-ской веры. От трудов летописца Нестора, монаха Киево-Печерского мона-стыря до концепции «Москва- Третий Рим», от основания Софии Киевской до празднования тысячелетия крещения Руси в 1988 году - русскую историю невозможно представить без этого религиозного компонента.
Д.С. Лихачев отмечал, что «культура - это огромное целостное явление, которое делает людей, которые населяют определенное пространство, из просто населения – нацией, народом. В понятие культуры должны входить и всегда входили наука, религия, образование, моральные и нравственные нормы поведения государства и людей» [2, с. 9].
Целостность русской культуры обеспечивает православие как духовная сила, которая аккумулирована в коллективном мировоззрении, религиозных традициях, национальном самосознании. В длительном процессе исторического
Показать больше