Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одной из основополагающих характеристик «человека культурного» является его способность к проективной деятельности, т.е. продуктивному воображению, творческому и свободному преобразованию реальности на основе «модели потребного будущего». Эта способность задается самой сущностью культуры, которая есть. Это совокупность идеальных, духовных (проектных) способов и результатов освоения и преобразования мира - природы, общества, самого человека. Смысл культурной деятельности заключается в ее «улучшающем» характере, в «культивировании» всех составляющих человеческого бытия, в способности выводить человека за свои пределы в форме конструирования идеального образа человека и мира. В процессе производства (и освоения, потребления) «предмета культуры» человек развивается относительно его совершенных, идеальных форм - идеальной структуры художественного продукта, идеальных форм социального устройства, идеальных отношений между людьми и т.д.
Проектная деятельность относится к разделу альтернативной, творческой деятельности, она предполагает форматирование реальности, строится на основе соответствующих технологий, которые можно освоить и усовершенствовать.
Мировая художественная культура как учебный предмет, значимый элемент в образовании, обозначается интегрированным и синтезирующим характером. Является информационной основополагающей базой, на основе которой формируется опыт человечества. Художественная культура - это не история искусств, а единый процесс познания, выраженный специфическим языком. Для подрастающего поколения изучение предмета по мировой художественной культуре является поиском путей выхода из сложных жизненных ситуаций, а навыки общения с искусством создают богатую ценностными отношениями и стимулирующую положительные эмоции.
Проектная деятельность по мировой художественной культуре является средством активизации познавательного интереса и расширения кругозора детей. Метод проектов ориентирован на исследовательскую деятельность и развитие творческих потенциалов учащихся. Его применение предполагает конструктивное влияние на социализацию личности, развитие самостоятельности в принятии решений; критический анализ информации, полученной при изучении научной, искусствоведческой, публицистической, художественной литературы, а также информации средств массовой коммуникации.
Актуальность
Система образования в России за два последних десятилетия пережила значительные изменения. В Законе Российской федерации об образовании указывается, что содержание и направленность является одним из наиболее существенных факторов общественного развития, обеспечивающих создание условий для самореализации личности в новых социальных условиях жизни. Образование должно соответствовать мировому уровню, не снижая требований к традиционным сферам отечественной средней и высшей школы, что будет способствовать интеграции подрастающего поколения в контексте мировой культуры.
В Концепции развития российского образования обозначается, что «общеобразовательная школа» должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. есть ключевые компетенции, определяющие высокий уровень знаний современного ученика. Школа находится на этапе модернизации и обновления содержания образования. Поэтому уместна и своевременна трактовка школьного художественного образования по изучению русской культуры и мировой, в целом выстраивается направление к формированию художественной культуры школьников как части культуры духовной.
Произведение живет во времени как сложно-устроенный символ, постоянно порождающий смыслы в меняющемся социокультурном контексте. Вот почему так называемые «классические произведения» обеспечены долголетием своего культурного существования.
Вещь, если ее создание выходило за рамки функционального назначения и содержало эстетический компонент, имеет возможность приблизиться к пространству Культуры. Если художественные характеристики вещи начинают преобладать и становятся доминирующими, а ее функциональное назначение минимизируется или просто исчезает, тогда эта вещь становится произведением, перемещаясь в пространство Культуры.
История Культуры знает примеры, когда произведение низводилось до вещи в ее функциональном значении: революционные эпохи порождали протестные инверсии (дворцы превращались в конюшни, а золоченые вазы – в ночные горшки). Но есть и более тонкие примеры революционных инверсий: новая власть стремилась начать «с чистого листа» и потому отменялось старое время, учреждался новый календарь, или переносилась столица государства, или изменялся алфавит. Нетрудно заметить, что все эти изменения касались темпоральных и пространственных феноменов, а также языковых. Неслучайно, споры о языке, начиная с алфавита и заканчивая лексическими изменениями, приобретали всегда явное идеологическое звучание. За этим стоит убеждение о моделирующей функции языка, определяющего ментальный горизонт человека (можно сослаться на гипотезу лингвистической относительности Сепира - Уорфа или на работы Лакоффа).
Основой изучения истории искусства является развитие навыков восприятия художественного образа. Отсюда основная задача сформировать духовный мир школьника, его нравственность, эстетическую воспитанность - силой воздействия различных видов искусств в особо ответственный период развития, период перехода к самостоятельности и самоопределению личности.
Как один из вариантов можно предположить «проект в проекте», где инициаторы и учителя достигают цели донесения информации о ценностях мировой культуры до школьников через серию различных маленьких творческих проектов в которых участвуют ученики. Участвуя в проектной деятельности, школьники осваивают владение основными исследовательскими методами, компьютерную грамотность, умение работать с аудио, видео и мультимедийной техникой, умение применять знания для решения познавательных задач, учатся получать и осваивать информацию широкого диапазона. Метод проектов позволяет организовать самостоятельную творческую деятельность учащихся и интегрировать учебную и самостоятельную поисковую внеурочную деятельность.
Анализ сильных и слабых сторон проекта
При оценке целесообразности запуска нового проекта играет роль совокупность факторов. Предварительная оценка инициатором дает возможность спрогнозировать пути развития проекта.
Если инициатор ставит цель как сформировать у детей школьного возраста интерес к мировой художественной культуре, необходимо ответить и изучить ряд «нерыночных» вопросов, связанных со актуальностью данного направления, заинтересованность целевой аудитории, стратегией развития, определить цели и задачи которые необходимо достичь, а именно, в чем сила изучения мировой художественной литературы.
В числе позитивных факторов может быть:
значительный информационный пласт мировой художественной культуре,
готовность целевой аудитории к получению новой информации,
Показать больше