Фрагмент для ознакомления
2
Механизмы управления социальной и экологической ответственностью.
Крупнейшие мировые инвесторы все больше внимания уделяют нефинансовым рискам проектов (экологические, социальные и управленческие). Они оценивают не только нарушения экологического законодательства или существующие экоскандалы, но побочные факторы. Среди таких факторов эффективное использование природных ресурсов, снижение выбросов парниковых газов, расширение использования возобновляемых источников энергии, применении технологий, снижающих антропогенную нагрузку на окружающую среду.
В связи с эти рекомендуется предприятиям развивать добровольные механизмы экологической ответственности. Это, помимо соблюдения законодательства, включение принципов КСО в политику предприятия, участие в экологически рейтингах, экологические сертификации и заверяемая независимой («третьей») стороной нефинансовая отчетность.
Каждая компания сама должна решить, каким образом она сможет реализовать в своей работе принципы устойчивого экологического развития. Что в этой связи делает предприятие
• присоединился к Глобальному договору ООН
• Для работы на удаленных объектах используется экологичный автотранспорт
• Внедрено безопасное управление отходами медико-санитарной деятельности (приоритет отдается методам, которые помогают сократить до минимума формирование или высвобождение химикатов или опасных выбросов)
• Ведется разработка портативного утилизатора медицинских отходов для удаленных предприятий
• Расходные медицинские материалы отбираются по рекомендациям ВОЗ, приоритет отдается материалам, технологиям и оборудованию, безопасным для окружающей среды и сертифицированных, в соответствии с экологическими стандартами
• В работе используются инновационные модели оказания помощи, а также отдается приоритет профилактике заболеваний
Как показывает мировой опыт, в основе всех международных механизмов экологической и социальной ответственности при реализации принципов ответственного финансирования лежат добровольные обязательства. Очевидно, что указанные инструменты добровольных экологических обязательств предприятий-природопользователей, учитывая уровень воздействия хозяйственной и иной деятельности на состояние общественных экологических благ как элемента природного капитала, должны отражать требования природоохранного законодательства в механизмы. Так, например, стандарты экологической и социальной ответственности, применяемые Европейским банков реконструкции и развития тесно взаимосвязаны с законодательством ЕС.
С точки зрения гармонизации российского и международного законодательства в части механизмов экологической и социальной ответственности бизнеса могут быть предложены следующие подходы:
-предоставление государственного финансирования для реализации проектов при условии их соответствия процедурам и требованиям ОВОС;
-создание государственного «зеленого» венчурного фонда в качестве инструмента поддержки инноваций, направленных на достижение целей повышения энергетической и экологической эффективности экономики;
-переход на государственные «зеленые» закупки в целях развития экологического предпринимательства и снижения нагрузки на окружающую среду;
-выбор «зеленых» проектов в качестве приоритетных при получении государственного финансирования, например, кредитов, предоставляемыми нальготных условиях и т.д.
В качестве примера экологически и социальной ответственности бизнеса можно привести соглашение о взаимодействии в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности между Министерством охраны природы Республики Саха (Якутия) и ОАО «Якутгазпром». В документе предусматриваются необходимость сохранения баланса между темпами промышленного освоения территории республики и показателями качества окружающей среды; обеспечения охраны окружающей среды при размещении, строительстве, реконструкции, эксплуатации объектов и сооружений ОАО «Якутгазпром», являющихся источниками негативного воздействия на хрупкую экосистему республики; улучшения экологической обстановки, сохранение здоровья нынешнего и будущих поколений в районах осуществления производственной деятельности ОАО «Якутгазпром».Министерство обязуется проводить государственный экологический контроль и экологический мониторинг окружающей среды в зоне влияния производственной деятельности нефтегазовой компании, а ОАО «Якутгазпром» – разработать, согласовать и утвердить комплексную программу (на 2020-2024 гг.) по улучшению экологической обстановки в зоне своей производственной деятельности, а также ежегодно предоставлять в природоохранное ведомство и населению информацию по ее реализации.
Уровни применения социальной и экологической ответственности. Механизмы взаимодействия с заинтересованными сторонами.
Анализ современных взглядов на сутьи содержание социально-экологической ответственности бизнеса, нашедших отражение в научной и методической литературе [ГОСТ Р ИСО 26000-2012 ...],позволяет выделить три ее уровня: базовый,первый и второй.
Базовый уровень – соблюдение норм законодательства (природоохранного, налогового, трудового и др.).Важным условием
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. №208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/ (дата обращения: 10.04.2022).
2. Распоряжение Правительства РФ от 29 октября 2021 г. № 3052-р «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_399657/ (дата обращения: 10.04.2022).
3. ГОСТ Р 56548-2015/ISO/DIS/37101 "Устойчивое развитие административно-территориальных образований"
4. ГОСТ Р ИСО 26000-2012 Руководство по социальной ответственности
5. Давыдова Т.Е., Попова А.И., Распопова А.Е. Зеленая экономика в контексте глобального устойчивого развития // ЭКОНОМИНФО. – 2020. – Т. 17, №1. – С. 49-54.
6. Эксперимент по ограничению выбросов парниковых газов. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ecomagazine.ru/eksperiment-po-ogranicheniiu-vybrosov-parnikovykhgazov-ecoportal.html (дата обращения: 20.04.2022).
7. Официальный сайт Организации объединенных наций. – [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://www.un.org/ru/ (дата обращения: 11.04.2022).
8. «Перечень поручений по итогам заседания Госсовета» (утв. Президентом РФ от 24 января 2017 г. № Пр-140ГС). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_337892/ (дата обращения: 11.04.2022).
9. Официальный сайт Организации экономического сотрудничества и развития. –[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.oecd.org/ (дата обращения:11.04.2022).