Фрагмент для ознакомления
2
социальный статус. Каждый человек может занимать несколько различных статусов, однако какой-нибудь из них будет превалировать над другими. Такой статус социологи называют основным. Основной статус доминирует в сознании человека, влияя на его жизнедеятельность и мотивы поведения, а также окружающие люди воспринимают этот статус как ведущий для индивида. Таким образом, заметно влияние социального статуса на человека. Не меньшее влияние на него оказывают социальные роли.
Социальный статус и социальные роли - это взаимосвязанные понятия. Любой статус содержит в себе определенные модели поведения, культуру отношений и обязательств. Другими словами, ожидаемые действия. Именно эти действия и то, что формирует поведение внутри социального статуса, называется социальной ролью. В каждом статусе возможно проявление нескольких ролей, которые в социологии принято называть «ролевой набор». Ожидаемое поведение, связанное с той или иной ролью, выполняет для общества функции нормы, регуляции прав и обязанностей. Все общество основывается на ролевых отношениях, что еще раз закрепляет социализирующую роль общественности для каждого индивида. Например, социальный статус женщины может быть многоликим: жена, мать, дочь, сестра, сотрудник компании, христианка, участник какой-либо организации (кроме этого существует еще масса примеров социального статуса). Совокупность этих положений называют статусным набором. Из приведенного примера видно, чем определяется социальный статус: это и семейное положение, и религиозные взгляды, и профессиональная деятельность, и личные интересы и т.д.
1.2. Отношения «личность – общество»
Формирование человека и его видоизменения происходят под влиянием совместной деятельности. Он оказывается сразу субъектом и объектом воздействия социальных сил и общественных отношений.
Объединение личности и общества связано первичным коллективом: семейным, учебным, трудовым. Только через коллектив каждый его член входит в общество. Отсюда понятна его решающая роль. Это роль очень важной «клеточки» целостного социального организма, где личность складывается духовно и физически, где путем усвоения языка и овладения общественно выработанными формами деятельности она впитывает в себя в той или иной мере созданное трудами предшественников, то есть преемственность поколений, когда одно поколение передает другому свой опыт, свои умения и навыки, иначе, каждое новое поколение создавало велосипед и за тысячи лет развитие человечества не дошло бы до изобретения автомобилей и компьютеров. Непосредственные формы общения, складывающиеся в коллективе, образуют социальные связи, формируя облик каждого человека. Через первичный коллектив идет «отдача» личного обществу и достижений общества - личности. И как каждая личность несет на себе печать своего коллектива, так и каждый коллектив несет на себе печать составляющих его членов: будучи формирующим началом личностей, он сам формируется ими. Коллектив представляет собой соединение разных неповторимых индивидуальностей. Выполняя ту или иную общественную функцию, каждый человек играет и свою индивидуально-неповторимую роль. В развитом коллективе человек поднимается до сознания значимости своей личности.
Если коллектив, вбирая в себя личность, сам формируется своими членами, то цели этого формирования задаются ему обществом в целом. Существует два вида коллективов: формальные (официальные) и неформальные (неофициальные). Неформальные коллективы объединяются по интересам. Здесь связи между их членами характеризуются большей свободой личностных проявлений, отношениями дружбы, симпатии, в этих коллективах, как правило, выше творческое проявление сил. Сейчас нередко в трудовом коллективе есть объединенные личности в неофициальные группы, и в неофициальных группах люди могут быть объединены в формальные коллективы.
Человеческое общество - это высшая ступень организации живых систем. Будучи как бы коллективом, оно обладает высшим социальным авторитетом. Первичный коллектив - это общество в миниатюре, именно здесь происходит непосредственное взаимодействие личности и общества. Общество выступает для личности одновременно как совокупность всех социальных условий ее жизни и как результат развития всех первичных коллективов, а значит, и ее самой, раз она является членом одного из них. Однако личность не растворяется в обществе, а общество не может безразлично относиться к развитию личности, поэтому оно на каждой ступени своего собственного развития задает формирующейся личности общие принципы восприятия мира, определяя значение тех или иных аспектов жизни и формируя усвоение индивидами определенных ценностей. Оно также дает знать, какие нормы и правила поведения оно поддерживает.
Одним из факторов, влияющих на развитие личности, является общение, соответственно, лишение человека этого процесса оказывает заметное отрицательное влияние. Именно в связи с этим, лишение людей общение, их изоляция от общества всегда было наказанием. Но есть фактор, который оказывает еще более негативное воздействие на индивида - навязывание личности чужих мыслей и воли. Это приводит к противоречиям у человека или даже к стиранию индивидуальности. Тем не менее, необходимо отметить, что социальная среда всегда оказывает влияние на формирование и поведение личности. При этом степень подобного влияния очень высока. Но, несмотря на это, личностные мотивы и ориентиру у индивида остаются приоритетными. Чем ярче у человека выражены интеллектуально-нравственные и волевые качества, чем больше его жизненные ориентации совпадают с общечеловеческими ценностями, чем в большей степени он положительно влияет на развитие и утверждение этих ценностей, тем ярче и значительней сама личность.
Глава 2. Исследование восприятия несоответствия при влиянии общества на человека
2.1. Описание проведения исследования
В исследовании принимали участие респонденты 18-25 лет. Выборка исследования составила 60 человек, учащиеся Алтайского экономического колледжа.
Для экспериментального исследования проводился опрос для изучения степени осознания респондентом восприятия общественного влияния
Подсчитывается количество баллов по каждой шкале. Чем выше балл, тем сильнее выражено несоответствие между собственным представлением о себе и влиянием общества.
Диагностическая процедура была организована следующим образом. К психодиагностическому обследованию привлекались только те, кто дал добровольное согласие на участие в экспериментальной работе. Диагностика осуществлялась в групповой форме, каждому предоставлялся бланк для ответов и текст методики. Учитывался принцип конфиденциальности, предполагающий неразглашение результатов диагностики без персонального согласия диагностируемого.
Социализация является двусторонним процессом, в ходе которого происходят изменения как в структуре личности социализируемого, так и сам объект социализации оказывает воздействие на окружающий его социальный мир. Эти взаимовлияния реализуются в первую очередь на уровне социальных групп. Эти группы предъявляются к индивиду определенный набор требований и ожиданий, отвечающих положению индивида в той или иной группе.
Позиция индивида в социальной системе, предполагающая определенные права и обязанности, называется социальным статусом.
Показать больше