Фрагмент для ознакомления
2
С детства рядом с человеком всегда была кошка. Это первое животное, с которым знакомится ребенок. Начиная произносить первые слова, ребенок стремится подражать мяуканью кошки, играет с ней, учится заботиться о других. Именно поэтому о ней было сложено множество потешек, прибауток, колыбельных, скороговорок, загадок. В них отражается характер кошки, ее взаимоотношения с людьми. Для подтверждения нашей мысли рассмотрим некоторые примеры.
Здесь очень четко прослеживается любовь хозяев и положительная роль кошки в доме: ловит мышей, успокаивает ребенка, залезая к нему в кроватку, мурлычет, веселит хозяев - «запел на все лады». В то же время показан ее противоречивый характер: ласковая, мягкая, но и непокорная - «в лапках – царапки», вороватая, «по кладовкам рыщет».
Подрастая, ребенок включался во взрослую жизнь, которая была подчинена природному циклу: весной – посев урожая; летом – собирание грибов и ягод, сенокос и т. д.; осенью – уборка урожая. Вся жизнь народа отражалась в фольклоре: приметах, поговорках и пословицах, и многие из них тоже связаны с образом кошки, как части жизни человека, почти члена семьи.
Приметы, можно разделить на две группы:
1) связанные с изменениями погоды, например, «Кошка крепко спит – к теплу», «Кошка морду хоронит – к морозу или ненастью», «Кошка скребёт пол – на ветер, метель», «Кошка стену дерёт – к непогоде», «Кошка лежит брюхом вверх – к теплу», «Кошка моется, лижет лапу – к хорошей погоде», «Кошка лижет хвост, прячет голову – к ненастью».
2) связанные с жизнью людей: «Кошка чешется (умывается) – гостей зазывает (намывает)», «Кошка на человека тянется – к обнове», «Кота убить – семь лет ни в чём удачи не видать», «Гордому кошка на грудь не вскочит», «Кто кошек любит – будет жену любить».
Пословицы и поговорки изображают мир людей, описывая повадки и образ жизни кошек: «Кошка да баба - в избе, мужик да собака – на дворе», «Стар кот, а масло любит», «Не всё коту масленица, будет и Великий Пост», «Что поп, что кот – не поворча не съест», «Кошки грызутся – мышам приволье», «Ложка не кошка, рта не оцарапает», «Сболтнул бы коток, да язык короток», «Взяло кота поперёк живота», «Рано пташка запела – как бы кошка не съела». Здесь животные олицетворяют качества людей, но в то же время и черты самих кошек: лень, обжорство, строптивый характер
С кошками в народе было связано много суеверий. Например, если черная кошка перейдет дорогу, нужно надеть шапку задом наперед, чтобы не случилось беды, или пройти, держась за пуговицу. Заходя в новый дом, нужно пустить сначала кошку, т. к. это принесет счастье. Увидеть кошку во сне предвещает встречу с врагом.
Множество примет связанных с кошкой, на наш взгляд объясняется тем, что она живет в доме, является любимицей, и человек наблюдает за ее поведением больше, чем за поведением других домашних животных. Пословицы и поговорки отражают в основном характер, причем интересно, что ирония человека по поводу кошачьих «слабостей» относится к котам, а кошкам достается роль охотницы. Как и в предыдущих примерах, здесь показано двойственное отношение человека к кошке, обусловленное ее противоречивым характером: кошка выступает предвестником как добра, так и зла, обладает как полезными чертами, так и недостатками.
В сказках о животных кот, как и другие герои, «очеловечен», но сохраняет и свои индивидуальные черты. Обратимся к сказке «Кот, петух и лиса». В этой сказке Кот выступает в роли героя-защитника Петуха. Он верный, отзывчивый, храбрый, «услыхал крик и бросился в погоню, настиг лису, отбил петуха и принес его домой». У кота в этой сказке появляется еще одно новое качество – хитрость. Именно благодаря своей хитрости он одолел лису: «Кот тотчас же нарядился гусляром, захватил в лапы дубинку и отправился к лисицыной избушке».
А вот в сказке «Кот и лиса» они уже не враги, а «муж да жена». Хозяин за хулиганский характер («такой баловник, что беда!») уносит Кота в лес. Там кот знакомится с Лисой, и женится на ней. В этой паре всем командует Лиса, она главная, кот просто у неё под каблуком, он подкаблучник, хотя и сам об этом не подозревает. В первые же минуты он заявляет лисе о своей важности: «Зовут меня Котофей Иванович, я из сибирских лесов прислан к вам воеводой». Но Лиса была хитрая и, демонстрируя коту почет, использовала его в своих целях. Она прорекламировала кота как кровожадного, беспощадного, сильного зверя, обеспечив себе защиту от прежних обидчиков.
Та же черта: «Он такой вор и разбойник, каждый час на промысле, и где что плохо лежит, так у него брюхо болит», - стала причиной несчастья и в сказке «Кот, козел да баран». Кот «сметанку слизал» и пришлось ему бежать из дому вместе с козлом да бараном. Но и здесь хитрость помогает ему спастись: дважды обманывает он свирепых «семерых серых и одного белого» волков.
В волшебных сказках кот чаще выступает не как простое животное, а как волшебное существо. Например, в сказке «Баба Яга» кот состоит в свите ведьмы наряду с другими существами и вещами. Но хотя и принадлежит Бабе Яге, помогает героине сбежать: «Вот тебе гребешок и полотенце, - говорит кот, - возьми их и убеги. А сам сел за кросна и ткет; не столько наткал, сколько напутал». Кот помогает девочке не из корысти, а в ответ на ласковое отношение, за её доброту: «Я тебе сколько служу, - говорит кот Бабе Яге, - ты мне косточки не дала, а она мне ветчинки дала».
А вот в сказке «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что» кот сам является воплощением зла: он губит каждого, кто приближается к его владениям: «если уснешь, кот Баюн убьет тебя». От страшных когтей не спасут три железных колпака, можно совладать с ним лишь хитростью: «Андрей - стрелок ухватил кота клещами, сволок наземь и давай оглаживать прутьями». Не сумев одолеть Андрея-стрельца - «невмоготу стало коту, видит, что заговорить нельзя, он и взмолился», Кот Баюн покоряется ему, признает его власть над собой и даже помогает ему. Хотя кот и покорился, доверять ему нельзя. «Тут кот свои когти точит, на царя их ладит, хочет у него белую грудь раздирать, из живого сердце вынимать». Такова натура кошки: она покорна, только пока сама этого хочет.
Итак, мы видим, что в фольклоре образ кошки двойственен. Кошка одновременно и помощница, домашняя любимица, и носитель зла, предвестник несчастья. Характер кошки тоже неоднозначен. С одной стороны, она добрая, ласковая, с другой – непокорная, вороватая, хитрая. В фольклорных произведениях она может олицетворять качества людей, являться самостоятельным героем либо принадлежать другим.
Рассмотрим, какую роль играет кошка в разных литературных жанрах. Для этого обратимся к сказке, сказу, рассказу и повести.
Галерея литературных котов открывается «котом ученым» из поэмы Пушкина «Руслан и Людмила». В дальнейшем образ кошки значительно расширяется и развивается (причём именно это кот спародирован братьями Стругацкими – «Понедельник начинается в субботу» как состарившийся и потерявший память, но зато знавший сказки разных стран и народов).
Показать больше