Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одна из существенных проблем, влияющих на существование и развитие малого бизнеса – налогообложение. Проблема вызвана существующими противоречиями в налоговом законодательстве и его нестабильностью, а составные налогообложения напрямую зависят от государства и форм собственности, от льгот, представляющихся тому или иному роду деятельности предприятий малого бизнеса. В последние годы в России ведется много разговоров об исключительной важности малого бизнеса для развития страны и ее экономики, для формирования «среднего класса», а также для установления социальной и политической стабильности в стране. За последнее десятилетие издано и принято много указов, постановлений и законов, которые направлены на поддержку малого бизнеса, однако это лишь на мизерную долю улучшило положение предпринимателей в РФ. И главная причина этому – непосильные налоги для малого бизнеса.
Актуальность выбранной темы заключается в необходимости развития малого предпринимательства, так как с переходом экономики в России на рыночные отношение в развитие данного бизнеса стало возникать множество проблем, с которыми очень часто встречаются предприниматели, особенно те, которые только начали свой бизнес.
Целью данной работы является рассмотреть налоги юридических лиц.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи, способствующие выявлению основных аспектов проводимого исследования:
-охарактеризовать сущность, функции и принципы налогообложения юридических лиц;
-исследовать теоретические основы налоговой системы Российской Федерации;
- выявить особенности налогообложения юридических лиц в России
-проанализировать основные показатели деятельности ООО «РВТ-СПБ»;
-оценить влияние уровня налогообложения при применении общей системы налогообложения на финансовые показатели его деятельности;
- разработать рекомендации по применению упрощенной системы налогообложения как способа минимизации налогового бремени в ООО «РВТ-СПБ».
- исследовать основные направления использования экономической информации организации при выявлении налоговых преступлений.
Объектом исследования выступает малое предприятие ООО «РВТ-СПБ».
Предметом исследования является система экономических отношений, возникающая на малом предприятии в процессе налогообложения.
В процессе исследования теоретической и методической баз были изучены специализированная экономическая литература, в области теории налогов и налогообложения, а также данные, размещенные на официальном сайте Федеральной налоговой службы РФ.
Кроме того, информационной базой исследования послужили данные бухгалтерской и налоговой отчетности малого предприятия ООО «РВТ-СПБ».
При написании работы использовались нормативно-правовые акты РФ в области налогообложения субъектов малого предпринимательства, а также учебные пособия и статьи в периодических изданиях по вопросам налогообложения.
Основными научными методами при проведении исследования послужили метод анализа и метод синтеза информации.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы налогообложения юридических лиц в Российской Федерации
1.1 Сущность, функции и принципы налогообложения юридических лиц
Налоговая система государства – это совокупность общественных отношений, которые складываются в конкретном государстве по поводу установления и взимания в бюджеты налогов, сборов и иных обязательных платежей [8].
В связи с существованием государства и необходимости выполнения им ряда функций возникает необходимость в привлечении финансовых ресурсов для обеспечения деятельности государственных органов. А поскольку государство фактически является объединением людей, проживающих на определенной территории, то в качестве главного источника этих ресурсов обычно рассматривают те активы, которые находятся в собственности граждан и организаций данного государства.
Налог – это одна из самых древних и распространенных в мире форм экономических взаимоотношений. Он был предметом различных научных исследований на протяжении многих столетий, поэтому к сегодняшнему дню сложилось полное представление о сущности и содержании налога [9].
1. Налог имеет императивно-обязательный характер, что означает отсутствие у граждан и организаций права на отказ от уплаты налога, т.е. исполнения конституционно установленной налоговой обязанности;
2. Налог имеет публичный и нецелевой характер, т.е. его предназначение заключается в финансовом обеспечении деятельности органов публичной власти, которые вправе распорядиться им любым законно установленным способом;
3. Налог представляет собой исключительно денежный платёж, т.е. он взимается в национальной валюте в наличной или безналичной форме; натуральные формы налога не предусмотрены.
Прямыми называют те налоги, которые взимаются с дохода и имущества физических и юридических лиц. Прямые налоги – это исторически наиболее ранняя форма налогообложения, в рамках которой совпадают юридические (налогообременители) и фактические налогоплательщики (налоговые агенты).
Косвенными называют те налоги, которые устанавливаются в виде надбавки к цене или тарифу. Наиболее распространенным косвенным налогом является налог на добавленную стоимость, т.е. продавец включает в цену товара налоговую надбавку. Таким образом, юридическим плательщиком косвенного налога является продавец, производитель продукции, а фактическим – ее конечный покупатель.
Вся совокупность отношений, которые складывались по поводу установления, отмены, взимания налогов, называется налоговой системой. Ее становление и развитие происходило одновременно с развитием государства, налога и товарно-денежных отношений в обществе [6].
Основой любой налоговой системы являются налоги и иные обязательные платежи. Функционирование налоговой системы регулируется специальным налоговым законодательством, которое принимается высшими законодательными (представительными) органами государственной власти. В России его основным актом является Налоговый кодекс РФ, который был принят Федеральным Собранием РФ.
В России используется трехуровневая система, которая состоит из разных видов налоговых сборов. Такой вариант обладает своими преимуществами и недостатками. Каждый уровень НС частично состоит из уникальных элементов. От уровня налога зависит бюджет, в который он в дальнейшем будет зачислен. В структуру включены налоговые сборы, страховые взносы, субъекты обложения налогом, государственные органы, которые работают в сфере финансов и обложения налогами, а также нормативно-правовая основа.
Предназначение налоговой системы государства состоит в финансовом обеспечении его деятельности (фискальная функция) и в управлении (а точнее – в регулировании, контроле, распределении и перераспределении) финансовыми потоками, которые имеют место быть в государстве. Текущим управлением налоговой системы государства занимаются исполнительные органы власти во главе с Правительством страны. Кроме него в России эту функцию осуществляют Министерство финансов и Федеральная налоговая служба [10].
Традиционно считается, что любая налоговая система государства должна строиться на принципах обязательности, справедливости, удобства, единства, стабильности, определенности, оптимальности и т.п. Только в этом случае она сможет эффективно выполнять свои функции.
Социально-экономическая сущность и назначение налогов можно раскрыть через их функции.
Фискальная функция - обеспечивает финансовое состояние деятельности публично-правовых образований, путём изъятия средств налогоплательщиков [8, с. 74].
Без них государство не сможет содержать армию, правоохранительные органы, финансировать научные исследования.
Регулирующая функция - позволяет государству распределять ранее собранные в бюджете финансы, путём изменения налоговой ставки, вводя льготы и штрафы. Так, освобождены от НДФЛ самозанятые лица, занимающиеся работой на дому, репетиторы, сиделки.
Контрольная функция - государство посредством налога контролирует финансовую деятельность организаций и граждан, проверяет источники доходов и направление расходов.
Стимулирующая – оказывает поддержку в развитии именно тех производств, отросли или объектов, которые обществу необходимы. Реализуется посредством применения льгот и освобождений. Так, организации производящие препараты для борьбы с эпидемиями, полностью освобождены от налога.
Дестимулирующая - выражается в ограничении продажи определённых товаров и услуг, которые оказывают негативное воздействие на общество, путём повышения ставок. Так, госпошлина на расторжение брака на обоих супругов выйдет в 1300 рублей [13, с. 17].
Классификация налогов по различным основаниям
По способу обложения подразделяются:
Декларационные - налогоплательщик сам заполняет декларацию, в которой он информирует уполномоченный орган о сумме своего дохода.
Авансовые - взимаются с налогоплательщика заранее, например, работодатель удерживает сумму с зарплаты, и перечисляет в территориальный налоговый орган.
Кадастровые - уплачиваются по уведомлению налоговой инспекции, за объекты, который стоят на государственном учёте.
По способу изъятия денег:
Прямые - взимаются с собственника или производителя непосредственно в процессе приобретения материальных благ. Например, Петров выиграл в лотерею «Золотой ключ» при получении выигрыша, он обязан заплатить налог 35%.
Косвенные - взимаются незаметно при реализации товаров и услуг, включаются в виде надбавки к цене, и оплачивается потребителем. Фирма «Пума» оплатила таможенный сбор при ввозе своих кроссовок на территорию РФ.
По периодичности взимания денег:
Регулярные - взимаются с определённой периодичностью на протяжении всего времени владения объектом налогообложения. Например, подоходный с физических лиц, уплачивается ежегодно.
Разовые - не имеют регулярного характера, взимаются с наступлением какого-либо события или совершением определённого действия.
По своему назначению:
Общие - поступают в казну и расходуются на цели, предусмотренные органом, который распоряжается бюджетом.
Специальные - расходуются строго по целевому назначению. Например, ремонт дорожного полотна [14, с. 73].
По соотношению между ставкой и доходом:
Прогрессивные - ставка возрастает, по мере увеличения дохода. Например, гражданин с доходом до 20 тысяч рублей платит 13%, с доходом от 20 тыс. до 50 тыс. Платит 15%, но в России этот налог не принят.
Пропорциональные - налоговая ставка не зависит от величины доходов, то есть каждый платит одинаково.
Прогрессивные – налог уменьшается по мере увеличения доходов. Встречается в судебной практике, чем выше цена иска, тем меньше налог.
Какие налоги распространены в РФ:
Налог на добавленную стоимость - это федеральный налог, является надбавкой к цене за реализацию товаров, работ и услуг.
Согласно законодательству ставка НДС, составляет 20%. Всегда уплачивается конечным потребителем. Продавец получает от покупателя свои деньги и деньги для государства, и перечисляет их налоговикам. Данный налог в полном объёме уплачивается в федеральный бюджет [6, с. 77].
Налог на прибыль - это федеральный налог, его размер находится в непосредственной зависимости от конечных результатов финансовой деятельности организации. Субъектом налога являются только юридические лица. Объектом налогообложения, считается прибыль, которую получило предприятие. Прибыль – это положительные доходы, полученные от реализации товаров и услуг, за минусом расходов.
Государственная пошлина – это плата государству, за оказание определённого вида услуг.
Налог на имущество организации - это региональный налог, облагается недвижимое имущество, находящееся на её балансе и составляющая её экономическую базу в сфере коммерческой деятельности. Налоговая ставка вводится законами субъектов РФ, однако не может превышать 2,2%, границ, установленных кодексом. Объекты недвижимости подлежат самостоятельной финансовой оценке, для определения среднегодовой стоимости предприятия.
С 1 января 2019 года движимое имущество организации не является объектом налогообложения.
Транспортный налог - это региональный налог, взимается с лиц, имеющих транспортное средство, независимо от организационно-правовой формы собственности. Не начисляется налог на автомобиль, оборудованный для лиц с ограниченными возможностями, машин, имеющих менее ста лошадиных сил, полный перечень указан в кодексе. Налоговые органы самостоятельно присылают налогоплательщику уведомление, об уплате налога, в котором указана модель автомобиля, срок использования, мощность двигателя [8, с. 177].
Существует ряд обложений, которые характерны только для конкретных отраслей. Соответственно оплачивать такие сборы должны только те юридические и физические лица, которые заняты работой в определенной сфере.
Данные налоговые обложения устанавливаются и регулируются НК РФ. Ставки за сборы и платежи также устанавливаются отдельными статьями кодекса. Одна и та же система обложения налогами предлагает разные условия для физических и юридических лиц.
1.2 Характеристика налоговой системы Российской Федерации
Основная особенность налоговой системы в современной России заключается в ее становлении и формировании после кардинального перехода от одной экономической системы к другой. До начала перестройки в условиях огромного преобладания в экономике государственного сектора в СССР фактически отсутствовала налоговая система, хотя присутствовали некоторые ее элементы. Налоги были установлены исключительно для личных доходов граждан. Все другие формы платежей государственных предприятий в бюджет налогами по своей экономической сути не являлись.
До введения объединенной налоговой системы в РФ существовало деление региональных и местных налогов на обязательные и необязательные. Следствием из этого разделения стало то, что из установленных 23 видов местных налогов 20 из них не были обязательны и не применялись. Это приводило к разобщению и несогласованности работы налоговой системы, разрушение единых принципов системы налогов. Таким образом, введение в налоговый кодекс положения, устанавливающего закрытый круг региональных и местных налогов, имело принципиальный и необходимый характер для четкого функционирования системы.
Таким образом, налоговая система России прошла сложный путь преобразования и развития. В настоящее время по своей структуре, принципам и методам действия налоговая система РФ соответствует основным требованиям рыночной экономической системы. Одновременно с этим система установленных и действующих налогов в Российской Федерации отражает особенности национальной экономики.
Налоговая система России постоянно дорабатывается и совершенствуется. Основная проблема России, как инвестиционно-привлекательной страны, заключается в отсутствии прозрачной системы налогообложения, что отталкивает потенциальных инвесторов.
Первым этапом новой налоговой реформы стало совершенствование налогового администрирования. Сюда относят развитие мониторинга через уменьшение требований к налогоплательщикам. Еще одним важным изменением стала часть о кассовых аппаратах. Предполагается перевести контроль над кассовыми операциями в сферу налогового законодательства.
Продолжается работа над введением института единого платежа для индивидуальных предпринимателей и предприятий. Теперь налоговые органы будут заранее предупреждать плательщиков о предстоящем приостановлении операций по счетам, если не была своевременно предоставлена налоговая декларация.
Сегодня проводится поэтапный перевод системы налогообложения в электронный документооборот. Это сформирует информационную прозрачность, а так же сделает уплату более удобной и доступной.
Ожидается снижение налогового контроля на добросовестных плательщиков. Продолжится упрощение налоговой системы, повышение ее доступности. Чтобы продолжить борьбу с ростом теневого сектора, со стороны государства проводятся мероприятия по повышению информированности населения. Так же предполагается усилить контроль за взимание налогов, увеличить акцизы, ввести льготы, которые были предусмотрены ранее [5, c 57].
Особое внимание уделяется развитию налогового законодательства на региональном уровне. В системе налогообложения существуют элементы, которые тормозят ее эффективное развитие. Сегодня она проходит этап становления, так как переход к рынку в исторической ретроспективе произошел не так давно. Структурные изменения, постепенная замена одних институтов другими составляют объективную основу медленного развития системы налогообложения в стране.
Особенностью налоговой системы России является то, что основную долю налоговых поступлений составляют не подоходный налог, как в
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст: (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2016, № 31, ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Ч. II) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (с изменениями 18.03.2019) // Собр. законодательства РФ. - 2019.-№30
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2018. - №31. -Ст. 3824.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2018. - № 32. - Ст. 3340.
5. Агирбова, А.А. Налоговая система как правовая категория и институт финансовой системы государства [Текст] // Аллея науки. 2017. Т. 2. № 15. С. 565-569.
6. Актуальные проблемы финансового и налогового права. Учебное пособие / отв. ред. Карасева М.В. — М.: Проспект, 2020. 272 с.
7. Арзуманова Л. Л., Грачева Е. Ю., Болтинова О. В. Налоговое право. Общая часть. — М.: Норма, 2019. 52 с.
8. Баласаева Е.В. Особенности налогообложения в малом бизнесе / Е.В. Баласаева // Финансы – 2019. – №11. – С. 17-26.
9. Болатаева, А.А. Налоговая система РФ: актуальные проблемы и пути совершенствования современной налоговой системы [Текст] // Научные Известия. 2019. № 6. С. 41-45.
10. Власенкова В.А. Роль налогообложения в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства: проблемы и перспективы / В.А. Власенкова// Налоговый вестник. – 2018. – №2.
11. Гетьман В.Г. Совершенствование отдельных положений по налогообложению экономических субъектов / В.Г. Гетьман // Бухгалтер и закон. 2017. № 2 (182). С. 46-49. Гулина Е.В. Особенности учета на малых предприятиях / Е.В. Гулина // Научный журнал. 2017. № 6-1 (19). - С. 57-58.
12. Дубина Ю.Ю. Современная налоговая система России, основные направления ее развития [Текст] // Бенефициар. 2017. № 14. С. 31-34.
13. Казакова, О.Б. Инфраструктурное обеспечение инновационного развития экономики [Текст]: монография // Казакова О.Б.— Электрон. текстовые данные.— М.: Палеотип, 2019.— 164 c.
14. Мазанаев Р.И. Особенности некоторых методов оптимизации налоговых платежей / Р.И. Мазанаев // Современные проблемы социально-экономического развития. – 2018. – С. 72-77
15. Майданевич Ю.П. Малый бизнес: понятие и преимущества / Ю.П. Майданевич // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2017. - Т. 6. - № 2 (19). - С. 177-180.
16. Меркулова Е.Ю. Проблемы выбора налогового режима на предприятиях малого бизнеса / Е.Ю. Меркулова // Социально-экономические явления и процессы. - 2017. - Т. 12. - № 2. - С. 74-81.
17. Митрофанова И.А. Совершенствование налогового инструментария планирования финансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта / И.А. Митрофанова, А.Б. Тлисов // Налоги и финансовое право. – 2019. – № 7. – С. 211-220.
18. Мусаелян А.К. Оптимизация системы налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса в современных условиях / А.К. Мусаелян // Ученые записки Института управления, бизнеса и права. Серия: Экономика. - 2017. - № 5. - С. 316-322.
19. Мухина, Е.Р. Теоретические аспекты налогообложения: история, понятия, функции, принципы [Текст] //Apriori. Гуманитарные науки. — 2020. -№ 5.
20. Налоги и налогообложение. Учебник / Под ред. Майбурова И.А.. - М.: Юнити, 2019. - 480 c.
21. Налоговая система Российской Федерации: учебник / М. М. Шадурская, Е. А. Смородина; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2020. - 254 с.
22. Налоговое право. Учебник / под ред. Цинделиани И. А. — М.: Проспект, 2020. 704 с.
23. Смолицкая Е.Е. Законные налоговые схемы. — М.: Проспект, 2020. 288 с.
24. Трегубова В.М. Проблемные вопросы формирования учетной политики малыми предприятиями / В.М. Трегубова // Социально-экономические явления и процессы. - 2017. - Т. 12. - № 3. С. - 160-165.
25. Трунина В.Ф., Горбунова А.А. Проблемы налогообложения субъектов малого бизнеса РФ и пути их решения / В.Ф. Трунина, А.А. Горбунова // Международный научно-исследовательский журнал № 4 (35) ч 2. Екатеринбург, - 2019. С. - 59-61.
26. Худяков, А.И., Бродский, Г.М. Основы налогообложения [Текст]: Учеб. пособие. СПб.: Европейский Дом, 2019. — 432 с.
27. Юдин М.О. Новые критерии категорий малого бизнеса / М.О. Юдин // Сборник статей по материалам Х Всероссийской конференции молодых ученых, посвященной 120-летию И. С. Косенко. Отв. за вып. А. Г. Кощаев. - 2017. - С. 1772-1773