Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Основной целью реформирования системы финансового контроля в России является формирование таких его институтов, которые учитывали бы различия интересов субъектов рыночных отношений: государства, собственников, инвесторов, органов управления и работников организации. При этом необходимо устранить дублирование и параллелизм в работах, проводимых различными органами системы финансового контроля. Вопрос о координации и упорядочении их действий в сфере контроля стоит достаточно остро.
По мере совершенствования финансового контроля им охватываются новые стороны деятельности хозяйствующих субъектов. Многочисленность предметов контроля и ограниченность ресурсов (финансовых, временных, кадровых и т.п.) на его проведение требуют поиска путей рационального взаимодействия различных составляющих системы (государственного, независимого, внутрихозяйственного контроля, в том числе внутреннего аудита) при реализации их контрольной функции.
Отличительной особенностью функционирования прогрессивных систем финансового контроля является тот факт, что органы контроля, обладающие более высоким статусом, уделяют большее внимание результатам проверок и оценке деятельности нижестоящих контролирующих организаций, чем непосредственно контролю.
Реализация такого подхода требует тесного взаимодействия контролирующих органов и предполагает использование единых стандартов организации и технологии контроля, включая единые методики, инструменты, наборы доказательств и способы их получения.
Такая тенденция наблюдается в России. В работах многих отечественных исследователей аудита, а также стандартах его проведения раскрываются способы взаимодействия независимого аудита и внутрихозяйственного контроля.
Поставлен вопрос о привлечении аудиторов для осуществления контроля по заказу государственных органов, использовании материалов аудиторских проверок при проведении государственного финансового контроля.
В настоящее время официально оформлены обязательные аудиторские проверки государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Расширяется сфера использования результатов работы внутренних аудиторов органами государственного контроля и независимыми аудиторами. Система финансового контроля становится единой информационной системой, а не совокупностью разрозненных органов контроля.
При этом важно подчеркнуть, что ни один из видов финансового контроля не заменяет и не подменяет другой. Каждая из контролирующих организаций несет полную ответственность за свою деятельность, но при этом может использовать результаты работы других контролирующих органов, а не прибегать к прямому контролю над функционированием непосредственных объектов, дублируя работу, уже произведенную иными органами системы финансового контроля. Это обеспечивает их взаимную ответственность, качество и эффективность контроля в целом.
До настоящего времени не удалось сформировать целостного подхода к финансовому контролю, осуществляемому различными контрольными органами. Большинство научных работ в этой области посвящено отдельным его видам, в которых нередко подчеркивается особое положение каждого из них в системе финансового контроля. Методологические и методические основы осуществления конкретного вида контроля ориентированы исключительно на цели, стоящие перед его органами, и поэтому не разрешают проблему методического обеспечения иных контролирующих организаций.
Как показал анализ научных работ по вопросам теории и практики различных видов финансового контроля, существуют реальные предпосылки создания единой информационной системы на основе данных, полученных отдельными его органами. Все существующие виды финансового контроля объединяет их контрольная функция, которая реализуется посредством выполнения общих применительно к конкретному объекту контроля задач.
Как доказательство этого настоящим исследованием предложена методика финансового контроля над деятельностью организаций общественного питания, которая носит универсальный характер и может быть использована как внешними, так и внутренними контрольными органами.
Цель исследования – разобраться с тем, каким образом государство осуществляет финансовый контроль в сфере общественного питания.
Задачи для достижения цели:
- определить роль финансового контроля, его содержание, цели и задачи.
- изучитьнормативные и законодательные акты, контролирующиефинансовый контроль в сфере общественного питания.
- разобрать и изучить особенности проведения государственного финансового контроля в сфере общественного питания.
- рассмотреть методику проведения финансового контроля в сфере общественного питания на примере ООО «Макдоналдс».
Объект исследования – проведение государственного финансового контроля.
Предмет исследования – сфера общественного питания на примере ООО «Макдоналдс».
Глава 1. Государственный финансовый контроль в сфере общественного питания
1.1 Роль финансового контроля, его содержание, цели и задачи
Финансовый контроль на предприятии – система действий и операций по проверке финансовых и смежных вопросов деятельности субъектов хозяйствования специальными методами. Объектом финансового контроля являются денежные распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов. В том числе в форме денежных средств на разных уровнях.
В задачи финансового контроля входят обеспечение соблюдения законности финансовой деятельности, предупреждение неплатежеспособности и банкротства, выявление внутренних резервов, повышение эффективности работы предприятия посредством более рационального расходования ресурсов, проверка правильности ведения бухгалтерского учета, определение размеров ущерба, исследование возможной ответственности менеджеров.
Законодательные и исполнительные органы власти контролируют деятельность всех экономических субъектов с применением особых методов.
Проводится контрольза соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств, оценка эффективности хозяйственных операций и целесообразности расходов.
Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права государства и его учреждений. Финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.
Финансовый контроль включает контроль со стороны кредитных учреждений и акционеров.
Применяется внутренний контроль – проверка эффективности использования денежных ресурсов (собственных, заемных.привлеченных), анализ и составление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми, финансовую оценку результатов инвестиционных проектов, достоверностьфинансовой отчетности, контроль за финансовым состоянием.
Сфера государственного финансового контроля сужается. Он концентрируется на сфере экономических процессов, включая контроль за стоимостными пропорциями движения ВВП, денежной массой, формированием и использованием фондов денежных средств, поступающих в распоряжение государства. Расширяется сфера действия негосударственного финансового контроля со стороны аудиторских и страховых фирм, кредитных организаций.
Созданы специальные контролирующие органы представительной власти. На уровне отдельных хозяйствующих субъектов происходит усиление внимания к финансовому обследованию инвестиционных проектов с привлечением специализированных консультационных фирм, инвестиционных банков и финансовых корпораций.
Финансовый контроль, проводимый до совершения финансовых операций, называется предварительным. Он проводится для предупреждения финансовых нарушений. Проводят разработку финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, учредительных договоров, договоров о совместной деятельности.
Оперативный финансовый контроль проводится в момент совершения финансовых операций. Последующий финансовый контроль проводится путем анализа отчетной финансовой и бухгалтерской документации. В ходе проведения проверок на основе отчетной документации и расходных документов рассматривают отдельные вопросы финансовой деятельности и намечают меры по устранению выявленных нарушений. За деятельностью коммерческих банков надзор осуществляет Центральный банк России. Самый глубокий метод финансового контроля – ревизия.
Ревизии бывают полные и частичные, плановые и внеплановые, документальные и фактические.
Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.
Полезно будет рассмотреть ключевые функции финансового контроля как экономического института. Ключевыми можно назвать следующие функции:
1. правоохранительную;
2. профилактическую;
3. корректирующую;
4. аналитическую.
Важнейший аспект изучения специфики финансового контроля — рассмотрение задач, характерных для этой деятельности. Эксперты подразделяют задачи финансового контроля на 2 основные группы:
- те, что связаны с обеспечением законности процедур управления организацией финансовыми ресурсами;
- те, что связаны с правовой защитой заинтересованных лиц, имеющих отношение к объекту финансового контроля,— собственников, распорядителей, акционеров.
Что касается задач первого типа, то ключевыми из них можно назвать проверку:
- корректности и целостности кассовой и бухгалтерской документации;
- инфраструктуры системы управления финансами ворганизации;
- компетенций специалистов, отвечающих за управление финансами;
- соответствия действий, связанных с управлением финансами, законодательным критериям в аспекте сроков, применения тех или иных форм, задействования каналов обмена документами;
- фактов, подтверждающих целевое расходование организацией денежных средств.
В числе ключевых задач финансового контроля, относящихся ко второй категории:
- проверка и анализ проработанности и стабильности системы принятия решений по управлению капиталом в организации;
- анализ алгоритмов проверки качества принятия соответствующих решений;
- оценка эффективности задействования финансовых ресурсов с точки зрения прибыльности фирмы (если речь идет о коммерческой структуре) либо сведения к минимуму расходов (если рассматривается деятельность бюджетной организации).
1.2 Государственные органы, контролирующие финансовый контроль в сфере общественного питания и нормативно-правовые акты
Органы финансового контроля в РФ — это государственные структуры, ответственные за соблюдение требований законодательства в определенных сферах финансовой деятельности.
В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 25.07.1996 № 1095 некоторые органы власти в РФ получили официальные полномочия по осуществлению государственного финансового контроля. В числе таковых:
- Счетная палата РФ;
- Центральный банк РФ;
- Министерство финансов;
- Министерство РФ по налогам и сборам (по итогам административной реформы 2004 года преобразовано в ФНС России, подотчетную Минфину);
- Государственный таможенный комитет (после 2004 года преобразован в ФТС, которая стала подотчетна правительству).
В п. 2 указа № 1095 также есть положение, согласно которому государственный финансовый контроль могут осуществлять иные органы, компетентные в вопросах мониторинга поступления и расходования средств в рамках бюджетной системы России.
Таким образом, законодательно установленный перечень структур, осуществляющих финансовый контроль в РФ, не является закрытым.
В среде российских экспертов распространен подход, в соответствии с которым органы финансового контроля правомерно классифицировать на 4 основные группы:
1. Контрольно-счетные учреждения, формируемые законодательными органами. Это Счетная палата РФ, а также аналогичные структуры в регионах РФ.
2. Контрольно-ревизионные органы на уровне исполнительной ветви власти. В числе таковых — Минфин России, ФТС России, Федеральное казначейство, ФНС России и Росфинмониторинг.
3. Региональные и муниципальные контрольно-ревизионные структуры.
4. Центральный банк и подведомственные ему учреждения.
Таким образом, за финансовый контроль в РФ отвечает ряд государственных структур – каждая в рамках определенной финансовой сферы и определенных полномочий. Ведущая роль среди них отведена контрольно-счетным и контрольно-ревизионным структурам, а также Центробанку. К числу контрольно-ревизионных структур в т. ч. относятся Минфин, ФНС и Федеральное казначейство. Большинство контролирующих структур федерального уровня имеют аналоги на уровне региона и муниципалитета.
Согласно ГОСТ 30389-2013 (введен в действие приказом Росстандарта от 22.11.2013 № 1676-ст) к предприятиям общепита относятся: рестораны, бары, кафе, буфеты, столовые, закусочные, предприятия быстрого обслуживания, кафетерии, кулинарии.
Основополагающей нормативной документацией предприятий общественного питания являются ГОСТы, постановления правительства РФ, Федеральные Законы РФ.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Указ Президента РФ от 25.07.1996 № 1095.
2. Приказ Минфина РФ, МВД РФ, ФСБ РФ от 07.12.1999 № 89н/1033/717.
3. Караваев Г., Пахомов С. Государственно-частное партнерство в современной России // Экономика мегаполисов и регионов. - 2008.
4. Лафта Дж. К. Эффективность менеджмента организации : учебное пособие. - М. : Русская деловая литература, 1999.
5. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993г. – М. : Юрист, 2014г.
6. Демидов М.В. Развитие правовых основ функционирования государственного финансового контроля в РФ // Вестник Российского университета кооперации. 2017.
7. Носуля Д.Е., Тирова С.С. Правовое регулирование государственного финансового контроля в РФ // Аллея науки. 2018.
8. Романовская В.В. Государственный финансовый контроль и особенности его осуществления в государственных корпорациях // Учет. Анализ. Аудит. 2017.
9. Суфянова, Е.З. Государственный финансовый контроль // Аллея науки. 2017. Т. 1. № 16.
10. Уланова Н. К., Черенков А. Ю. Оценка эффективности финансового контроля // Молодой ученый. — 2017.
11. Химичева Н.И. Финансовое право: Учеб. 3-е изд., перераб. и доп. / Н.И. Химичева, О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева и др. / Отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. – М.: ТК «Велби»; Изд-во «Проспект», 2019.
12. Шепелев Д. Р. Государственный финансовый контроль в России: проблемы и перспективы // Экономическая наука и практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2017.
13. Государственный и муниципальный финансовый контроль.управления бюджетными средствами в России / И.А. Соколов, Н.А. Бегчин, А.А. Беленчук // Финансы. – 2015.
14. Александр, Юрьевич Ильин Механизм правового регулирования внутреннего государственного финансового контроля. Монография / Александр Юрьевич Ильин. - М.: Проспект, 2014.
15. Андреев, А. Г. К истории становления государственного финансового контроля в России / А.Г. Андреев, Д.В. Никольский. - М.: Экономическая газета, 2014.