Фрагмент для ознакомления
2
Проживание несовершеннолетнего в обстановке, не соответствующей требованиям к его воспитанию или содержанию, отсутствие у родителей постоянного заработка, жилья.
Отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, нарушение санитарно-гигиенических условий проживания несовершеннолетнего.
Злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотических средств, безнравственный образ жизни родителей.
Вовлечение несовершеннолетних детей в совершение антиобщественных действий (правонарушения, распитие спиртных напитков, бродяжничество, попрошайничество и т.д.)
Жестокое обращение с детьми со стороны родителей (причинение вреда физическому, психическому здоровью детей).
Неисполнение родителями обязанностей по обучению детей, отсутствие связи школой, невнимание родителей к успеваемости ребёнка, отсутствие контроля за проведением свободного времени.
Совершение преступления или правонарушения несовершеннолетними.
Нерегулярный доход, низкий материальный уровень.
Инвалидность, хронические заболевания членов семьи.
Семья с эмоционально-конфликтными отношениями.
Родителями ведут асоциальный образ жизни.
При работе с семьями, у которых проявляются вышеперечисленные факторы риска, в практике социальной работы целесообразен превентивный подход. Суть этого подхода заключается в раннем реагировании на проблемы семьи для предотвращения семейного неблагополучия. Он основан на мерах ранней профилактики. Чем раньше будет определено семейное неблагополучие и выявлены факторы, препятствующие успешному функционированию семьи, тем успешнее будет организовано социальное сопровождение семьи «группы риска». В случае выявления причин семейного неблагополучия решение проблемы возможно только с привлечением специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений. В этом случае первоочередной задачей является организация грамотного и результативного межведомственного взаимодействия.
Социальная работа с семьей ‒ это особым образом организованная деятельность, направленная на малые группы людей, нуждающихся в социальной защите и поддержки извне. Это одна из разновидностей социальной защиты населения, основным содержанием которой является содействие, помощь, в восстановление и поддержании нормального функционирования семьи. Социальная работа с семьей сегодня представляет собой многофункциональную деятельность по социальной защите и поддержке, социальному обслуживанию семьи на государственном уровне [13].
Таким образом, под семьей «группы риска» понимается семья с низким материальным достатком, низкой педагогической культурой, асоциальным образом жизни и др.
1.2 Социально-психологические особенности семей «группы риска»
Одним из самых важных институтов социализации всегда была, есть и будет семья. Она оказывает большое, и даже основное влияние на развитие ребенка с самого рождения. Именно в семье ребенок узнает всю информацию об окружающем мире и о себе. Родители играют значимую роль в жизни детей, об этом свидетельствует сильная физиологическая и эмоциональная связь между ними. Семья отвечает за то, как ребенок будет развит физически, интеллектуально и эмоционально. Семья влияет на формирование психологического пола ребенка. Ребенок в семье должен усвоить социальные, нравственные и семейные нормы. В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека. Именно она влияет на процесс социального развития человека в целом [9].
Семья – чётко ограниченное количество лиц, которые в норме являются самыми близкими и дорогими друг для друга людьми. Дом – это место, где человек чувствует себя наиболее комфортно и безопасно. Ведь в нём он может отвлечься от перипетий и неурядиц внешнего мира, расслабиться и восстановить свои силы [8].
Наиболее гармоничными семьями считаются те, которые состоят из двух родителей и деток. Подобные семейные группы имеют оптимальные условия для формирования и воспитания уверенной и успешной в себе личности.
Однако, это не единственные критерии определения хороших ячеек общества. В счастливых, благополучных семьях прослеживается:
• — готовность выражать свои чувства;
• — взаимное уважение, принятие;
• — право любого члена на возможность выбора;
• — наличие особых ритуалов и традиций;
• — демонстрация своей эмоциональной привязанности к домашним;
• — умение вместе шутить и веселиться;
• — обладание общими, едиными ценностями;
• — чёткие, согласованные ожидания относительно друг друга.
В нормальных семьях успешно реализуются следующие функции:
1. экономическая – обеспечение устойчивого финансового положения всех членов семьи;
2. репродуктивная – рождение и воспитание детей;
3. бытовая – поддержание порядка в квартире, содержание вещей и одежды всех членов семьи в приемлемом виде, приготовление пищи;
4. терапевтическая – оказание поддержки, удовлетворение потребностей в признании, уважении и понимании;
5. возможность реализовать свою потребность любить и быть любимым.
Невыполнение или нарушение осуществления этих функций подталкивает семью к группе риска. Какие семьи входят в группу риска?
Можно выделить такие типы, как:
• — Деструктивная семья характеризуется сильным дистанцированием и изолированием друг от друга, а также отсутствием тесного общения и тёплых отношений. Нередко в таких группах имеются длительные, затяжные конфликты меж супругами или родителями и детьми.
• — Неполная семья. Семейная структура лишена фигуры отца или матери, что становится следствием различных особенностей во взаимодействии родных. Скажем, если женщина одна воспитывает ребёнка, то ей приходится все обязанности по материальному обеспечению себя и своего малыша взвалить на свои плечи. Следовательно, она очень много времени будет проводить на работе и сможет меньше внимания уделять своему чаду. Если у женщины родился сын, то ему будет крайне не хватать мужского внимания и участия. Причем это лишь некоторые аспекты подобной ситуации.
• — Псевдосолидарная или ригидная семья. В таких коллективах стиль воспитания авторитарный. Наблюдается жёсткое доминирование одного человека над другим.
• — Распавшаяся семья. Это семьи пережившие развод. Здесь один из бывших супругов продолжает поддерживать отношения с прежними домочадцами, а также выполнять в ней некоторые функции. Он уже не входит в состав семейной группы, но всё же является значимой её частью, поскольку другие её члены продолжают сохранять к нему сильную эмоциональную привязанность.
Согласно типологии Зубкова Т.С., можно выделить такие категории неблагополучных ячеек общества, как:
• — Дисфункциональные — эту группу составляют многодетные, неполные, малоимущие семьи, несовершеннолетние матери, а также детки инвалиды.
• — Социопатические. В подобных семьях родители подвержены зависимости от наркотиков, алкоголя или же являются преступниками. Нередко у детей наблюдаются серьёзные отклонения от общепринятого поведения.
Типичными особенностями рассмотренных выше категорий семей становятся:
1. Болезненная, эмоциональная, ранимая и острая реакция подростков на семейные неурядицы. Особенно ярко это проявляется, если мать строга и холодна со своим ребёнком.
2. Нередко дети, у которых наблюдаются серьёзные поведенческие проблемы, испытывают недостаток родительского контроля. Взрослые предпочитают избегать использования чётких, жёстких правил, регламентирующих действия их детей. Нередко даже идут у них на поводу, чтобы не разрушать иллюзии хороших отношений и не вступать в открытую конфронтацию.
3. Некоторые партнеры превращают своего ребёнка в средство манипуляции своей половинкой. Прикрываясь заботой о малыше и защитой его интересов, они стараются добиться собственной выгоды.
4. Непоследовательность в воспитании. Это одна их самых распространённых ошибок родителей. Часто они руководствуются сиюминутным настроением, а не ранее внедрёнными договорённостями. Это же касается и отношения к самому малышу: его то балуют и любят, то отвергают за какие-то проступки.
5. Неопределённые и спутанные межпоколенные связи. Родители супружеской пары могут активно вмешиваться в дела их семьи и указывать им, как следует себя вести. В то время как своим внукам они готовы позволять практически всё и словно, душат их своей любовью.
Развитие самой семейной структуры не протекает линейно. С течением времени периодически она переживает те или иные кризисы, связанные с существенным изменением привычных условий. Эти кардинальные перемены могут затрагивать, как отдельного человека, так и все членов семьи.
К кризисным моментам относится:
• — беременность,
• — запись в детский сад,
• — начало обучения в школе,
• — смерть,
• — старость,
• — достижение зрелого возраста.
Эти волнительные ситуации повергают семью в состояние стресса той или иной силы. Эти непростые жизненные периоды приближают её к группе риска.
Однако каждая семья по-своему проходит через эти трудности. Кто-то их преодолевает раньше, кто-то позже, а кто-то вовсе с ними не справляется. От успешности разрешения кризисов будет зависеть дальнейшее семейное благополучие, поэтому важно суметь достойно пережить подобные испытания.
Семейное счастье очень хрупкое и шаткое. Нужно постоянно стараться, дабы не утратить его. Ведь намного приятнее приходить в дом, где близкие люди тебя любят и готовы всегда понять и поддержать, нежели находиться в постоянном противостоянии [4].
Патриархальная семья включает несколько поколений (три—четыре). В такой семье ее члены живут вместе, начиная с детей и кончая бабушкой и дедушкой. Часто случается, что взрослые дети, не решив жилищных проблем, возвращаются к родителям.
Нуклеарная семья состоит из мужа, жены и одного или двух детей.
Многодетная семья состоит из мужа, жены, троих и более детей.
Молодая семья — это супружеская пара с детьми или без них в первом браке. Возраст такой семьи не старше пяти лет. Большинство этих семей живут с родителями, например.
Семья в повторном браке (измененная семья) — это семья с двумя родителями, где могут быть дети как общие, так и от прежних браков. Проблемы чаще всего связаны с нарушением детско-родительских отношений, особенно когда у родителей появляется общий ребенок в браке.
Семья «маленькая мама» — это семья, в которой женщина родила ребенка, не достигнув совершеннолетнего возраста, чаще всего это школьница. Появление в современном обществе этой категории семей рассматривается как нарушение брачно-семейных норм. Как правило, «маленькая мама» приводит в дошкольное учреждение своего ребенка, так как это экономически выгодно ей. Важно оказать поддержку, профессиональную помощь такой маме, ибо она, по сути, сама еще ребенок и нуждается в ней как никто другой.
Кроме перечисленных выше, следует выделить и такие типы семей:
семьи опекунов и усыновителей;
семьи беженцев;
семьи военнослужащих;
семьи эмигрантов;
семьи верующих;
студенческие семьи;
многодетные семьи, где 5-10 и более детей;
семьи, где родители — наркоманы, алкоголики, мать — проститутка;
семьи, где родители находятся в тюрьме или вернулись из неё.
Почти все эти типы семей, кроме патриархальной и нуклеарной, относятся к группе социального риска.
Какую же семью мы относим к категории неблагополучных? В первую очередь сюда относятся:
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Арпентьева М.Р. Клинико-психологическое и социально-психологическое консультирование: общее и специальное // Медицинская психология в России: электрон.науч. журн. – 2016. – № 5(40) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mprj.ru (дата обращения: 02.02.2018).
2. Ахлюстина Е.В., Петушкова О.Г. Обобщение результатов реализации проекта по совершенствованию социального сопровождения семей «группы риска» // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 19(30). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/19(30).pdf (дата обращения: 15.03.2018)
3. Грицай А.Г. Семьи группы риска в структуре типологии неблагополучных семей. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semi-gruppy-riska-v-strukture-tipologii-neblagopoluchnyh-semey (дата обращения: 03.02.2018).
4. Древко Ю.Ю. Коррекция детско-родительских отношений в семьях группы «риска» // Психология в экономике и управлении. 2014. № 1. С. 40-44.
5. Климова Т.Г., Клочков Д.М. Психолого-педагогическая помощь детям «группы риска» и их семьям //Вестник социальной работы. 2012. № 1. С. 111-116.
6. Маметьева О.С., Кузьменко Н.И. ФГБОУ ВПО «МГТУ им Г.И. Носова» Семья «группы риска» как объект социальной работы//Наука сегодня [Текст]: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции, г. Вологда, 23 сентября 2015 г.: в 4 частях. Часть 2. – Вологда: ООО «Маркер», 2015. – 112 с.
7. Мардахаев, Л. В. Специальная педагогика: учебник для бакалавров / Л. В. Мардахаев, Д. И. Чемоданова, Л. В. Кузнецова, Е. А. Орлова, Л. В. Соловьева; под ред. Л. В. Мардахаева, Е. А. Орловой. ‒ М. : Издательство Юрайт, 2014. ‒ 447 с.
8. Меньшикова Л.В. Социально-психологическая характеристика семей группы риска социально опасного положения, воспитывающих детей дошкольного возраста // URL: https://videouroki.net/razrabotki/doklad-na-tiemu-sotsial-no-psikhologhichieskaia-kharaktieristika-siemiei-ghruppy.html (дата обращения: 09.02.2018)
9. Моцовкина Е.В., Бодрая Ю.В. Социальное сопровождение детей из неблагополучных семей в условиях современного общества // Международный научный журнал «Инновационная наука». № 7-8/2016. С. 167-170.
10. Никитина Е.А. Технология командной работы специалистов по профессиональному сопровождению семей группы риска //Сб. конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 51. С. 77-80.
11. Петушкова О.Г. Медиация как один из альтернативных способов урегулирования конфликтов // Научн. труды SWorld. 2014. Т. 16. № 4. С. 46-50.
12. Психология социальной работы: Учебник для бакалавров / И. Н. Галасюк, О. В. Краснова, Т. В. Шинина; под ред. докт. психол. наук О. В. Красновой. ‒ М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2016. ‒ 304 с.
13. Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики: материалы VI Международ. науч.- практ. конф. / под ред. М.С. Жирова, О.А. Волковой, Е.И. Мозговой. – Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2014. – 384 с. Свищева И.К. Семья «группы риска» как особая категория семей с. 135-139
14. Технологии профилактики семейного неблагополучия. Пособие. — М.: ИП Матушкина И.И., 2012. — С. 227.
15. Торохтий В.С. Теория и практика социальной работы с детьми и семьями в Российской Федерации // URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-238878.html(дата обращения: 08.02.2018).
16. Холостова Е.И. Социальная работа с семьей. – М.: ИД «Дашков и К», 2008. – 212 с.
17. Холостова, Е. И.Социальная работа: история, теория и практика: учебник / Е. И. Холостова. ‒ М. : Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. ‒ 905 с.
18. Холостова, Е.И. Технология социальной работы / под ред. Е.И. Холостовой, Л.И. Кононовой. – Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2013. – 478с.
19. Щербинина, О.С. Работа с семьями «группы риска» как механизм воспроизводства здоровой нации // В сб.: Триединство здоровья нации, качества жизни и гармоничного общества как основа устойчивого развития России в XXI веке / Матер. международного конгресса. 2014. С. 146-151.