Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. В современных условиях развития человеческого общества отмечается комплексное действие различных эмоциональных, социальных, экономических, экологических и др. стрессоров. Действие различных факторов может привести к развитию страхов. В первую очередь это касается младших школьников, поскольку их личность только начинает своё формирование. Вот почему тема данной работы является перспективной и актуальной.
Каждый из нас сталкивался с мыслью, что современная семья утрачивает свои ценности и традиции, которые передавались из поколения в поколение. В эпоху гаджетов члены семьи стали меньше общаться друг с другом. Нестабильная экономическая и политическая ситуация заставляет людей очень много работать, сосредотачивать внимание только на финансовой стороне своей жизни. А дети из-за этого остаются без внимания родителей.
Из-за этого возникают стрессы и барьеры в общении между членами семьи. Всё чаще случаются разводы. Современный супруг или супруга под влиянием социально-экономических проблем утрачивают терпимость и сопереживание. В семье может возникнуть агрессия. Под влиянием выше означенных негативных факторов происходит разрушение межличностных связей в семье. Утрачивается эмоциональная сторона жизни. Всё это приводит к возникновению страхов у детей.
Помимо появления барьеров внутри семьи, на детей могут воздействовать и другие стрессоры, которые являются причиной возникновения их страхов. К этим причинам относятся:
1. Проблемы в общении с другими детьми
2. Проблемы в общении с взрослыми (воспитателями в детском саду, врачами и медсёстрами в поликлинике, соседями и др.)
3. Внушение страхов со стороны
4. Конкретные ситуации, вызванные опасными для детей событиями
5. Фантазии детей
6. Неврозы
7. Расстройства психики.
Несмотря на различие причин возникновения тревожности у детей школьного возраста, большинство авторов считают одной из главных причин их формирования и развития особенности участия ребёнка в школьной жизни: как в процессе обучения, так и в общении.
Одним из главных факторов развития детских тревожности школьников является проявление различных типов агрессии других учащихся как по отношению к данному ребёнку, так и между собой и в реакции на внешние раздражители. Резкий тон в общении с детьми, употребление нецензурных слов по отношению к ним, рукоприкладство, регулярные ссоры учащихся между собой, прямо переходящие на ребёнка, агрессия, связанная с неудовлетворительными результатами обучения, – всё это не может не формировать тревожность в только начавшей своё развитие личности. Самые близкие люди по отношению к ребёнку, сами того не желая, становятся главными стрессорами для того, чью личность они призваны развивать и совершенствовать.
По мнению различных исследователей, высокая тревожность родителей и проявление их страха по отношению к различным объектам и ситуациям являются одной из мощнейших причин возникновения школьной тревожности у их детей. В данной работе будет проведён подробный анализ, показывающий, имеет ли данное утверждение практические подтверждения.
Цель и задачи исследования. Основной целью исследований явилось проведение анализа влияния школьной тревожности на учащихся. В задачи исследований входило:
1. Провести диагностику школьной тревожности детей 1 класса ГБОУ «Средняя школа № 9 г. Москвы».
2. Провести диагностику школьной тревожности детей 1 класса ГБОУ «Средняя школа № 9 г. Москвы».
3. Выявить основные причины школьной тревожности учащихся
4. Провести сравнительный анализ возникновения причин тревожности у детей и взрослых.
Объект исследований: школьная тревожность.
Предмет исследований: возникновение причин школьной тревожности детей младшего школьного возраста.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Андреев, В.И. Педагогика. - Казань, 2017. - 608 с.
2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.
3. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. - М.: Просвещение, 2015. - 513 с.
4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2013. - 486с.
5. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса. – М., 2013. – 282 с.
6. Деркач, В. И. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем. - М.: Итар-Тасс, 2015. - 152 c.
7. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения. – Ханты-мансийск, 2014. С. 49-57
8. Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. - М, 2015. - 388 c.
9. Куликов Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.
10. Лизинский, В.М. Практическое воспитание в школе. Часть 1, 2. М, 2002 г.- 160 с.
11. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития. - М.: Наука, 2017. - 278 с.
12. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2015. - 640 с.
13. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 336 с.
14. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.
15. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: Система заданий/ под ред.А.Г. Асмолова, О.А. Карабановой. - М.: Просвещение, 2012. - 160с.
16. Шиховцова, Н.Н. Система воспитания как условие становления личности. – Воронеж, 2011. – С. 136-140.
17. Шиховцова, Н.Н. О формировании социально-нравственных ценностей /Н.Н. Шиховцова. - Москва - Владикавказ: МПА-Пресс, 2006. – С. 87-93.
18. Шиховцова, Н.Н. Формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеклассной работе. – М.: изд-во НИР РАО, 2006. – С. 110 - 119.
19. Шиховцова, Н.Н. Нравственное воспитание учащихся в контексте системного анализа. – Карачаевск, 2013. - С. 114-122.
20. Шиховцова, Н.Н. Формирование нравственных ценностей у детей в новых социокультурных условиях. – Казань, 2007. – С. 111-119.
21. Strus, W., Cieciuch, J., Rowinscy, T. The Circumplex of Personality Metatraits:A Synthesizing Model of Personality Based on the Big Five / Rewiew of General Psyhology, 2014, , Vol. 18, No. 4, 273.