Фрагмент для ознакомления
2
разработка методов по распределению дотаций для выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
Если при переходе взять за основу такую модель кооперативного федерализма, то без конкретного перераспределения межбюджетных отношений не обойтись в силу того негативного влияния. Если осуществить эту системы мер по изменению межбюджетных отношений, то есть все предпосылки о его неоспоримом влиянии на всю бюджетную систему РФ. Это бесспорно ускорит усовершенствование социально-экономической ситуации как в регионах, так в стране в целом.
Глава 2. Взаимодействие бюджетной и промышленной политики в целях поддержки основных отраслей промышленности
В настоящее время представляется обоснованным в существующих условиях перенастроить бюджетную политику и, прежде всего, федеральный бюджет на обеспечение экономического роста путем следующих корректировок. Во-первых, считаем возможным сокращать расходы федерального бюджета исключительно по критерию их значимости для обеспечения экономического роста, но не с целью максимально быстро снизить дефицит федерального бюджета [3]. Наоборот, некоторые виды расходов федерального бюджета, в том числе связанные с инвестициями в человеческий капитал, должны быть увеличены и осуществлены эффективно, а дефицит федерального бюджета должен сокращаться за счет соответствующей отдачи от роста расходов в форме бюджетных инвестиций [4]. Во-вторых, учитывая, что солидная часть дефицита федерального бюджета образуется за счет трансфертов Пенсионному Фонду РФ, необходимо скорейшее проведение пенсионной реформы в части сокращения льготных категорий пенсионеров и льготных тарифов страховых взносов по пенсионному страхованию, развития адресного пенсионного обеспечения в зависимости от уровня нуждаемости пенсионера, поиска иной базы для уплаты страховых взносов (например, ФОТ+валовая прибыль) [5]. В-третьих, необходимо сделать федеральный бюджет максимально антициклическим, то есть снизить зависимость его сбалансированности и исполнения от волатильности цен на нефть и поступлений нефтегазовых доходов. Важно также отметить, что при переходе к контрциклической бюджетной политике возможен рост государственного долга РФ, что может привести к росту процентных ставок в стране и вытеснению частных инвестиций. Для предотвращения такой ситуации бюджетная политика Правительства РФ должна быть скоординирована с денежно-кредитной политикой Банка России, управляющего ставками на рынке капитала.
Анализируя цели и задачи денежно-кредитной политики и их оценку в научном сообществе, следует отметить имеющиеся разногласия среди критиков текущей политики таргетирования инфляции. Ряд ученых предлагает ввести ограничения на движение капитала [7], другие предлагают вернуться к политике таргетирования валютного курса и т.д. Но наиболее обсуждаемая на сегодняшний день тема - это денежная эмиссия Банка России под реализацию масштабных инвестиционных проектов, что означает переход от сдерживающей к стимулирующей политике. Предполагается, что принятые к реализации проекты получат денежные средства через бюджетную систему [10], а также через банковскую систему. В период спада цен на нефть Банку России следует проводить рестрикционную политику, так как регулятор должен обеспечить сжатие денежной базы из- за сокращения объема товарной массы вследствие уменьшения ввоза в страну импортных товаров и, соответственно, снижения кассовых остатков, используемых для сделок [11]. Данное утверждение основывается на теории монетаристов и, так называемом, количественном уравнении обмена, откуда легко высчитываются все закономерности, описанные выше. Но важно понимать, что в модели монетаристов не было кредита и не учитывалась его возможность авансировать экономический рост. Современные деньги носят кредитную природу, и данный факт абсолютно справедливо ставит под сомнения все выводы, сделанные исходя из количественного уравнения обмена. Поэтому, основываясь на идеях экспертов Финансового университета и представителей Столыпинского клуба, мы придерживаемся идеи осуществления Банком России экспансионистской политики или так называемой политики включения печатного станка. Зачем же она нужна и чего призвана добиться?
Для ответа на этот вопрос в первую очередь стоит проанализировать просчеты нынешней политики Банка России. С середины 2013 года руководством Банка России постепенно начинает декларироваться отличное от поддерживающего курс рубля направление политики Банка России - таргетирование инфляции [10]. С 2014 года основные силы направляются на снижение инфляции до целевого уровня 4%, именно данная цифра является основной целью Банка России и на 2017 год. Представляется, что первая ошибка такой политики - это нежелание увеличить монетизацию экономики, опасаясь роста инфляции. Банк России живет в собственном догмате, который называется количественное уравнение обмена и игнорирует очевидные и ясные эмпирические закономерности: если в условиях недомонетизированной экономики сжимается объем денежной массы, то незамедлительно падает производство и растет инфляция.
Что же качается ключевой ставки, то на сегодняшний день она также находится на очень высоком уровне, и что самое важное, она выше, чем рентабельность в основных отраслях экономики России. Ниже на рис.2 и рис.3 приведены динамика
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (действующая редакция)
2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями от 19 июня 2004 г.)
3. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований: федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 199. ФЗ (ред. от 27.05.2014) // Российская газета. 5 декабря. С. 3-15.
4. Бушмин Е. В. Государственные и муниципальные доходы как составная часть бюджетной системы Российской Федерации / Е. В. Бушмин. - М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2012. - 516 с.
5. Быков С. С. Налоговое регулирование: разработка подходов к оценке эффективности //Развитие российского общества: социально-экономические и правовые исследования /под ред. М. М. Винокурова, А. П. Киреенко, С. В. Чупрова. - М.: Наука, 2014. - С. 153-192.
6. Зубов В., Иноземцев В. Сибирское благословение. М.: АРГАМАК-МЕДИА, 2013.
7. Поляк Г.Б. Бюджетная система России. - М.: Финансы и статистика, 2015. 560с.
8. Преображенский Б. Г. Межбюджетные отношения в мировой и российской практике. Воронеж: Изд-во Воронежского государственного университета, 2013. 160 с.
9. Сятчихин С. В. Межбюджетные отношения в России на современном этапе // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2014. № 25. С. 47-51.
10. Фаттиева А. Р. Межбюджетные отношения в условиях федерализм / под ред. А. Р. Фаттиевой, Д. М. Гаджикурбанова. Ижевск.: ИжГТУ, 2014.- 144 с.
11. Чулков А. С. Расходы местных бюджетов: методология проведения аудита эффективности // Финансовая аналитика: Проблемы и решения. - 2013. - № 19. - С. 24-30.
12. Юрасов И. Территориальное общественное самоуправление в регионах России: социальные аспекты / И.Юрасов, О.Юрасова // Проблемы теории и практики управления. - 2012. - № 2.