Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что сегодня в мире около 10% левшей. Вопрос, что стоит за предпочтением той или иной руки, до сих пор решен лишь частично. Есть доказательства того, что играют роль особенности пренатального периода и даже время рождения ребенка. В то же время исследования, во время которых наблюдали за близнецами, указывают на тот факт, что доминирование той или иной руки на 25% обусловлено наследственностью.
Однако здесь следует заметить, что люди в современном мире часто путают два понятия леворукость и левшество. Леворукость – это способность организма выполнять операции левой рукой. При этом левая рука может, как доминировать над правой рукой, так и нет.
Левшество – это преобладание левого полушария над правым. Здесь речь идет именно об особенностях работы центральной нервной системы.
Как скажет любой врач все в теле человека взаимосвязано и имеет свои причины и следствия. В случае с леворукостью споры в медицинских кругах до сих пор не утекают. Речь идет о споре, о генетическом факторе распространения леворукости.
Проблема в том, что не всегда у леворуких родителей появляются леворукие дети. Это полностью ставит под сомнение исключительно генетическую модель передачи леворукости. При этом широко известно о том, что леворуких детей можно переучивать на правую руку, особенно если леворукости предшествовала травма головы.
Проблема состоит в том, что современная наука имеет сравнительно немного данных об особенностях развития и функционирования организма левшей в целом и мозга в частности. Кроме этого ученые не всегда представляют себе особенности функционирования межполушарной ассиметрии.
1. Понятие и особенности леворукости
Леворукость – преимущественное использование левой руки, основанное на ее врожденной или вынужденной ведущей функциональности. Особенность проявляется с раннего детства, дошкольного возраста. Левой рукой ребенок берет ложку, карандаш, игрушки, машет при прощании, опирается при вставании, преодолении препятствий.
У школьников проявляется феномен зеркальных движений, затруднения пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, ориентировки «право-лево», формирования навыков письма, счета, чтения. Диагностика проводится методом функциональных проб. Коррекция не требуется [6].
Термин «леворукость» следует понимать дословно – активность левой руки. Данная особенность бывает врожденной или приобретенной в результате травмы. Основой является ведущая роль правого полушария в обеспечении произвольных движений. От леворукости нужно отличать левшество – устойчивый, неизменный тип организации центральной нервной системы, проявляющийся доминированием левой стороны тела – руки, ноги, глаза, уха. Не всякий леворукий ребенок – левша. Распространенность изменяется с возрастом: до года она составляет 47%, в 1-2 года – 29%, в 2-7 лет – 20%, после 8 лет – 2-8%. Преобладают представители мужского пола.
Леворукость формируется во время внутриутробного развития либо является результатом травмы натального, постнатального периода. Наибольший интерес исследователей вызывает врожденная функциональная асимметрия: выдвигаются теории о влиянии плохой экологии, ультразвуковых обследований, уровня тестостерона беременной на мануальное моторное доминирование будущего ребенка. Наиболее подтверждено участие следующих этиологических факторов [9]:
Состояние здоровья матери. Беременные женщины с хроническими заболеваниями почек, сердечно-сосудистой системы, аутоиммунными патологиями, употребляющие алкоголь, курящие, подверженные стрессу имеют больший риск родить леворукого ребенка. Негативные факторы влияют на формирование полушарий головного мозга.
Осложнения беременности. Леворукость может быть спровоцирована гипоксией плода, конфликтом по резус-фактору, системе АВ0, фетоплацентарной недостаточностью. Левое полушарие эмбриона высокочувствительно, подвержено угнетению.
Травмы, заболевания. Приобретенная леворукость – результат поражения левого полушария, проявляющегося снижением функций правой руки (правосторонние формы ДЦП, постинсультного паралича). Вынужденная леворукость также развивается при тяжелых травмах конечности.
Наследственность. Леворукость в 10-12 раз чаще встречается у детей, имеющих родителя-левшу. Механизмы генетической передачи изучаются.
Феномен леворукости объясняется доминантной ролью правого полушария. Мозг человека разделен на две симметричные, но функционально неравнозначные части. При поражении одного полушария происходит частичная взаимозаменяемость функций, активизируются компенсаторные механизмы [10].
Левостороннее мануальное предпочтение формируется при пренатальном, натальном и постнатальном поражении левого полушария. Другой патогенетической основой является повреждение непосредственно функционального органа – правой руки. Оно влечет за собой вынужденную перестройку активности полушарий. Исследования генетической основы леворукости продолжаются: определен ген (LRRTM1), предположительно связанный с левшеством.
По внешним проявлениям леворукость классифицируется на явную и скрытую. Второй вариант определяется у людей, переученных с детства. Они пользуются правой рукой, выполняя привычные бытовые дела – письмо, шитье, готовку, прием пищи. В критических ситуациях проявляется
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева В.С., Смирнова А.О. Дифференциальная психофизиология. – Казань: Меридиан, 2018. – 374 с.
2. Владимиров Н.С., Корнеев Е.М. Дифференциальная психофизиология. Цели. Задачи. Проблемы. – Воронеж: Альянс, 2020. – 322 с.
3. Дмитриев П.И., Тимофеев Г.С. Дифференциальная психофизиология. Исследователи и их подходы. – Мурманск: Полярные зори, 2020. – 389 с.
4. Жилина Е.Ю. Дифференциальная психофизиология. Типы и виды исследований. – Волгоград: Пламя, 2019. – 377 с.
5. Калюжный А.С. Методические основы изучения личности военнослужащего: Учебное пос. — Н. Новгород: ВМИ ФПС РФ, 2002. — 28 с.
6. Лебедев О.М., Носов М.С. Дифференциальная психофизиология. Достоинства и недостатки. – Екатеринбург: Капитолий, 2019. – 476 с.
7. Медведева Н.А. Петрова М.С. Дифференциальная психофизиология. Роль. Место. Задачи. – Казань: Пальмира, 2018. – 432 с.
8. Пономарева Л.В., Васильева О.В. Дифференциальная психофизиология. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
9. Психология и педагогика. Военная психология /ред. А.Г. Маклакова. — СПб.: Питер, 2007. — 464 с .
10. Семенов О.В. Борисов А.В. Дифференциальная психофизиология. Место и роль в науке. – Воронеж: ИД Ярус, 2019. – 531 с.
11. Сионин, А.В. Психологический портрет современного военнослужащего / А.В. Сионин, Т.А. Егоренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 19 (361). — С. 272-273. — URL: https://moluch.ru/archive/361/80821/ (дата обращения: 13.05.2022).
12. Современная военная психология: Хрестоматия / Под ред. А.А. Урбанович. — Мн.: Харвест 2003. — 576 с.
13. Утина И.В., Проводина Г.П. Дифференциальная психофизиология. Плюсы и минусы. – Н. Новгород: Фара, 2020. – 623 с.
14. Фадеева А.Ю. Дифференциальная психофизиология. Вчера. Сегодня. Завтра. – Омск: СпецЛит, 2018. – 588 с.