Фрагмент для ознакомления
2
1. История изучения вопроса
Дошкольный возраст является актуальным в психолого-педагогическом аспекте. Дошкольники любят играть и обладают богатым воображением. Они все еще чувствуют себя маленькими и очаровательными, но они становятся довольно разговорчивыми, и их способность улавливать новую информацию и задавать вдумчивые вопросы серьезно влияет на их развитие [2].
В системе языка слоговая структура занимает, с точки зрения Т.А. Ткаченко, особое место. С одной стороны, это, несомненно, часть произношительной стороны речи – фонетики (Т. Г. Егорова, Н.Х. Швачкин). Но с другой стороны, существует связь структурных искажений слов с их семантической недостаточностью у дошкольников (Р. Е. Левина, А. К. Маркова). Так лексические единицы- слова с незнакомым значением - чаще претерпевают изменения на слоговом уровне.
По мнению некоторых исследователей, имеет место влияние формирования слоговой структуры на грамматическую структуру языка.
Р. Е. Левина отмечает, что возникновение предложений в речи ребенка тесно связано со слогообразованием. По мнению Д. Б. Эльконина, овладение грамматической структурой напрямую зависит от ориентации ребенка в системе родного языка. Совершенствуя воспроизведение слоговой структуры, мы создаем основу для усвоения детьми грамматических конструкций и грамматики в целом.
Отдельные слова связываются в предложения благодаря грамматическим средствам - окончаниям, предлогам, союзам. Они часто образуют в потоке речи слабые, безударные слоги, звукосочетания, содержащие слияния согласных (под столом, в стакане, со скамейки, из-под шкафа).
В русских словах сила безударных слогов неодинакова (А. Н. Гвоздев, Б. Киттерман, Т. Г. Егорова), и в этих образованиях, где рядом стоят две-три согласные, их восприятие дополнительно затруднено.
А. К. Маркова указывает на связь овладения слоговой композицией с мотивационной стороной деятельности ребенка, уровнем его артикуляционных возможностей, состоянием слухового восприятия. Из-за искажений в слоговом составе слова дошкольникам трудно общаться, усваивать звуковой анализ, а затем и грамотность.
Этот возраст не лишен взлетов и падений. Дошкольники все еще учатся регулировать свои эмоции, поэтому время от времени случаются срывы. Тем не менее, ребенок движется к тому, чтобы стать более зрелым, и способен делать большие детские вещи, такие как ходить в школу.
Экспрессивная речь дошкольника в норме [9].
• Использует предлог «выше» (6 лет, 6 месяцев)
• Задает фактические и логические вопросы
• Использует все морфемы Брауна
• Начинает осваивать исключения из грамматических правил (5-7 лет)
• Начинается употребление и понимание страдательных предложений (5-7 лет)
• Следует 3-шаговым указаниям и многоступенчатым несвязанным командам
• Ответы на более сложные вопросы "кто", "что", "где", “когда”, “как” и “почему”
• Ответы на фактические и логические вопросы
• Слушает и понимает истории школьного уровня, которые им читают вслух
Фонологическая осведомленность (5-7 лет)
• Рифмовка укрепляет. Они знают начало (начальный звук, который меняется) и иней (последняя часть слова, которая рифмуется)
• Аллитерация затвердевает. Они могут идентифицировать слова, начинающиеся на одну и ту же букву.
• Сегментация, смешивание и манипулирование словами и слогами укрепляет
• Буквы звучат и пишутся буквы/символы, которые идут с ними затвердевает (соответствие графемы / фонемы)
Особенности развития чтения [9]:
• Понимает чтение слева направо, сверху вниз, спереди назад.
• Понимает произносимые слова, имеет в них речевые звуки
• Распознает слова на слух (около 25 слов)
• “Читает” по памяти несколько книжек с картинками
• Имитирует чтение, глядя на картинки
• Знает алфавит и цифры
Особенности развития письма:
• Печатает свое имя и фамилию
• Рисует картинку, которая рассказывает историю, подписывает ярлыки и пишет о картинке
• Пишите прописные и строчные буквы разборчиво
Помимо этого дошкольник:
• Начинает и поддерживает разговоры
• Использует множество типов выражения, чтобы выразить потребности, желания, задать вопросы или дать информацию
• Подсказки запросы, которые не упоминают намерение в запросе (“они хорошо пахнут!”)
• Повышается способность адресовать конкретные просьбы о разъяснении (когда другие говорят, что не понимают, ребенок лучше меняет свои слова и лучше объясняет, что он имел в виду).
С помощью речи, слов ребенок обозначает только то, что доступно его пониманию. В связи с этим в словаре ребенка рано появляются слова определенного значения, а позже – слова обобщающего характера. Развитие словарного запаса в онтогенезе обусловлено также развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере знакомства ребенка с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий его словарный запас обогащается. Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными предметами и явлениями, а также посредством общения со взрослыми. Л. С. Выготский [2] отмечал, что исходной функцией речи ребенка является установление контакта с окружающим миром, функция общения. Деятельность маленького ребенка осуществляется совместно со взрослым, и в связи с этим общение носит ситуативный характер.
В настоящее время в психологической и психолингвистической литературе подчеркивается, что предпосылки развития речи определяются двумя процессами. Одним из таких процессов является невербальная предметная деятельность самого ребенка, то есть расширение связей с окружающим миром через конкретное, чувственное восприятие мира. Вторым по значимости фактором развития речи, в том числе обогащения словарного запаса, является речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком. Изначально общение между взрослыми и ребенком носит односторонний и эмоциональный характер, вызывая у ребенка желание вступить в контакт и выразить свои потребности. Затем общение взрослых переходит к ознакомлению ребенка со знаковой системой языка с помощью звуковых символов. Ребенок подключается к речевой деятельности сознательно, включается в общение с помощью языка.
Эта «связь» происходит прежде всего через простейшие формы речи, с использованием понятных слов, связанных с конкретной, конкретной ситуацией. В связи с этим развитие словарного запаса во многом определяется социальной средой, в которой воспитывается ребенок. Возрастные нормы словарного запаса детей одного возраста существенно колеблются в зависимости от социокультурного уровня семьи, так как словарный запас усваивается ребенком в процессе общения. Развитию словарного запаса ребенка посвящено большое количество исследований, в которых этот процесс освещается в различных аспектах: психофизиологическом, психологическом
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Просвещение, 2018. - 285 с.
2. Глухов В.П. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения их пересказу // Дефектология, 2002. - № 1. - С. 69 -76.
3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: ООО "АРТ", 2010. - 236 с.
4. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи /Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В.Туманова и др. – 3-е изд. – М.: «Просвещение», 2019- 271с.
5. Логопсихология. Методика обучения. пособие / под ред. - сост. С.В. Лоткина. - Витебск: Изд-во УО "ВГУ им. П.М. Машерова", 2019.
6. Логопедия. Теория и практика: Уч.пособие/по ред. Филичевой Т.Б., М:Эксмо-2017г.-608стр.
7. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Левиной Р.Е. - М.: Академия, 2018. – 361 с.
8. Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников. / Под ред. А.М. Шахнаровича. - М.: Академия, 2017. - 256 с.
9. Преодоление ОНР у дошкольников: методика обучения. пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. - М.: НИИ школьных технологий им. В. Секачева, 2021.
10. Педагогические системы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями: Учебное пособие / Под ред. А.Ю. Кабушко, М.Н. Алексеевой. - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2011.
11. Схема логопедического обследования ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет) / Сост. Н.В. Серебрякова, Л.С. Соломаха // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения... - СПб.: Детство - пресс, 2017. - 224 с.
12. Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. - Санкт-Петербург: Питер, 2020.
13. Трауготт Н.Н. Как помочь детям, которые плохо говорят. - СПб .: Нева, 2019. - 315 с.
14. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи: воспитание и обучение. - М.: Гном и Д, 2019. - 247 с.
15. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Соболева А.В. Подготовка к школе детей с недостатками речи - М.,2016 – 234с.
16. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. - СПб.: Питер, 2020. - 361 с.
17. Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсаторного типа для детей с нарушениями речи. Коррекция речевых нарушений: учебное пособие. издание. - М.: изд. "Просвещение", 2019. – 328 с.
18. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками. - М.: Академия, 2019. - 298 с.