Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в противовес современным процессам глобализации наблюдается тенденция обращения к местному культурному наследию во всех регионах мира. Наибольшую активность проявляют центры, связанные с богатым историко-культурным наследием, представленным как материальными, так и нематериальными формами.
Становление ярмарок и выставок имеет свою многовековую историю. Одновременно со становлением и развитием рыночных отношений развивалась ярмарочная и выставочная деятельность.
Ярмарка представляет собой «рынок периодической торговли, устраиваемый регулярно, в установленные сроки, в определенном месте»6. Это древнее явление культуры и ее функция менялась, обрастала новыми свойствами и смыслами в разные периоды развития. Традиционно понятие ярмарки связывают с «дионисийским» типом культуры, выделенным Ф. Ницше, характеризующимся как иррациональное, безмерное буйство, трагико-героическое явление, занижающее индивидуальность через мистическое единство.
В соответствии ним, на ярмарках «каждый чувствует себя не только соединённым, примирённым, сплочённым со своим ближним, но единым с ним». «Праздничный» образ ярмарки часто воплощался в картинах художников: М.С. Знаменского, К.К. Кузнецова, И.С. Куликова, Б.М. Кустодиева, А.В. Маковского, С.И. Смирнова, В.И. Сурикова.
Ярмарка в России является одной из ярких самобытных черт национальной культуры, которая воспроизводится не только за счет экономических причин, но и от потребности в празднике, ощущении единства, соборности, красоты.
Ярмарки XIX - начала XX вв. представляют собой особую часть культурного наследия, исходя из их роли в истории России. Именно в этот период они способствовали распространению и внедрению инновационных идей, достижений, новаций в повседневную жизнь. Материальные свидетельства ярмарок воплощены в печати, рекламе, товарах, сохранившихся в наши дни в архивах, музейных собраниях.
Объектом исследования являются ярмарки: от балагана до культурного центра.
Предметом исследования является особенность становления и развития ярмарок.
Цель курсовой работы – рассмотреть историю ярмарок в России.
Задачи:
- определить зарождение ярмарок.
- исследовать крупнейшие ярмарки России.
- охарактеризовать ярмарки в Советском Союзе.
- проанализировать организацию и проведение ярмарок в Российской Федерации.
Методы исследования - анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. История возникновения ярмарок в России
1.1 Зарождение ярмарок
Историки называют все виды торговли, ярмарки самой древней формой общения продавцов и покупателей. Это было место, где можно и «на людей посмотреть и себя показать». Вместе с тем возникает вопрос, что было вначале - потребность в общении или в обмене (продаже) предметами, вещами, товарами. Ответ заключается в том, что для человека стремление к общению и взаимообмену словесно мыслительного и материального характера является природным качеством. Именно форма обмена, родившаяся в недрах далеких эпох, стала основой взаимовыгодных отношений людей своих и чужих[3, c.183].
Ярмарочное дело в России имеет свою историю. Если заглянуть вглубь далеких тысячелетий, можно убедиться, что в жизни человека любого вероисповедания, убеждения, сословия, так называемые сборища-базары-ярмарки, или купеческие торги, которые появились практически вместе с самим человеком, сыграли главенствующую роль не только в выживании человека, но и в развитии экономических и политических отношений внутри государства и между государствами.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Агапова И.А. Тематические праздники по истории России / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. - М. Творческий центр Сфера, 2014. - 144 с.
2. Аликиева, А. М. Правовое регулирование отношений в сфере выставочно-ярмарочной деятельности / А. М. Аликиева // Сибирское юридическое обозрение. - 2020. ‒ Том 17. ‒ № 2. ‒ С. 250–258.
3. Аникин, С. А. Ярмарки в России в конце XIX в. / С. А. Аникин. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - № 7 (42). - С. 212-214.
4. Аселедченко, О. М. Развитие выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельностей в условиях конкурентной борьбы и увеличении потребностей / О. М. Аселедченко. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2017. - № 2 (136). - С. 358-361.
5. Богородицкая Н.А. География торговых связей, состав торгующих и число участников Нижегородской ярмарки / Н.А. Богородицкая. - Новгород: НГУ, 2017. - С 33.
6. Бондарчук Е. Из практики проведения выставок / Е. Бондарчук // Маркетинг и реклама. - 2016. - № 9. - C. 24–25
7. Владимирова А. История длиною в пять веков // Российской газеты. - 2016. - №22. - С.12.
8. Грищенко И. М. Рыночные аспекты выставочной деятельности в России на современном этапе / И. М. Грищенко // Актуальные проблемы экономики. - 2016. - № 1. - C. 13- 19
9. Гуменная Е. Методические подходы к анализу выставочной деятельности / Е. Гуменная // Экономика АПК. - 2018. - № 7. - С. 44–50.
10. Жеребцова И.И. Ярмарка как микромир Российской действительности / И.И. Жеребцова // Тезисы докладов: В 2 т. / XV Коми республиканская молодежная конференция. - Т.1.- Сыктывкар: Изд-во Коми научного центра УрО РАН, 2014. - С. 262-263.
11. Ижикова Н.В. Ярмарка в социально-экономическом и культурологическом аспектах: автореф. дис. ... канд. культурологии. М., 2008. -122 с.
12. Казарезов В.В. Крестьянский вопрос в России (конец XIX первая четверть XX в.) / В.В. Казарезов. - М.: Колос, 2015. Т.1. - 472 с.
13. Лейман И.И. Ярмарочная торговля в России XIX - начала ХХ века глазами современников / И.И.Лейман // Известия Общества изучения Коми края: Научно-популярный краеведческий журнал. - № 1 (7). - Сыктывкар: Изд-во: ГОУ ДПО КРИРОиПК, 2016.- С. 15-24.
14. Плотникова, Л. В. Организация и проведение ярмарок и выставок в Российской Федерации / Л. В. Плотникова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2021. - № 22 (364). - С. 377-379.
15. Цыганкова Т. Выставки и ярмарки как инструменты маркетинга: Международная практика и русские реалии / Т. Цыганкова // Маркетинг в России. - 2019. - № 2. - C. 38–41.
16. Чаплыгина, Е. С. Выставки-ярмарки в современном мире / Е. С. Чаплыгина. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2020. - № 13 (303). - С. 134-137.