Фрагмент для ознакомления
2
Цель производственной практики – приобретение опыта выполнения задач научно- исследовательского характера в соответствии с профилем подготовки «Логопедия» и особенностями развития специального образования, приобретение практических исследовательских навыков в будущей профессиональной деятельности.
Период прохождения производственной практики №3 с 11.04.2022 по 24.05.2022 г.
Наименование профильной организации - Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №189» города Кирова.
Должность руководителя практики от профильной организации -
Общая характеристика базы практики:
- Официальный сайт ДОУ: https://dou189.kirovedu.ru/
- Основным видом деятельности МКДОУ является реализация «Адаптированной образовательной программы МКДОУ 189» дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной или более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
Адаптированная образовательная программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
МКДОУ функционируют 6 групп компенсирующей направленности.
В МКДОУ работают 23 педагога, из них 12 воспитателей, 4 учителя-логопеда, 3 учителя-дефектолога, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, старший воспитатель, педагог-психолог. 18 педагогов имеют высшее профессиональное образование. На высшую квалификационную категорию аттестованы 11 педагогов, на первую – 8 педагогов. 4 педагога МКДОУ награждены грамотами Министерства образования и знаком «Почётный работник общего образования РФ».
В МКДОУ созданы необходимые условия для развития детей в соответствии с требованиями адаптированной образовательной программы.
В каждой группе оборудован кабинет учителя-логопеда (дефектолога) для индивидуальной работы с детьми.
Для проведения коррекционной и диагностической работы имеется кабинет педагога-психолога.
Методами исследования в рамках практики выступили теоретические – сбор и анализ литературы по проблеме исследования; эмпирические – проведение диагностической и проектной работы.
Основная часть
1 Постановка проблемы исследования Обоснование актуальности темы по профилактике нарушения письменной речи у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Одной из важнейших проблем логопедии является профилактика нарушений письма у дошкольников с ФФНР. Письмо, являясь основным способом фиксации учебной информации, имеет огромное значение в ходе освоения знаний, однако в начальной школе оно является целью обучения, в результате которого ребенок должен усвоить навык правильного и осознанного письма.
Необходимо отметить, что если достаточная коррекция нарушения не будет реализована в дошкольном возрасте, детям с фонетико-фонематическим недоразвитием речи неизбежно грозят значительные расстройства чтения и письма. У данных детей чтение бывает медленным, побуквенным, угадывающим, что не способно обеспечить осознание прочитанного текста. Письмо детей даже с незначительно выраженным фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) различается огромным числом ошибок [5, c. 41]. Кроме того, в специальной литературе имеется только небольшое количество работ, в которых описывается данная проблема.
Итак, в логопедической науке явно обозначилось противоречие: с одной стороны, современные условия требуют профилактики нарушений письма у дошкольников с ФФНР, а с другой, отмечается недостаточная теоретическая и практическая разработанность в исследовании этого аспекта.
Это противоречие обусловило актуальность данного исследования.
2 Проектирование коррекционно-педагогического процесса с детьми дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием
Цель: обоснование логопедической работы по преодолению нарушения письменной речи у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Объект – особенности нарушения письменной речи у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Предмет – логопедическая работа по преодолению нарушения письменной речи у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, имеет место нарушение предпосылок самостоятельной письменной речи, которое необходимо устранять при целенаправленном применении специальных методов и приемов, направленных на профилактику трудностей в процессе обучения письму.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему формирования нарушений письменной речи у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
2. Изучить состояние нарушения письменной речи у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
3. Разработать программу по преодолению нарушений письменной речи у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Теоретико-методологической основой исследования являются: исследования в области специальной педагогики и психологии письменной речи (Б.Г. Ананьев, Т.В. Ахутина, Т.Г. Егоров, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, Т.А. Алтухова, Е.Н. Российская, Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, М.Н. Русецкая, Л.Ф. Спирова, И.Н. Садовникова и др.)
Методы исследования: теоретический (теоретический анализ и систематизация специальной литературы по проблеме исследования), практический (констатирующий, формирующий эксперименты), аналитический (количественный и качественный анализ полученных данных).
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях нарушений предпосылок письма у дошкольников с ФФНР, об особенностях работы по профилактике нарушений письма у дошкольников с ФФНР.
Практическая значимость исследования заключается разработке содержания и в определении основных путей работы, способствующей коррекции нарушений, что, в конечном счете, позволит успешно решить проблему профилактики нарушений письма у дошкольников с ФФНР. Разработанный методический материал может быть полезен логопедам и дефектологам дошкольных учреждений.
3 Организация и обоснование экспериментального исследования письменной речи у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Проведение констатирующего этапа экспериментального исследования
Цель обследования: выявление особенностей нарушения речи у дошкольников с ФФНР.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- разработать диагностический материал для исследования особенностей нарушения речи у дошкольников с ФФНР.
- провести обследование детей с целью выявления особенностей нарушения речи у дошкольников с ФФНР;
- провести количественный и качественный анализы состояния нарушения речи у дошкольников с ФФНР.
Экспериментальная работа включала в себя несколько этапов.
Первый этап – теоретический. На данном этапе осуществлялся анализ литературы по проблеме нарушения письменной речи у дошкольников с ФФНР. На этом этапе были определены методические основания исследования нарушения письменной речи у дошкольников с ФФНР и методы преодоления и подготовки дошкольников с ФФНР к обучению письму.
Второй этап – организации констатирующего исследования по исследованию нарушений письменной речи у дошкольников с ФФНР.
Третий этап – формирующий эксперимент. С этой целью была разработана программа по преодолению нарушений письменной речи у дошкольников с ФФНР.
В эксперименте приняли участие 10 дошкольников 6-7 лет с ФФНР, посещающие сад .
Для исследования были взяты диагностические методики, позволяющие провести:
1. Исследование неречевых функций: исследование мелкой моторики, графомоторных навыков.
2. Исследование речевых функций: исследования звукопроизношения, фонематического анализа, фонематического синтеза, фонематического восприятия.
Обследование включало три блока:
- Блок 1. Изучение мелкой моторики [21] (Приложение 1).
Уровень сформированности мелкой моторики:
В (высокий уровень) – 3,4-4 балла. У детей сформирован мелкой моторики. У детей достаточно хорошо развита отчетливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.
С (средний уровень) – 2,6-3,3 балла. У детей невыраженная недостаточность мелкой моторики. У ребенка отмечается ограничение объема движений, трудности изменения заданного положения пальцев рук, снижение тонуса мускулатуры, недостаточная их точность.
НС (уровень ниже среднего) – 1,8-2,5 балла. У детей выраженная недостаточность мелкой моторики. У детей отсутствует последовательность движений, наблюдается замедленный или убыстренный темп движений, я скованные движения, содружество пальцев, неловкость, нарушена координация, целенаправленность, точность движений рук.
Н (низкий уровень) – 1-1,7 баллов. У детей не сформирован мелкой моторики. Дети не понимают задания и не способны их выполнить.
- Блок 2. Исследование графомоторных навыков [21] (Приложение 1).
Уровень сформированности графомоторных навыков:
В (высокий уровень) – 3,4-4 балла. У детей сформированы графомоторные навыки. У детей сформированы общие и базовые графические умения и навыки. Эти дети приняли и поняли условия всех предложенных заданий, выполнили их без ошибок до конца, интересовались оценкой экспериментатора.
С (средний уровень) – 2,6-3,3 балла. У детей невыраженная недостаточность графомоторных навыков. Дети ориентировались на листе бумаги, у них отмечался правильный захват карандаша и действия с ним, но нажим карандашом на бумагу был слабым, поэтому изображения оставались нечеткими. Эти дети все задания приняли и поняли их условия, но при выполнении заданий по образцу допускали ряд ошибок.
НС (уровень ниже среднего) – 1,8-2,5 балла. У детей выраженная недостаточность графомоторных навыков. Дети не смогли удерживать правильную позу при выполнении предложенных заданий. У них отмечался низкий уровень сформированности ориентировки на альбомном и тетрадном листах бумаги, неправильный захват и действия с карандашом. Дети принимали задания, но не всегда понимали их условия. Они допускали много ошибок при выполнении заданий, не ориентировались на образец; не закончив одно задание, стремились начать выполнять новое.
Н (низкий уровень) – 1-1,7 баллов. У детей не сформированы графомоторные навыки. Дети не соблюдали правильную позу при выполнении графических задания. Они принимали ряд заданий, но не понимали их условия. Эти дети не ориентировались на альбомном и тетрадном листах бумаги, не работали по образцу. Они неверно держали в руке карандаш, действовали руками хаотично, несогласовано.
- Блок 3. Исследование речевых функций.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акименко, В. М. Новые логопедические технологии : учебно-методическое пособие / В. М. Акименко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. – 105 c. - Текст : непосредственный.
2. Ананьев, Б. Г. Анализ трудностей в овладении детьми чтением и письмом / Б. Г. Ананьев. – Текст : электронный // Учебно-воспитательная работа в первом классе школы и развитие детей. Известия АПН РСФСР, 1955. Вып. 70. - С. 104–148.
URL: https://psyjournals.ru/mip/2008/n4/43413.shtml (Дата обращения 15.05.2022).
3. Аристова, Т. А. Психофизиологические причины трудностей в обучении чтению и письму и их преодоление / Т. А. Аристова // Вопросы психологии. – 2010. – № 5. – С.34-39. - Текст : непосредственный.
4. Бачина, О. В. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет: практическое пособие для педагогов и родителей / О. В. Бачина, Н. Ф. Коробова – Москва : АРКТИ, 2009. – 88 с. - Текст : непосредственный.
5. Безрукова, О. А. Речевое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья : учебное пособие / О. А. Безрукова, О. Н. Каленкова, О. Г. Приходько. - Москва : Русская речь, 2016. - 110 с. - Текст : непосредственный
6. Бородич, А. М. Методика развития речи детей : учебное пособие для студентов пед институтов./ А. М. Бородич. – Москва : Просвещение, 2011. – 255 с. - Текст : непосредственный.
7. Борозинец, Н. М. Логопедические технологии: учебное пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Северо-Кавказский федеральный университет. - Ставрополь : Изд-во СКФУ, 2014. - 255 с. - Текст : непосредственный.
8. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С.Выготский // Вопросы психологии. – 2011. - №6. – С.44-47.
9. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс ; Москва : Творческий центр Сфера, 2007. – 470 с. - Текст : непосредственный.
10. Глухов, В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов. - Москва : В. Секачев, 2012. - 182 с. - Текст : непосредственный.
11. Горецкий, В. Г. Методическое пособие по обучению грамоте и письму / В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Н. А. Федосова. –– Москва : Просвещение, 2004. – 105 с. - Текст : непосредственный.
12. Горчакова, А. М. Формирование фонематических процессов / А. М. Горчакова // Логопедия. - 2013. - №1. - С. 28-30. - Текст : непосредственный.
13. Гуровец, Г. В. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих моторной алалией : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. (13.00.03) / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. - Москва : [б. и.], 1974. – 25 с. - Текст : непосредственный.
14. Гуровец, Г. В. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии / Г. В. Гуровец, С. И. Маевская // Вопросы логопедии. М., 1982. - С. 75. - Текст : непосредственный.
15. Елецкая, О. В. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская ; Под редакцией О. В. Защиринской. - Санкт-Петербург : Речь, 2006. - 176 с. - ISBN 5-9268-0320-9. - Текст : непосредственный.
16. Нищева, Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) / Н. В. Нищева. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2007. - 345 с. - Текст : непосредственный.
17. Основы теории и практики логопедии / [Р. Е. Левина и др.] ; под ред. Р. Е. Левиной. - Репр. изд. - Москва : Альянс, 2013. – 366 с. - - Текст : непосредственный.
18. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др. ; Под ред. Т. В. Волосовец. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с. - Текст : непосредственный.
19. Правдина, О. В. Логопедия. : учебное пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. / О. В. Правдина. - Москва : Просвещение, 1973. - 272 с. - Текст : непосредственный.
20. Правдина-Винарская, Е. Н. Современное состояние проблемы дизартрии / Е. Н. Правдина-Винарская. - Москва : Просвещение, 1973. – 283 с. - Текст : непосредственный.
21. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста : методическое пособие / [Е. А. Стребелева и др.] ; под ред. Е. А. Стребелевой. - 4-е изд. - Москва : Просвещение, 2009. – 163 с. - Текст : непосредственный.
22. Спирова, Л. Ф. Обследование лексического запаса и грамматического строя речи / Л. Ф. Спирова, А. В. Ястребова // Методы обследования Нарушения речи у детей/ Под редакцией Власовой Т.А. и др. – Москва, 2012. – 168 с. - Текст : непосредственный.
23. Филичева, Т. Б. Основы логопедии : [По спец. «Педагогика и психология (дошкольная)»] / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - Москва : Просвещение, 1989. – 221 с. - Текст : непосредственный.