Фрагмент для ознакомления
2
В список районов с большой совокупной мощностью котельных и низким использованием мощности входят Венгеровский, Каргат- ский, Куйбышевский, Кыштовский, Северный, Тогучинский, Усть- Таркский, Чановский, Черепановский, Чулымский районы.
Сельских районов с низким использованием мощностей больше при невысокой совокупной мощности котельных. Интерес для общего улучшения, тем не менее, представляют три района, в которых не только низкое использование мощности, но и высока совокупная мощность котельных: Коченевский, Купинский и Черепановский районы.
Одним из важных направлений развития ЖКХ Новосибирской области является снижение числа потребителей, подключенных к уже существующим источникам тепла (котельным). В особенности это относится к Новосибирскому и Искитимскому районам. Необходимо выявлять факты отключения от тепловых сетей по инициативе самих потребителей тепла вследствие высоких тарифов на тепловую энергию.
Обеспечение устойчивого развития должно быть связано с адекватностью показателей, какие используются для того, чтобы такое устойчивое развитие отслеживать и обеспечивать. В настоящее время тарифы на тепло и воду трактуются по аналогии с продажей товаров, которые предполагают, что основой соответствующего рыночного механизма является разовая сделка. Купил одну гигакалорию, продал одну гигакалорию. Вокруг этого построены тарифы. По этой причине тарифное регулирование, ориентированное на цену одной гигакалории обладает большим количеством недостатков. Для сетевых структур, к которым относится и тепло и водоснабжение разработаны и применяются другие рыночные механизмы, которые принципиальным образом отличаются от механизмов, применяемых при разовых сделках.
Это учитывается многими нормативными документами федерального уровня. Так, в Методических рекомендациях по регулированию отношений между энергоснабжающей организацией и потребителями, утвержденных Минэнерго и Федеральной энергетической комиссией (ФЭК) в 2002 году подробно описываются права и обязанности поставщика энергии и абонента. Иными словами, взаимоотношения поставщика энергии и абонента не исчерпываются величиной тарифа, существует множество других взаимных обязанностей и прав.
Итак, корректировка тарифов не исчерпывает рыночных отношений в сфере теплоснабжения и водоснабжения. При подключении промышленных потребителей к электрическим сетям используется двойной тариф - кроме платы за киловатт-часы потребитель платит за подведенную мощность. Это - частный случай так называемых «продленных» отношений.
В условиях относительно мягкой зимы доля платы за мощность возрастает и компенсирует потери поставщика тепловой энергии. Возможны и другие варианты комбинированных тарифов.
Статья 9 Закона «О теплоснабжении» дает такое определение:
«Методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения являются:
метод экономически обоснованных расходов (затрат);
метод индексации установленных тарифов;
метод обеспечения доходности инвестированного капитала;
метод сравнения аналогов».
При этом ни в Законе, ни в комментариях к нему не оговаривается, каким методом в какой ситуации следует пользоваться. Что из этого следует?
В соответствии с последними результатами исследований и зарубежным опытом основная плата с потребителей должна взиматься не за гигакалорию как товар. Это противоречит принятой практике, но соответствует тем рыночным механизмам, какие доказали свою эффективность.
1. Одним из вариантов таких новых рыночных механизмов является RAB-регулирование, внедряемое в настоящее время в российской электроэнергетике. R.A.B. (RegulatoryAssetBase - регулируемая база задействованного капитала) - система тарифного регулирования, которая стимулирует инвестиции в сектор, позволяя инвесторам вернуть вложения с определенной доходностью. До настоящего времени при регулировании тарифов в электроэнергетике применялся метод экономически обоснованных затрат, который не стимулирует компании снижать издержки и инвестировать средства в развитие.
Впервые методика тарифообразования на основе регулируемой базы инвестированного капитала (RAB) была применена в Великобритании в конце 1980-х гг. в процессе приватизации электросетевого комплекса и либерализации рынка электроэнергии. В середине 1990-х годов на RAB перешли многие страны Западной Европы, Канада, США, Австралия, правда, в каждой стране со своими особенностями. Европейский союз в 2002 году обязал страны Восточной Европы применять RAB-регулирование при установлении тарифов для монополий, и RAB пришел в Чехию, Словакию, Венгрию, Польшу, Румынию, Болгарию и ряд других государств. RAB- регулирование оказалось очень эффективным: энергокомпании в несколько раз снизили свои издержки, что повлекло серьезное снижение тарифа при увеличении инвестиций в отрасль. Мировая практика показала, что регулирование тарифов на основе метода RAB имеет ряд преимуществ для компаний, поставляющих услуги, и потребителей перед действующей сейчас системой «затраты плюс». Поэтому система RAB в мире считается образцом тарифного регулирования в первую очередь для распределительных электрических сетей, систем теплоснабжения, водоснабжения и связи.
Методика RAB, соответствующая передовому международному опыту в регулировании естественных монополий - это тарифная мотивация к снижению операционных расходов компаний и прозрачный контроль. Переход к системе RAB-метода обеспечит необходимое финансирование мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения, в том числе их обновлению и модернизации, а также будет способствовать стабильности отношений между теплоснабжающими организациями и потребителями за счет установления долгосрочных тарифов.
В процессе подготовки к внедрению в России нового метода регулирования тарифов RAB в ФСТ были утверждены Методические указания по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, определены нормы доходности на инвестированный капитал. Правительство внесло поправки в законодательную базу «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ». Это обеспечило возможность широкого применения в России новой методики формирования тарифа. Утвержденные методические указания позволят устанавливать тарифы методом доходности инвестированного капитала для организаций, осуществляющих производство и транспорт тепловой энергии.
Поскольку Правительством РФ предусмотрен переход организаций сферы теплоснабжения на метод доходности инвестированного капитала, важно учесть все нюансы и особенности новой методики, что важно ввиду большой социальной значимости услуг для населения, а также более сложной структуры затрат организаций сферы теплоснабжения. Для Новосибирской области перед внедрением методики RAB требуется провести энергоаудит всех инженерных систем ЖКХ. До этого сомнительно не только проведение кампаний по продаже систем инженерной инфраструктуры, но и предваряющие их расчеты окупаемости инвестиций.
2.2.Взаимосвязь угроз в сфере ЖКХ с иными угрозами безопасности в Новосибирской области
В таблице 2 приведен комплекс нескольких показателей с соответствующими пороговыми значениями, характеризующих ситуацию в Новосибирской области в динамике с 2011 по 2014 г.
Таблица 2. Показатели экономической безопасности Новосибирской области (по данным Росстата)
Показатель Пороговое
значение 2011 2012 2013 2014
ВРП на душу населения от российского Не менее 100% 70,4 77,4 80,2 -
Доля в промышленном производстве обрабатывающих производств Не менее 70% 75,5 77,5 78,9 79,3
Степень износа основных фондов Не более 60% 41,3 42,8 41,3 42,7
Доля инвестиций в ВРП Не менее 25% 23,4 22,3 22,4 -
Доля расходов на НИОКР в ВРП Не менее 2% 2,4 2,2 2,0 -
Доля в импорте продуктов питания Не более 30% 7,1 7,8 8,1 9,8
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума Не более 7% 16,5 14,1 14,4 15,2
Уровень безработицы Не более 8% 6,8 5,6 5,9 5,1
Условный коэффициент депопуляции Не более 1 1,04 0,98 0,95 0,95
Уровень преступности (количество преступлений на 100 тыс. населения) Не более 5 тыс. 2 112 1 902 1 814 1 699
Судя по расчетам, три показателя из десяти находятся за пределами пороговых значений. Рассмотрим каждый из этих показателей.
ВРП на душу населения от российского ниже порогового значения, но также нельзя не отметить и положительную динамику: в области произошел рост объемов ВРП с 598 563,5 млн р. в 2011 г. до 821 415,4 млн р. в 2013, т.е. темп роста за два года составил 137,2%. Рост физического объема ВРП Новосибирской области был обусловлен увеличением объема промышленного производства, ростом оборота оптовой и розничной торговли. Положительная тенденция наблюдается и в численности населения Новосибирской области, но темпы роста, к сожалению, не такие впечатляющие: за 2 года численность возросла на 1,6%.
Доля в промышленном производстве обрабатывающих производств не только стабильно находится в зоне пороговых значений, но и демонстрирует постоянный рост: за 2011-2014 гг. объем отгруженных товаров по виду деятельности «Обрабатывающие производства» вырос на 31,7%. Правительством области проводится активная промышленная политика. В области принят ряд нормативно-правовых актов по вопросам оказания государственной поддержки товаропроизводителям. Это позволило ввести в строй новые заводы. Было создано более 600 новых производств, расширен ассортимент на предприятиях пищевой, медицинской, лесной промышленности, промышленности строительных материалов; проведены работы по технологическому обновлению, освоению конкурентоспособной
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398. (с учетом поправок от 30.12.2008 г., 05.02.2014 г. и 21.07.2014 г.).
2. Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 2.
3. Федеральный закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 26. (часть I). Ст. 3378.
4. Письмо Президента РФ от 30.03.2002 г. № Пр- 576 «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» // Справочная правовая система «Гарант».
5. Послание Президента РФ Федеральному Собранию // Российская газета от 04.12.2015 г. № 275 (6846). С. 3.
6. Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 04.01.2016. № 1 (часть II). Ст. 212.
7. Абалкин Л. И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. - 1994. - № 12. - С. 5-9.
8. Аксенов И.А. Конституционно-правовые аспекты экономической безопасности Российской Федерации и роль органов внутренних дел в ее обеспечении. Автореф. ... канд. юр. наук. М., 2000. С. 6.
9. Андреев В.Д. Особенности риск-ориентированного подхода к проблеме управления налоговыми рисками в туризме // Sochi Journal of Economy. 2014. № 3 (31). С. 68-73.
10. Архипов А. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения / А. Архипов, А. Городецкий, Б. Михайлов // Вопросы экономики. 1994. - №12. - С. 36.
11. Безденежных В.М. Регулирование рисков вступления России в ВТО // Экономика. Налоги. Право. 2013. № 4. С. 38-43.
12. Богданов И. Я. Экономическая безопасность России: теория и практика. - М. : 2001. - С. 21.
13. Дейнега В.Н. Построение эффективной системы внутреннего контроля корпорации на основе риск-ориентированного подхода // Terra Economicus. 2012. Т. 10. № 1-3. С. 62-64.
14. Есаян А. К. Криминологические основы обеспечения евразийской экономической безопасности : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011. 431 с.
15. Игнатьев В. С. Гармонизация промышленной и торговой политики с учетом экономической безопасности (на примере проявления неравенства доходов): автореф. дис. ... канд. экон. наук. Москва, 2005.
16. Карданов В. З. Правовое обеспечение экономической безопасности Российской Федерации : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2004. 207 с.
17. Кардашова И. Б. МВД России в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. М., 2006. 494 с.
18. Колесниченко Е. А., Спицына Е. В. Факторы экономической безопасности: региональный уровень анализа // Лесотехнический журнал. 2015. Т. 5. № 3(19). С. 273-282.
19. Кондаков И. А. Угрозы экономической безопасности региона и пути их преодоления / И. А. Кондаков, Т. В. Ускова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2011. - №2. - С.37-50.
20. Криворотов В.В. Экономическая безопасность государства и регионов. М.: Юнити, 2011. С. 22.
21. Лайкам К. Государственные меры по регулированию дифференциации доходов населения и снижения бедности // Общество и экономика. 2003. №12. С. 30 - 49.
22. Максимов С. Н. Административно-правовое обеспечение экономической безопасности в Российской Федерации: концептуальные и методологические аспекты : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2014. 313 с.
23. Малумов Г. Ю. Конституционно-правовой статус системы экономической безопасности Российской Федерации и ее субъектов : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. 209 с.
24. Малумов Г.Ю. Конституционно-правовой статус системы экономической безопасности Российской Федерации и ее субъектов: автореф. дис. ... канд. юр. н. М., 2009. С. 15.
25. Мельников Р.М. Проблемы и перспективы внедрения риск-ориентированных подходов к формированию Российского фонда страхования вкладов // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 44 (230). С. 2-11.
26. Моисеев П. С. Специфика экономической безопасности регионов России / П. С. Моисеев // Социально-экономические явления и процессы. - 2012. - № 12 (046). - С. 218-222.
27. Мошонкин А. В. Анализ и планирование налоговой политики субъектов Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Ростов-на-Дону, 2013.
28. Османов Ж. Д., Моисеев П. С. Специфика обеспечения экономической безопасности в условиях усиления санкций // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2015. Т. 10. № 10. С. 111-115.
29. Петров И. В. Некоторые аспекты классификации индикаторов экономической безопасности региона / И. В. Петров, Т. М. Оганян // Пространство экономики. - 2012. - № 1-3. - С. 201-204.
30. Плаксин С.М., Чаплинский А.В. Текущая практика применения риск-ориентированного подхода в России. URL: http://gos.hse.ru/downloads/2015/Riskapproach2015.pdf
31. Социально-экономические риски: диагностика причин и прогнозные сценарии нейтрализации / В. А. Черешнева, А. И. Татаркина. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, - 2010.
32. Сюсюкин А. В. Административно-правовое регулирование в сфере обеспечения экономической безопасности : дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2004. 191 с.
33. Хаджалова Х.М. Социально-экономическая безопасность и угрозы социальной стабильности в регионе // Экономические науки. 2009. №9 (58). С. 38 - 41.
34. Хочуев В. А. Формирование и функционирование системы налогообложения в условиях перехода к социальной рыночной экономике: автореф. дис. ... канд. экон. наук: Краснодар, 1999.
35. Чимитова А. Б. Вопросы устойчивого и безопасного развития экономики региона: Учебное пособие / А. Б. Чимитова, Е. А. Микульчинова. - Улан-Удэ : Изд-во ВСГТУ, 2007. -255 с.
36. Щедрин Н. В. Введение в правовую теорию мер безопасности: монография. Красноярск, 1999. 180 с.
37. Экономическая безопасность России: общий курс : учебник / Под ред. В. К. Сенчагова. - 2-е изд. - М. : Дело, 2005. - С. 82.