Фрагмент для ознакомления
2
Музыка в школе – одно из средств воспитания и образования учащихся, с помощью которого воспитывается ценностное отношение к прекрасному, формируются представления об эстетических идеалах и ценностях. Слово «музыка» греческого происхождения, означает буквально «искусство муз». В искусствоведческой литературе под музыкой понимается вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов.
Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, особенно на ребенка, на его чувства и душевное состояние говорили во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того, насколько близка ему та или иная музыка.
Младший школьный возраст – это особенный возраст. Ребенок в этом возрасте оптимистичен, любознателен. Еще весьма подвижен, эмоционален, любит играть и фантазировать. Ему присуща быстрая смена настроения. Вместе с тем, это натура увлекающаяся, личность вполне самостоятельная, имеющая свои взгляды и суждения и не всегда принимающая чужое мнение без доказательств. Мастерство педагога проявляется в том, насколько он способен увлечь своих воспитанников искусством. Научить их чувствовать и сопереживать, быть с ними в психологическом контакте.
Слушать музыку – значит не только эмоционально откликаться на нее, но и понимать и переживать музыку, ее содержание, хранить ее образы в своей памяти, внутренне представлять ее звучание. Поэтому восприятие музыки – это способность слышать и эмоционально переживать содержание музыкальных образов как художественное единство, художественно-образное отражение действительности, а не механическую сумму разных звуков.
Просто слушание музыки мало что дает, пониманию музыки надо учить. Начинать становление процесса музыкального восприятия у младших школьников следует с чувственного аспекта, с пробуждения эмоций, формирования эмоциональной отзывчивости как части музыкально-эстетической культуры. Необходимыми условиями полноценного музыкального восприятия являются: систематическое педагогическое руководство, эмоциональная открытость педагогов и детей (выражение радости, удивления, восхищения музыкой), интересная форма подачи музыкальных знаний; небольшие объемы музыкальных произведений.
Актуальность
Сегодня в нашем современном обществе существует проблема недостаточного использования музыкального воспитания при развитии нравственной, эстетической сферы, личности ребенка. Музыка, как и любое искусство, выражает мировоззрение композитора и может быть сильным орудием, как добра, так и зла. Будучи одной из самых вдохновенных форм искусства, она своим ритмом, мелодией, гармонией, динамикой, разнообразием звукосочетанием способна передать бесконечную гамму чувств и настроений. Сила музыки заключает в том, что, минуя разум, она прямо проникает в душу в подсознание и создает настроение человека. Следовательно, её содержание, может вызвать в его душе самое благородные или, напротив, самые темные желания.
Считаем, что в сегодняшней реальности музыка как фактор воспитания используется современным обществом как антивоспитание. На сегодняшний день интенсивно развивается развлекательная индустрия, в которой музыка преподносится как фон, реклама или развлечение для широких масс не только взрослых, но и для подрастающего поколения. Поэтому существует определенная пассивная позиция у родителей и педагогов и недооценка музыки, как искусства, которое действует при становлении личности детей. Этому способствует крайне малое количество учебных часов, отведенное предмету «Музыка» в учебной программе (1ч. в неделю) и, к сожалению, ставшее уже привычным отношение к этому предмету как к второстепенному. В результате теряется громадный потенциал музыки в нравственном подъеме детей, в желании постичь истинную художественность и ценность искусства. Все вышесказанное определило актуальность выбранной нами темы исследования: «Слушание музыки в начальных классах. Влияние музыки на детей в школьном возрасте».
В ходе исследования были выявлены противоречия:
-между необходимостью развития детей в младшем школьном возрасте посредством слушания музыки и нехваткой учебных часов
-между необходимостью развития детей в младшем школьном возрасте посредством слушания музыки и незнании молодых педагогов об особенностях и степени влияния музыки на детей в школьном возрасте.
Из противоречий вытекает проблема исследования: возможно ли развивать детей в младшем школьном возрасте посредством слушания музыки и значимо ли влияние музыки на детей в школьном возрасте?
Цель исследования - теоретическое обоснование и практическое подтверждение значимости слушания музыки в развитии младших школьников
Объект —процесс музыкального развития младших школьников.
Предмет — роль слушания музыки в развитии младших школьников
Гипотеза: мы предполагаем, что изучение значимости слушания музыки в развитии младших школьников пройдёт успешно, если
-будет изучен, систематизирован и обобщен теоретический материал по данной теме;
- выбран диагностический инструментарий для изучения значимости слушания музыки в развитии младших школьников;
- проведена опытно-экспериментальная работа и выполнен анализ ее результатов.
В соответствии с целью и условиями гипотезы мы сформулировали следующие задачи исследования:
1) изучить, систематизировать и обобщить теоретический материал по теме;
2) рассмотреть слушание музыки как главный фактор когнитивного развития младших школьников;
3) рассмотреть слушание музыки как главный фактор эмоционального развития и духовно-нравственного воспитания младших школьников;
4)проанализировать формирование навыков слушания музыки у учащихся начальных классов в аспекте психолого-педагогических особенностей возраста;
5) провести опытно-экспериментальную работу по изучению роли слушания музыки в развитии младших школьников и выполнить анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Теоретико-методологическая основа исследования:
-теоретические исследования в области музыкального образования и воспитания учащихся (Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Н.А. Ветлугина, М.С. Осеннева и др.);
- психолого-педагогические исследования по проблеме духовно-нравственного развития личности младшего школьника (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, И.Я. Лернер, А.Н. Леонтьев и др.).
Для решения поставленных задач были определены следующие методы исследования:
Теоретические: теоретический анализ и синтез психолого-педагогической литературы, конкретизация, сравнение и обобщение
Эмпирические: анкетирование, тестирование, наблюдение, проведение опытно-экспериментальной работы.
Теоретическая значимость: уточнена степень значимости слушания музыки в развитии младших школьников. Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы в практической деятельности учителями музыки и учителями начальных классов.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1.Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М.: ВЛАДОС, 2000.
2. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада - к начальной школе). - Воронеж, 1998.
3. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. «Музыка и пение». - М.: Просвещение.
4. Базиков А.С. Музыкальное образование в современной России. - Тамбов, 2002.
5.Бегун А. «Музыкотерапия» - http://www.begun.ru.
6.Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пос. для студ. муз. фак. педвузов. - М.: Академия, 2002.
7.Белоусов В.В. «Лечение музыкой – музыкотерапия» http://zvann.narod.ru/aIS.html#id_03
8.Блум Ф., Лезерсон А., Иофстедтер Л. «Мозг, разум и поведение» — М.: Мир, 2006г.
9.Ветлугина Н.А. Структура музыкальности и пути ее исследования // Н.А. Ветлугина. Музыкальное развитие ребенка. - М., 1986.
10. Выготский, Л. С. Лекции по психологии [Текст] / Л.С. Выготский / Психология развития человека. – М. : Изд-во Смысл, 2005. – 1136 с.
11.Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский // Психология развития человека. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2004. – 1006 с.
12.Выготский, Л. С. Проблема возраста [Текст] / Л. С. Выготский / Собр. соч., т. 4. – С. 264.
13.Выготский, Л. С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. М.: Лабиринт, 1998. – 416 с.
14.Кирнарская, Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности / Д. К. Кирнарская. - М.: Таланты XXI век, 2004. - 496 с.
15.Леви М. «Музыкальные инструменты и специфика их влияния на органы и системы человека» https://www.liveinternet.ru/users/fancy_men/profile/
16.Лихолет Н. «Лечебные свойства музыки» http://zdd.1september.ru/2005/02/14.htm
17.Марахасин В.С,.Цехановский В.М «Эксперименты по восприятию музыки в аспекте физиологии»// «Творческий процесс и художественное восприятие», изд. «Наука», 1987 г.
18. Осеннева М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов / М.С. Осеннева, Л.А. Безбородова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368 с.
19. Петрушин В.И «Психология музыкального восприятия».//«Музыкальная психология и психотерапия» 2007 №2.
20. Протоиерей Николай Германский. И каяться, и верить, и любить. Духовные стихи и проза. Воронеж. 2012.
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.; СПб.: Питер, 2003. – 705 с. – (Мастера психологии).
22.Собник Л. И. «Модифицированный восьми-цветовой тест Люшера». «Речь». Санкт-Петербург. 2001
23. Судзуки, Ш. Взращенные с любовью: Классический подход к воспитанию талантов / Ш. Судзуки. - М.: Попурри. - 2005. - 192 с.
24.Уолтер Г. «Живой мозг». М., 1966г.