Фрагмент для ознакомления
2
Тема исследования - характер влияния «Я»-концепции личности на профессиональное самоопределение будущих психологов.
В качестве гипотезы исследования выдвигается гипотеза о том, что «Я»-личностная концепция будущего психолога влияет на его профессиональное самоопределение [7, с. 7-15].
Методическим обеспечением исследования являются следующие методики: методике Т. Лири «Профессиональное самоопределение», методика «Полярные профили», методика М. Куна и Т. Макпартленда «Кто Я?», методика будущих профессий ДДО.
2.2Выборка испытуемых
Экспериментальная база: преподаватели, студенты и абитуриенты факультета педагогики и психологии Московского государственного педагогического института (всего приняли участие 240 человек).
Экспериментальная основа - психологическая.
Полученные результаты позволят определить отличительные характеристики структурных компонентов «Я»-концепции и в дальнейшем определить их влияние на профессиональное самоопределение абитуриентов и студентов-психологов.
2.3 Организация и процедура исследования
Целью исследования на первом этапе является определение характеристик самооценки молодых людей, выбирающих карьеру психолога, а также характеристик студентов-психологов третьего и пятого курсов. Используем технологию М. Куна и Т. Макпар-ленда «Кто я?» [17, С. 199].
Анализируя результаты, можно отметить огромное разнообразие характеристик когнитивных компонентов «Я»-концепции. В процессе анализа были выделены: физическое Я, семейное Я, социальное Я, профессиональное Я, психологическое Я, моральное Я и материальное Я в качестве основных личностных сфер. Сравнительный анализ результатов приведен в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Результаты применения методики М. Куна и Т. Макпартленда «Кто Я?», %
Содержательные характеристики «Я» Абитуриенты 3 курс 5 курс
Психологическое «Я» 36 37 41
Социальное «Я» 34 28 20
Профессиональное «Я» 9 9 12
Семейное «Я» 8 8 11
Физическое «Я» 7 12 8
Нравственное «Я» 5 5 6
Материальное «Я» - 1 2
Результаты исследования показывают, что наиболее часто используемыми характеристиками являются характеристики, характеризующие психологическое «Я» субъекта и социальное «Я». Меньшая доля характеристик исходит от профессионального и семейного. Наименее значимыми характеристиками являются характеристики морального и материального.
В самоописании участников материальное «Я» вообще не было отражено. Преимущества психологических самохарактеристик отражают личностные особенности людей, выбирающих профессию психолога. Обычно эти молодые люди способны анализировать свои личные психологические особенности и личностные качества, которые обычно являются причиной выбора карьеры.
При получении профессионального образования количество характеристик психологического «Я» увеличивается, хотя и незначительно. Этому способствует процесс получения профессиональных знаний и совершенствования навыков самоанализа в процессе профессиональной подготовки. В то же время самохарактеристики будущих специалистов стали более осторожными, что также свидетельствует о более вдумчивом, объективном и профессиональном взгляде на себя и свои личностные характеристики [6, с. 100-117].
Методика «Полярный профиль» позволяет более всесторонне изучить отличительные характеристики компонентов самосознания - концепции участвующих психологов, путем оценки данных по выраженности самих 16 черт личности (см. табл. 2.2).
Таблица 2.2 – Результаты изучения Я-концепции абитуриентов-психологов по
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А.Абульханова-Славская. - М.: Наука, 2019. – 415 с.
2. Алексеев, В.А. Самосознание и мотивация деятельности на рубеже подросткового и старшего школьного возраста // Проблемы мотивации общественно полезной деятельности школьников. - 2014. = С. 103-107.
3. Алексина, Т.А.Нравственный смысл жизни в аспекте личностного времени // Научные доклады высшей школы. Философские науки. – 2015. - №3. - С.43-52.
4. Алешина, Ю.Е.Социально-психологические методы исследования / А.Ю. Алешина. – М.: Наука, 2017. – 114 с.
5. Ананьев, Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания / Б.Г. Ананьев. –М.: АПН РСФСР, 2018. – 615 с.
6. Бахур, В.Т. Это неповторимое «Я» / В.Т. Бахур. - М.: Наука, 2012. – 175 с.
7. Битянова, Н.Р. Психология личностного роста / Н.Р.Битянова. - М.: Логос, 2015. – 417 с.
8. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. - 2019. - №4.- С.23-24.
9. Бороздина, Л.В. Притязания личности и самооценка // Вестник МГУ. – 2012. – С. 52-68.
10. Выготский, Л.С. Педология подростка: проблемы возраста// Собрание сочинений. – 2013. – С. 244-269.
11. Кузнецова, И.К. Проблема психологического консультирования старшеклассников в школе // Научно-практические проблемы школьной психологической службы. – 2017. – С. 12-54.
12. Леонтьев, Д.А.Факторная структура теста смысложизненных ориентаций // Психологический журнал. – 2013. - №1. – С. 25-98.
13. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентаций / Д.А. Леонтьев. - М.: Наука, 2016. – 407 с.
14. Личко, А.Е. Подростковая психиатрия / А.Е. Личко. - Л.: Вита, 2015. – 312 с.
15. Немов, Р. С. Общая психология // Психические состояния. — 2019. – С. 201-244.
16. Немов, Р. С. Психология. Психодиагностика // Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 2016. – С. 12-640.
17. Новоприходько, А.К. К проблеме соотношения образа Я и самосознания // Вопросы психологии. – 2012. - № 1-2. – С. 198-213.
18. Осницкий, А.К. Определение характеристик социальной адаптации // Журнал практического психолога. – 2018. - №1. – С. 52-87.
19.Осницкий, А.К. Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся // Вопросы психологии. – 2012. - №1,2. – С. 23-87.
20. Прихожан, А.М. Школьная тревожность и самооценка в старшем подростковом возрасте // Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания. - 2014. - С.76-88.
21. Самыгин, С. И. Психология: учебное пособие / С.И. Самыгин. — М.: Феникс, 2020. - 280 с.
22. Сафин, В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения // Вопросы психологии. – 2015. - №3. – С. 52-87.
23. Фельдштейн, Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопросы психологии. – 2015. - №6. – С. 12-57.
24. Шнейдер, Л. Б. Психология идентичности: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Л.Б. Шейдер. — М.: Юрайт, 2019. - 328 с.
25. Шумский, В. Б. Экзистенциальная психология и психотерапия: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В.Б. Шумский. — М.: Юрайт, 2019. - 156 с.
26. Burns, R. The development of Self-concept and education / R. Burns. - London, 2016. – 302 p.
27. Kohn, I.S. The discovery of "I" / I.S. Kohn. – London, 2018. – 415 p.
28. Merlin, V.S. Psychology of individuality / V.S. Merlin. - London, 2016. – 206 p.
29. Merlin, V.S. Problems of experimental psychology of personality // Scientific notes. – 2014. - pp. 8-12.
30. Remschmidt, H. Adolescence and adolescence: problems of personality formation / H. Remschmidt. – New York, 2014. – 496 p.