Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования.
Ц.А. Кюи и его творчество требует своего отдельного большого
исследования. Особенно это касается методологии применения его
произведений для обучения детскому вокалу.
Цель исследования – выявить особенности актуальности применения
вокальных произведений Ц. А. Кюи в современной педагогике.
Объект исследования – вокальные произведения Ц.А. Кюи.
Предмет исследования – актуальность вокальных произведений Ц. А.
Кюи в современной педагогике.
Задачи исследования:
1. Дать определение применению произведений Ц.А. Кюи.
2. Дать характеристику произведениям Ц.А. Кюи.
3. Выявить особенности обучения вокалу в педагогике.
4. Выявить особенности применения вокальных произыведений Ц.А.
Кюи при обучении вокалу.
5. Сделать выводы по итогам исследования.
4
1. Теоретическая часть
1.1. Произведения Ц. Кюи в педагогическом репертуаре
Музыкальная деятельность в большинстве случаев состоит из
исполнительской деятельности. Производительность не является статичной
по своей природе и основана на постоянном совершенствовании, развитии и
изменении.
Необходимым условием такого развития является наличие
музыкальных произведений с педагогической функциональностью.
Специальные сочинения (этюды для инструменталистов, сборники
сольфеджио и нотные диктанты, вокализации для певцов) записываются на
музыку письменной традиции и используются в педагогической практике. Во
второй половине 20 века издано большое количество сборников
педагогического репертуара.
Они до сих пор являются основным материалом для обучения детей и
студентов. Сегодня в репертуар активно включается музыка современных
композиторов. Но его художественная ценность и правомерность
использования в качестве учебного и развивающего материала лежит на
плечах учителя.
В то же время музыка выдающихся русских и зарубежных
композиторов-классиков становится все более доступной. Возможность
более глубокого ознакомления со своей работой на этапе обучения
становится реальной. С этой точки зрения большой интерес представляет
музыка Цезаря Антоновича Кюи.
Творческое наследие Кюи обширно и разнообразно: 14 опер, романсов,
фортепианных пьес, оркестровых, хоровых и ансамблевых произведений, но
малоизвестных современному слушателю. Произведения не звучат в
концертных залах и, следовательно, семплы (стандарты) не закрепились в
интерпретационной практике.
5
Но произведения Кюи обладают многими качествами, необходимыми
для репертуара на этапе обучения в классе хорового дирижирования, на
уроке хоровой практики, в классе вокала, в работе с детским или учебным
хором. Его хоровые и вокальные произведения отличаются лиричностью,
изысканностью и художественной красотой. Их отличает ясность форм,
доступность, проникновенная трактовка слова.
Образы поэтичны, конкретны, абсолютно совместимы с музыкально-
выразительными средствами, которыми они раскрываются. Некоторые
произведения могут быть с успехом использованы для разных возрастных
групп и для решения самых разных педагогических задач.
Например, широко известное в педагогической практике произведение
«Осень» (соч. 15) на стихи А. Плещеева используется во всех указанных
выше направлениях. «Осень» исполняется детскими хорами, солистами.
Небольшой диапазон, подходящая фразировка, аккомпанемент,
поддерживающий вокальную партию, логические акценты и динамика,
соответствующие декламационному компоненту текста, привлекают
педагогов. На уроке дирижирования при работе с произведением
отрабатываются прибавления и убавления на одну и ту же долю, легато и
другие технические и художественные элементы.
Внимание студентов следует обратить на блестящий прием,
присутствующий в первой части. Начиная с первого звука вступления, «ля»
первой октавы, на протяжении всей партии нижний голос постепенно
опускается до «до-диез» большой октавы.
Удивительно, как сохраняются простота гармонии, прозрачность
партитуры, динамическая сдержанность. Мелодическая линия, словно
осенняя паутина, нависает над этим погружением басовой партии, создавая
настроение, придавая философию тексту, нюансируя его.
Для детей младшего и среднего школьного возраста, «Времена года»
(«Как к нам вернется весна»), «Мыльные пузыри» на слова В. Жуковского,
6
«Весенняя песенка», «Лето» на слова К Плещеева, «Зайчик» подходят. Эти
произведения все чаще звучат на вокальных конкурсах.
Жанр миниатюры наиболее комфортен для обучения детей.
Миниатюры Кюи помогают решать специфические задачи развития
вокально-хорового мастерства, не перегружая учащегося физически и
эмоционально, не умаляя значения самого процесса работы с произведением.
Хоровые миниатюры для смешанного хора «Охотник и Заяц»
(обработка М. Климова), «Неразгаданная мечта» (сл. Д. Ратхаус)
представляют интерес для студенческой работы на уроке хоровой практики.
Первая сочетает в себе простоту образов, фольклорный принцип, к которому
учащиеся привыкают на начальных этапах знакомства с музыкой Кюи, и
неожиданно сложный набор средств музыкальной выразительности.
Динамические и агогические смены, разнообразие штрихов, изменение по
размеру, игре тембровыми красками хоровых партий, делению на теноров и
басов и т. д. «Неразгаданная мечта» представляет совершенно другую тему в
творчестве Кюи.
Удивительная глубина и серьезность текста раскрываются
композитором в 10 тактах. И поэтические, и музыкальные выражения
предельно лаконичны. А ясность мелодических линий хоровых партий,
использование традиционных гармонических оборотов контрастирует с
полифонической фактурой.
Обе работы требуют очень ответственного подхода как от режиссера,
так и от хора, и способны украсить экзаменационные программы по
соответствующим дисциплинам. Для работы в классе вокала для детей
школьного возраста и студентов интересен романс «Война» (№ 2 цикла
«Отголоски войны», ор. 66, сл. Е Дмитриева).
Работу можно охарактеризовать как музыкальную журналистику. Он
не вписывается в традиционное для студентов представление о жанре
романса и буквально меняет отношение к Кюи, как к автору ранее понятых,
исполненных, лирических и мелодичных вокальных произведений. Стихи
7
несовершенны, содержат штампы и лозунги, помпезны и сентиментальны
одновременно.
Преподаватель и ученик имеют возможность не только проверить свои
музыкальные и теоретические знания, но и погрузиться в историю, а также
узнать больше о биографии Ц. А. Кюи. Работа с такими произведениями
требует глубокого анализа.
Композитор использует огромную палитру инструментов, создавая
целостное произведение искусства. Вокальная партия имеет широкий
диапазон, с каждым последующим фрагментом тесситура становится выше.
Фрагменты окрашены изменением тональности, размеров, темпов,
ритмических структур. Каждый фрагмент сопровождается разными
сопутствующими текстурами.
Если мелодия первого фрагмента имеет декламационное начало, то в
следующих пяти она все более насыщена скачками внутри довольно длинных
фраз. Работа требует от исполнителя добросовестного отношения к решению
технических задач: отработка дыхания, фразировки, звуковой атаки, записи
на подставку, динамических нюансов, дикции и ортопедии, практически
всего спектра вокальных навыков.
Отдельно стоит задача соединить этот сложный материал в единое
целое, добиться единства формы и содержания, придать произведению
современное звучание. «Война», безусловно, полезное дополнение к
педагогическому репертуару. Обращение к классическому репертуару
является необходимым условием для правильного развития музыкальной
интерпретации.
Работы Ц.А. Кюи отвечают современным требованиям к
педагогическому
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева В.С., Смирнова А.О. История отечественного и
иностранного обучения вокалу. – Казань: Меридиан, 2018. – 474 с.
2. Владимиров Н.С., Корнеев Е.М. Обучение детей вокалу. Принципы и
подходы. – Воронеж: Альянс, 2017. – 522 с.
3. Дмитриев П.И., Тимофеев Г.С. Произведения Ц.А. Кюи в
педагогическом репертуаре. – Мурманск: Полярные зори, 2017. – 389 с.
4. Жилина Е.Ю. Российская школа детского вокала. Развитие и
совершенствование. – Волгоград: Пламя, 2019. – 477 с.
5. Медведева Н.А. Петрова М.С. Вокальные произведения Ц.А. Кюи в
педагогическом репертуаре . – Казань: Пальмира, 2018. – 432 с.
6. Пономарева Л.В., Васильева О.В. Детская вокалистика. Актуальные
вопросы. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
7. Психология и педагогика XXI века. Современные проблемы и
перспективы: сборник статей Международной научно-практической
конференции (15 марта 2018 г, г. Оренбург). В 2 ч. Ч. 2/ - Уфа: АЭТЕРНА,
2018. 234 с.
8. Семенов О.В. Борисов А.В. Актуальные проблемы российской
детской вокалистики. – Воронеж: ИД Ярус, 2019. – 531 с.
9. Смирнова А.О., Федорова Г.В., Алексеева Т.В. Практикум по
российской школе обучения детей вокалу. – Чебоксары: Вершина, 2018. –
558 с.
10. Тихонова Е.Е. Теория и практика финансового контроля.
Справочник юриста и финансиста. – Екатеринбург: Полис, 2017. – 1289 с.
11. Утина И.В., Проводина Г.П. Теория и практика обучеия детей
вокалу. Плюсы и минусы. – Нижний Новгород: Фара, 2018. – 623 с.
12. Фадеева А.Ю. Методы обучения детей вокалу. Вчера. Сегодня.
Завтра. – Омск: СпецЛит, 2018. – 588 с.
25
13. Фомина О.Н., Георгиева А.В. Вокальная педагогика в России и
зарубежом. – Н. Новгород: Вектор, 2020 – 528 с.