Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики
Индивидуальный план-график прохождения практики
Дневник студента-практиканта
Отметка о прохождении инструктажа по технике безопасности
Информационная справка образовательной организации
Анализ проблемного поля профессиональной образовательной деятельности ОО
План научно-исследовательской работы
Описание и обоснование актуальной исследовательской проблемы в различных аспектах………………………………………………………………...
Научный аппарат исследования по актуальной проблеме
Концепция научного исследования …………………………................................
Результаты опытно-экспериментальной работы
Список используемой литературы
Характеристика руководителя практики от образовательной организации
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования
Понятие «школьной дезадаптации» стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе.
С этим понятием связывают отклонения в учебной деятельности – затруднение в учебе, конфликты с одноклассниками и т.д. Эти отклонения могут быть у психически здоровых детей или у детей с разными нервно-психическими расстройствами, а также распространяются на детей, у которых нарушения учебной деятельности вызваны олигофренией, органическими расстройствами, физическими дефектами. Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.
Актуальность исследования обусловлена тем, что перед образовательными учреждениями стоит важнейшая задача повышения качества работы, возрастает ответственность школы за уровень обучения и воспитания подрастающего поколения.
Поэтому работа с дезадаптированными учащимися должна проводиться каждым педагогом в отдельности, учитывая психолого – педагогические причины дезадаптации младших школьников.
Дезадаптация рассматривалась различными авторами в соответствии с понятием адаптации, как динамического процесса перестройки функциональных систем организма, обеспечивающего динамическое возрастное развитие, среди таких психологов есть такие фамилии: Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие ученые. Вопросами, посвященными проблеме школьной дезадаптации, ученые занимались на протяжении всего развития психологической науки и практики. В отечественной психологии исследованиями в этой области занимались ученые П.К. Анюхин, М.М. Безруких, А.Л. Венгер, С.Г. Вершдлевский, А.Д. Гонеев, Г.С. Зобина, И.К.Кряжева, А.Г Мороз, Т.С. Полякова, Т.А. Филиппова, И.В. Шалыгина.
Научный аппарат исследования по актуальной проблеме
Цель: Изучение дезадаптации младшего школьного возраста.
Объект исследования: учебная деятельность младшего школьного возраста.
Предмет исследования: дезадаптация младших школьников.
Задачи:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2.Рассмотреть особенности дезадаптации младшего школьного возраста.
3.Исследовать причины дезадаптации младшего школьного возраста
Концепция научного исследования
Методы исследования
1) Анкета Н. Г. Лускановой «Школьная мотивация».
2)Проективный рисунок-тест Н.Г.Лускановой «Что мне нравится в школе?»
3) "Метод экспертных опросов педагогов и родителей учащихся"
4) Методика «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В.)
5) Социометрическая процедура
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные в ходе исследования уровни дезадаптации младших школьников и модель преодоления дезадаптации учащихся начальной школы могут быть использованы для целенаправленного изучения и эффективного предупреждения данного явления в начальной школе, в практической деятельности студентов факультета педагогики и методики начального образования, факультета социальной педагогики.
Исследование дезадаптации младших школьников
Исследовательская работа проводилась на базе МОУ «СОШ».
Объектом исследования выступили учащиеся 1 класса в составе 6 человек в возрасте 6 - 7 лет.
На проведение каждого теста отводилось определенное количество времени. Полученные результаты подлежали количественной и качественной обработке.
При изучении особенностей, учащихся мы воспользовались следующим диагностическим инструментарием:
1) Анкета Н.Г. Лускановой.
2) Проективный рисунок-тест Н.Г.Лускановой «Что мне нравится в школе?»
3) "Метод экспертных опросов педагогов и родителей учащихся"
4) Методика «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В.)
5) Социометрическая процедура
Использование этих методик имеет ряд преимуществ по сравнению с другими: они легки в организации и проведении исследования; доступны детям; дают наибольшее количество информации за короткий срок; могут быть использованы повторно; легки в обработке результатов.
Цель: выявить психологические особенности развития исследуемых влияющие на уровень дезадаптации младших школьников с помощью представленных методик.
Результаты исследования
Анкета Н. Г. Лускановой «Школьная мотивация»
Данная методика направлена на выявления уровня адаптации к школе и уровня мотивации. Интерпретация результатов анкетирования и получение качественных и количественных показателей помогла нам определить уровень мотивации младших школьников.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1.Бардышевская, М. К. Диагностика психического развития ребенка: учебное пособие для вузов / М. К. Бардышевская. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 153 с.
2.Выготский, Л. С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 336 с.
3.Жегульская, Ю. В. Социальная адаптация лиц с нарушениями социализации. Сущность, виды, факторы социализации и социальной адаптации: учебное пособие / Ю. В. Жегульская. – Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры [изд.], 2018. – 116 c. –
4.Зверева О. Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 178 с. Коробейников, И. А. Нарушения развития и социальная адаптация: монография / И. А. Коробейников. – Москва; Саратов: ПЕР СЭ, Ай Пи Эр Медиа, 2019. – 192 c.
5.Коробейников, И. А. Нарушения развития и социальная адаптация: монография / И. А. Коробейников. – Москва; Саратов: ПЕР СЭ, Ай Пи Эр Медиа, 2019. – 192 c.
6.Костин, И. А. Помощь в социальной адаптации подросткам и молодым людям с расстройствами аутистического спектра: монография / И. А. Костин. – Москва: Теревинф, 2019.
7.Неумоева-Колчеданцева Е. В. Возрастная психология и педагогика, семьеведение. Возрастное консультирование. Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2019. 307 с.
8.Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 460 с.
9.Пирлик, Г. П. Возрастная психология: развитие ребенка в деятельности: Учебное пособие / Г. П. Пирлик, А. М. Федосеева. – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2020. – 372 с.
10.Подольский, А. И. Психология развития. Психоэмоциональное благополучие детей и подростков: учебное пособие для вузов / А. И. Подольский, О. А. Идобаева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 124 с.
11.Рогов, Е. И. Практикум школьного психолога: практическое пособие / Е. И. Рогов. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 435 с.
12.Руденко А. М. Основы педагогики и психологии. Учебник. М.: Феникс, 2018. 384 с.
13.Руководство практического психолога. Психолог в школе: практическое пособие / И. В. Дубровина [и др.]; под редакцией И. В. Дубровиной. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 206 с.
14.Смирнова Е. О., Рябкова И. А. Психология и педагогика игры. Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2019. 224 с.
15.Цаболовой Я.Э. Организация работы учителя с неуспевающими школьниками как фактор повышения качества обучения / Я.Э. Цаболова // Наука через призму времени. - 2018. - № 12 (21). - С. 284-287