Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Совершенствование управленческой практики является обязательным условием повышения профессионализма менеджеров. В данном направлении необходимо постоянно изучать наиболее успешный опыт управления, выявлять факторы и принципы эффективного менеджмента, соотносить их с особенностями управляемой организации. Ключевую проблему современного менеджмента составляет противоречие между осознанием необходимости профессионального развития и отсутствием времени, сил, а иногда и системы знаний, для осуществления повышения профессионализма. Преодоление данного противоречия возможно за счет проведения краткого обзора научных и практических подходов к совершенствованию управленческой практики.
Целью данной научно-исследовательской работы является систематизация подходов к анализу современного эффективного менеджмента.
Для достижения цели необходимо решить две задачи:
1) охарактеризовать факторы и принципы эффективного менеджмента;
2) проаналиировать управление внутренними и внешними процессами в организации.
Объектом исследования являются характеристики современного эффективного менеджмента, такие, как факторы, принципы, внешние и внутренние управленческие процессы.
Информационную базу исследования составили работы отечественных ученых, исследующий вопросы эффективного управления, таких, как Ю.Н. Степанова, С.А. Кузнецов, А.В. Колобов, А.В. Чабан и других. Полный перечень использованных источников приведен в библиографическом списке. Основным методом исследования был метод анализа литературных источников. Также использованы методы описания, обобщения, систематизации.
1. Факторы и принципы эффективного менеджмента
Для анализа эффективного менеджмента рассмотрены две характеристики: факторы и принципы. Под факторами понимаются ключевые причины, оказывающие существенное влияние на эффективность управленческой практики. Принципы характеризуют базовые положения, определяющие функционирование организации как объекта управления.
Изучение современной управленческой практики позволило выделить ряд подходов к определению факторов, влияющих на эффективность менеджмента. Первый подход характеризует факторы в зависимости от отношения к организации (внешние, внутренние). Такими факторами являются :
– влияние микросреды, включающей поведение клиентов, поставщиков, деловых партнёров, на деятельность организации;
– влияние макросреды, характеризующей политические, социально-экономические условия ведения бизнеса, уровень развития и освоения технологий, требования экологического законодательства и т.д.;
– факторы конкуренции, определяющие количество и результаты работы организаций, поставляющих на рынок аналогичные товары и услуги;
– факторы внутренней организационной среды, характеризующие эффективность командной работы, распределения функций, значимость корпоративной культуры, социально-психологическую атмосферу в трудовом коллективе.
Второй подход выделяет факторы с точки зрения соответствия современным требованиям к организации, а именно, требованиям к разработке и внедрению инноваций. Здесь выделяются такие факторы, как :
– факторы использования трудового, интеллектуального потенциала предприятия, включающих профессиональный уровень сотрудников, создание условий для формирования и развития компетенций;
– факторы эффективности управления трудовыми ресурсами, определяющие производительность труда, соотношение фонда оплаты труда с выручкой и прибылью предприятия, возврат инвестиций в профессиональное развитие сотрудников и т.д.;
– факторы инновационной активности, включающие материально-производственную, исследовательскую, ресурсную базу предприятия, необходимую для разработки и внедрения современных технологий и принципиально новых решений;
– фактор использования информационных технологий в управленческой практики, для систематизации и анализа результатов работы предприятия, обоснования управленческих решений, автоматизации документооборота, других управленческих задач;
– фактор модернизации производственных и бизнес-процессов, характеризующий способность управленческой системы определять необходимость введения изменений, анализировать текущее состояние организации, ее подразделений и направлений деятельности, выявлять оптимальные пути развития и устранения имеющихся ограничений.
Итак, факторы эффективного менеджмента связаны с оценкой влияния внешней и внутренней организационной среды на достижение организационных целей, выявление и использование возможностей развития, в том числе, путем эффективного использования трудового потенциала организации.
Далее рассмотрим принципы эффективного менеджмента. Е.А. Рябов, И.Н. Краковская определяют перечень универсальных принципов, применение которых способствует эффективному использованию
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анохов, И.В. Взаимосвязь макроэкономических процессов и внутренней среды промышленного предприятия (с точки зрения концепции А.А. Богданова) [Текст] / И.В. Анохов // Экономика. Информатика. – 2021. – Т. 48.– № 1.– С. 59-71.
2. Колобов, А.В. Ключевые принципы устойчивого развития бизнес-системы предприятия [Текст]/ А.В. Колобов // Управленческие науки. – 2020 .– Т. 10.– № 3.– С. 21-32.
3. Репин В.В. Бизнес-процессы: моделирование, внедрение, управление. – [Электронный ресурс] – http://mega-eworld.com/upload/iblock/8a6/pdf_mobilnaya_versiya_bk_1466_biznes_processy_modelirovanie_vnedrenie_upravlenie_vladimir_repinbook.a6.pdf
4. Родина, Е.Е. Процессный подход управления предприятием [Текст] / Е.Е. Родина //Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. – 2020. – № 3 (19)– С. 21-24.
5. Рябов, Е.А. Принципы управления человеческими ресурсами и факторы, оказывающие на него влияние [Текст] / Е.А. Рябов, И.Н. Краковская // Экономические исследования и разработки. – 2021.– № 2. – С. 20-25.
6. Степанова, Ю.Н. Факторы, влияющие на управление человеческими ресурсами в условиях инновационного развития [Текст] / Ю.Н. Степанова, С.А. Кузнецов // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). – 2021.– № 1 (73).– С. 12-21.
7. Фёдорова, Л.А. Теоретические аспекты процессного управления: содержание, характеристики, специфические особенности [Текст] / Л.А. Федорова, Д.А. Красников // Экономика и управление: проблемы, решения.– 2021.– Т. 1.– № 6 (114).– С. 5-10.
8. Чабан, А.В. Особенности менеджмента в современных российских компаниях [Текст]/ А.В. Чабан //Вектор экономики. – 2021.– № 9 (63).
9. Шахмаметьева, А.Р. Цифровизация внутренних и внешних бизнес-процессов организации для повышения клиентского опыта [Текст] / А.Р. Шахмаметьева, Е.К. Торосян //Colloquium-journal. – 2020.– № 15-1 (67).– С. 51-56.