Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Диаграмма Исикавы или причинно-следственная диаграмма (иногда ее называют диаграмма «рыбья кость») – применяется с целью графического отображения взаимосвязи между решаемой проблемой и причинами, влияю-щими на ее возникновение. Данный инструмент используют совместно с мето-дом мозгового штурма, т.к. он позволяет быстро отсортировать по ключевым категориям причины проблем, найденных с помощью мозгового штурма.
Проблема – это негативное состояние или событие, которое чем-либо мешает и угрожает возникновением ещё больших проблем в будущем. В разряд значимых проблем как родителей, так и преподавателей входит школь-ная неуспеваемость. Успеваемость - это степень полноты, глубины, сознатель-ности и прочности знаний, умений и навыков, усвоенных учащимися в соответ-ствии с требованиями учебной программы.
Актуальность темы исследования. Проблема школьной неуспеваемости является значимой проблемой во все времена как для родителей, так и для преподавателей, а также влияет на становление подрастающего поколения. Школьные успехи, как и провалы отражаются на общем настроении, формиро-вании самомотивации, целеустремленности, что является фундаментом успеш-ной личности. Именно в данный период ребенок учиться преодолевать трудно-сти самостоятельно, использование различных инструментов и методик позво-ляет более эффективно это сделать. Причины школьной неуспеваемости у каждого ребенка могут быть разные, и для определения причинно-следственных связей диаграмма Исикавы является одним из наиболее удобных, наглядных и результативных инструментов.
Состояние изученности темы. Степень изученности данной темы позво-ляет сделать вывод, что причины неуспеваемости имеют более глубокие основы и в целом даже образуют целый комплекс субъективных причин, влияющих на успехи ученика.
Объект исследования – группа школьников из 6 человек.
Предмет исследования – проблемы школьной неуспеваемости.
Цель данного исследования - выявление и изучение причин, влияющих на школьную успеваемость.
Для достижения поставленной цели будут выполнены следующие задачи:
- Изучение теоретических основ диаграммы Исикавы;
- Изучение метода «Почему?»;
- Проведение исследования причин школьной неуспеваемости с использо-ванием диаграммы Исикавы;
- Проведение структурированного анализа значимости проблем по ре-зультатам исследования.
Географические рамки исследования – региональные.
Проведённое нами исследование представляет себе начальный этап ис-следовательской работы за период 2021-2022 учебного года.
Источниковедческая основа работы – использованные в данной работе материалы группируются по типу, виду и происхождению, раскрывается обнаруженный в них информационный потенциал, востребованный автором проекта для решения поставленных задач.
Гипотеза исследования – школьная неуспеваемость оказывает отрица-тельное влияние на здоровье, поведение и в целом на развитие личности при таких условиях, как: возрастные особенности, недостатки воспитательной работы, недостатки семейного воспитания, недостаточный уровень культуры педагогов.
Проверка этой гипотезы потребовала решения нескольких взаимосвязан-ных задач учебно-исследовательской работы: определить на основе анализа степень разработанности исследуемой темы и выявить причины неуспеваемости группы школьников.
При выполнении работы использовались следующие мето-ды исследования: наблюдение за учебно-воспитательным процессом в школе, анкетирование, индивидуальные беседы с исследуемой группой школьников.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в определении истинных причин школьной успеваемости и как они влияют на ученика.
ГЛАВА 1. ДИАГРАММА ИСИКАВЫ
Диаграмма Исикавы («рыбьи кости») - метод для поиска и визуализации причин, которые приводят к проблеме. Диаграмма представляет собой схему, похожую на скелет рыбы. В «голову» помещают проблему, а на «костях» пишут факторы, влияющие на ситуацию. К последним ведут кости поменьше - это факторы или причины второго уровня. Иногда к ним добавляют третий, четвёртый, пятый уровни и так далее.
Диаграмму разработал японский организационный теоретик, профессор Университета Токио Каору Исикава. В 1952 году её внедрили на металлургическом заводе «Кавасаки», чтобы управлять качеством продук-та. Позже модель стали использовать в менеджменте в любых отраслях.
1.1 Сущность диаграммы Исикавы
Инструмент используют для улучшения процессов и результатов. Схема не только помогает найти истинные причины проблем и решения для них. Она позволяет разобраться в бизнес-процессах, снизить риски при планировании решений. Диаграмму часто используют при разработке программ управления качеством.
Диаграмма Исикавы дает возможность выявить ключевые параметры про-цессов, влияющие на характеристики изделий, установить причины проблем процесса или факторы, влияющие на возникновение дефекта в изделии. В том случае, когда над решением проблемы работает группа специалистов, причин-но-следственная диаграмма помогает группе достичь общего понимания проблемы. Также, с помощью диаграммы Исикавы можно понять, каких данных, сведений или знаний о проблеме недостает для ее решения и тем самым сократить область принятия необоснованных решений.Когда строится диаграмма Исикавы, причины проблем распределяют по ключевым категори-ям. В качестве таких категорий выступают – человек, методы работы (дей-ствий), механизмы, материал, контроль и окружающая среда. Количество категорий при построении диаграммы можно уменьшать в зависимости от рассматриваемой проблемы. Диаграмма с максимальным количеством катего-рий называется диаграмма типа 6М.
Все причины, связанные с исследуемой проблемой, детализируются в рам-ках этих категорий:
- причины, связанные с человеком, включают в себя факторы, обусловлен-ные состоянием и возможностями человека. Например, это квалификация человека, его физическое состояние, опыт и пр.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Исикава Каору
Япон-ские ме-тоды
управ-ления
каче-ством
Исикава Каору
Япон-ские ме-тоды
управ-ления
каче-ством
Список использованных источников:
1. Гаврилова И. В., Новикова Т. Б., Петеляк В. Е., Назарова О. Б., Агдавле-това А. М. Совершенствование методов построения причинно-следственных диаграмм для решения задач управления в организацион-ных системах // Фундаментальные исследования. – 2015г. – № 8-2. – С. 247-251. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=38880 (дата обращения: 23.07.2022).
2. Каору Исикавы «Японские методы управления качеством» [электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.studmed.ru/view/isikava-k-yaponskie-metody-upravleniya-kachestvom_c6f025faf92.html (дата обра-щения: 23.07.2022).
3. Краснова Г.Г., Логинова М.Н., Немыкина Т.И. Преодоление неуспешно-сти школьников, как средство повышения качества обучения // Междуна-родный журнал экспериментального образования. – 2011. – № 10. – С. 115.
4. Левитас Г.Г. Преодоление неуспешности. – М.: Илекса, 2016г. – С. 188.
5. Лощилина И. В. Какая польза от рыбьего скелета? // Методы менеджмен-та качества. – 2008г. – №10.
6. Пикеринг, В.Р. Биология человека в диаграммах / В.Р. Пикеринг. - М.: АСТ, 2020г. - 129 c.
7. Рассел, Джесси Диаграмма Исикавы / Джесси Рассел. - М.: VSD, 2018г. - 352 c.
8. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М.: Концептуал, 2016г. – С. 137.
9. Хурс М.Н. Семья как социокультурная среда формирования личности // Проблемы развития территории. – 2007г. – № 37. – С. 100.
Список использованной научной и методической литературы:
10. Баулина М. Материалы по диагностике и коррекции трудностей обучения младших школьников. – М.: АРКТИ, 2017г. – С. 233.
11. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашов Е.Ю. Неуспевающие де-ти. Нейропсихологическая диагностика младших школьников: Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2017г. – С. 327.
12. Хухлаева О. Психология развития и возрастная психология / О. Хухлаева, Г. Бубнова, Е. Зыков - М: Юрайт, 2014 г. - 368 с.
13. Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. проф. С.М. Громбаха. – М.: Академия, 2008г. – С. 148.