Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На современном российском образе жизни, особенностью которого является интенсификация политических, экономических, экологических и ряда других процессов, часто имеющих ряд причин, кризисных по своей природе, принципиальную актуальность и важность приобретает социальная активность личности, его лидерские качества, способность к самореализации на благо развития общества. В связи с этим задача Российской школы состоит в воспитании у учащихся качеств социально активных граждан, начиная с младшего школьного возраста, поскольку это наиболее благоприятное время для закладки своеобразного фундамента личности ребенка, его ориентации, интересов и склонностей к определенным видам общественно полезной деятельности. Важность этого вопроса заключается в том, что формирование социальной активности учащихся начальных классов является одним из важнейших факторов стабилизации общества. Внеклассная работа формирует и развивает личность ребенка. Управление образовательным процессом означает не только развитие и совершенствование природы человека, исправление запланированных нежелательных социальных отклонений в его поведении и сознании, но и формирование потребности в постоянном саморазвитии, самореализации физических и психических сил.
Анализ литературы показал, что аспекты внеурочной деятельности рассматривались в работах таких учёных, как: Ш.А. Амонашвили, Н.И. Болдырева, Л.Ю. Гордина, А.В. Енина, В.О. Кутьева, И.П. Подласого, Л.А. Сухомлинского, В.Н. Сорока-Росинского, С.Т. Шацкого, В.Д. Шадрикова и др. Ш.А. Амонашвили рассматривал внеурочную работу, как одну из форм организации свободного времени обучающихся и отождествлял её с внеклассной работой. По его мнению, внеурочная работа представляет собой неотъемлемую часть учебно-воспитательного процесса, а направления и формы её организации по сути идентичны формам и направлениям дополнительного образования детей. В своей работе В.Н. Сорока-Росинский, С.Т. Шацкий и другие педагоги активно использовали внеурочную работу, рассматривая её как неотъемлемую часть воспитания личности и, основываясь на принципах добровольности, активности и самостоятельности
Цель исследования – изучить и проанализировать воспитание социальной активности младших школьников во внеклассной работе.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические особенности воспитания социальной активности младших школьников во внеклассной работе.
2) выполнить опытно-поисковую работу по воспитанию социальной активности младших школьников во внеклассной работе.
Объект исследования – Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СОШ №52 г. Новокузнецк.
Предмет исследования – воспитание социальной активности младших школьников во внеклассной работе.
Гипотеза исследования: внедрение внеклассной работы может улучшить воспитание социальной активности младших школьников во внеклассной работе.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
1 Теоретические особенности воспитания социальной активности младших школьников во внеклассной работе
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. В младшем школьном возрасте дети обладают значительными резервами развития. С того момента, как ребенок поступает в школу, под влиянием обучения начинается перестройка всех его сознательных процессов, он приобретает качества, характерные для взрослых. Это связано с тем, что дети включаются в новую для них систему межличностных отношений и деятельности. Общими характеристиками всех когнитивных процессов ребенка в этот период являются их стабильность, продуктивность и произвольность. Младший школьный возраст - это период интенсивного развития и качественной трансформации познавательных процессов: они начинают приобретать опосредованный характер и становятся произвольными и осознанными. Постепенно ребенок овладевает всеми психическими процессами, учится контролировать память, внимание, восприятие .
Структура потребностей заметно меняется. Большое влияние на развитие потребностей младшего школьника оказывает его деятельность в группе сверстников. В начале обучения ученик руководствуется исключительно требованиями учителя, мнение одноклассников для него почти не имеет значения. Со временем мнение сверстников, желание завоевать их уважение начинают оказывать все большее влияние на поведение и активность ребенка. Постепенно у ребенка также возникает потребность в самоуважении: в своем поведении он начинает руководствоваться не только оценкой взрослых, но и своей собственной. Самооценка младших школьников основана на самооценке.
Исследования показали (А.Ю. Дейкина ), что у младших школьников встречаются все типы самооценки: адекватная стабильная, завышенная стабильная, неустойчивая в сторону неадекватной переоценки или занижения. Более того, от класса к классу растет способность правильно оценивать себя, свои возможности, и в то же время уменьшается склонность переоценивать свою личность и поведение. Так, формируясь в учебной деятельности и процессе общения, самооценка младшего школьника может стать устойчивым свойством личности и влиять на возникновение других личностных характеристик. Устойчивая привычная самооценка накладывает отпечаток на все аспекты жизни ребенка, включая познавательную активность и познавательный интерес. Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что все, что дети наблюдают, делают и о чем думают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень откровенны и непосредственны в выражении радости, печали, страха, неудовольствия или удовольствия. В-третьих, это выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, склонности к аффектам, частой смене настроения, кратковременных и бурных проявлениях различных эмоций. С годами у школьников все больше развивается способность контролировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления .
Младшие школьники часто испытывают неуверенность в своих действиях, неуверенные и робкие младшие школьники оказываются в новой, незнакомой для них обстановке, при отсутствии твердых знаний, в результате часто повторяющихся неудач. В младшем школьном возрасте закладываются основы нравственного поведения, усваиваются моральные нормы и правила, начинает формироваться социальная ориентация личности .
Таким образом, в младшем школьном возрасте закладывается фундамент личности, но все важнейшие психические процессы и личностные новообразования находятся в таком состоянии, когда для их правильного формирования требуется помощь и грамотное руководство взрослых – учителей, родителей и других авторитетных для ребенка людей.
Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. На первых порах учащиеся начальной школы хорошо учатся, руководствуясь своими отношениями в семье, иногда ребёнок хорошо учится по мотивам взаимоотношений с коллективом. Большую роль играет и личный мотив: желание получить хорошую оценку, одобрение учителей и родителей. Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд.
Младшие школьники испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда учитель хвалит их. Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны.
Наиболее характерная черта восприятия этих учащихся – его малая дифференцированность, где совершают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов. Следующая особенность восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста – тесная связь его с действиями школьника. Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребёнка. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения. Некоторые возрастные особенности присущи вниманию учащихся начальных классов. Основная из них – слабость произвольного внимания . Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Произвольные внимания младшего школьника требует так называемой близкой мотивации. Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.
Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте – это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”
2. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э.А. Баранова. - М: Речь, 2019. – 219 с
3. Блонский П.П. Психология младшего школьника / Сост. и ред. А.И. Липкина, Т.Д. Марцинковская. - М.: Воронеж: Изд-во Института практической психологии, 2018. - 575с.
4. Гаджинская Т. Н. Формирование социальной активности личности младшего школьника средствами воспитания / Т. Н. Гаджинская // Региональные аспекты развития профессионального образования: теория, методология, актуальные проблемы : Материалы международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 14 мая 2021 года / Отв. редактор Е.Е. Журинская. – Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, 2021. – С. 180-184.
5. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А.Ю. Дейкина. - М.: Просвещение, 2019. - 258с.
6. Коняева Е.А., Павлова Л.Н. Краткий словарь педагогических понятий: учебное издание. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2012. C. 23
7. Костенко Ю.К. Формирование навыков продуктивного сотрудничества старшеклассников во деятельности: дис. канд. пед. наук, 2018. С. 45.
8. Молчанова А.В. Внеурочная деятельность обучающихся начальной школы: основные подходы, условия и модели организации // Начальная школа. 2015. № 8. С. 46.
9. Распопова В. С. Характеристика психолого-педагогических особенностей детей младшего школьного возраста / В. С. Распопова, К. Н. Хлебникова, Н. А. Овсянникова // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт. Педагогика : сборник трудов международной научно-практической конференции, Белгород, 21 декабря 2020 года. – Белгород: ООО ГиК, 2020. – С. 91-93.
10. Царегородцева Е. А. Воспитание ценностного отношения к малой Родине у младших школьников во внеурочной деятельности / Е. А. Царегородцева, О. В. Кузнецова // Великий подвиг народа по защите Отечества: вехи истории : Сборник научных статей, Екатеринбург, 13 марта 2020 года / Уральский государственный педагогический университет; Под общей редакцией С.А. Минюровой, Ю.И. Биктуганова, М.В. Богинского. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2020. – С. 297-302.
11. Тухужева Ляна Анзоровна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА // Вопросы науки и образования. 2021. №8 (133). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-mladshego-shkolnika
12. Формирование социальной активности младших школьников в экологической деятельности. – URL: http: //elar.uspu.ru/bitstream/-uspu/13159/2/- 10Chepeleva-pdf.