Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Понятие и основные функции «мягкой силы» 5
2. «Мягкая сила» как инструмент лингвокультурной политики 10
3. Особенности «мягкой силы» в современном французском обществе 14
Заключение 17
Список литературы 19
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данном исследовании, связана с тем, что на сегодняшний день, в ситуации глобальных политических трансформаций, «мягкая сила» и ее применение являются актуальным вопросом для каждого государства в мире. Ни одно государство на сегодняшний день в сложившейся напряженной политической обстановке не хочет открыто идти на конфликт с другими странами, т.к. это чревато серьезными и трагическими последствиями.
Однако каждая страна хочет достичь для себя максимального внешнеполитического благополучия, для чего использует «мягкую силу». Не является исключением из списка таких государства и Франция, которая в данный момент переживает не лучшие времена с экономической, политической и культурной точек зрения.
Степень изученности проблемы. Вопрос о применении стратегии «мягкой силы» как инструмента лингвокультурной политики государства достаточно подробно рассматривается в научной литературе. В частности, существует ряд российских и зарубежных источников, которые раскрывают особенности данной деятельности во Франции. Однако можно утверждать, что до сих пор не выявлены наиболее эффективные формы применения «мягкой силы» в современной Франции, что делает данное исследование актуальным и практически значимым.
1. Понятие и основные функции «мягкой силы»
«Мягкая сила» – это сложное культурно-политическое явление, которое основано на материальных и нематериальных факторах, связанных с возможностью того или иного государства вести «холодную войну», не применяя принуждения, а используя лишь различные методы привлечения противников на свою сторону .
В рамках государственных концепций в качестве «мягкой силы» в большинстве случаев выступают различные культурные ценности, которые могут вызывать принятие со стороны других стран. В настоящее время «мягкой силой» зачастую являются СМИ, которые формируют положительный имидж государства, становятся главным источником межкультурной коммуникации .
Необходимость использования «мягкой силы» обусловлена тем, что в некоторых внешнеполитических ситуациях любые агрессивные действия в отношении других стран могут развязать серьезные военные события, которые могут причинить вред не только государству-агрессору, но и всем мировым державам. Поэтому важно применять те способы взаимодействия с другими государствами, которые являются безопасными и не вызывают резкого отторжения .
2. «Мягкая сила» как инструмент лингвокультурной политики
Лингвокультурная политика каждого государства основывается на взаимодействии языка и культуры. Язык и культура – это два самых значимых понятия, которые рассматриваются в культурологи. Особенную сложность представляет терминологический анализ данных культурологических категорий, который проводят различные исследователи. Множество определений языка и культуры приводится также в толковых словарях .
По мнению Я.В. Садчиковой, культура – это отражение национального характера, национальной идеи и менталитета конкретного этноса. Это определение, наверное, является самым точным и подходит для проведения исследования взаимовлияния культуры и языка в традиционном понимании этой взаимосвязи. Национальная культура, по сути, с этой точки зрения, включает в себя и национальный язык, поскольку именно он отражает и характер, и идею, и менталитет каждой конкретной нации, выражая их особенности в вербализированной форме, посредством специально установленной на каждой территории знаковой системы .
Мир каждого человека и всего общества в целом включен в определенную культуру, в которой личность и социум постоянно функционируют и взаимодействуют, вырабатывают традиции и обычаи. Культура является основой для развития и трансформации общественных отношений.
3. Особенности «мягкой силы» в современном французском обществе
Современное французское общество очень серьезно относится к своему государственному языку, фактически не признавая другие в своем государстве. Это одно из немногих европейских государств, где полностью осуществлена национализация языка, что означает, что вся культура страны построена исключительно в соответствии с языковыми нормами, исторически сложившимися во Франции .
Таким образом, имидж Франции на международной арене основан на уникальности французской культуры и французского языка, отрицании возможности развития в данном государстве иных культур и языков, что, с одной стороны формирует представление о строгости и патриотизме данной нации, а с другой – вызывает мнения об культурной изоляции Франции и не толерантности французского общества к иным культурам.
Кроме того, нужно отметить, что, исходя из того обстоятельства, что Франция имеет большое количество бывших колоний, французский язык распространяется далеко за пределами государства, прежде всего, в Северной Африке, где, наряду с арабскими языками, активно используется французская речь
В современном мире, несмотря на активное доминирование англоязычных культур, наблюдается некая попытка французского языка занять одну из лидирующих позиций.
Заключение
В рамках научно-исследовательской работы на тему «Мягкая сила как инструмент лингвокультурной политики Франции» были сделаны следующие выводы.
«Мягкая сила» – это сложное культурно-политическое явление, которое основано на материальных и нематериальных факторах, связанных с возможностью того или иного государства вести «холодную войну», не применяя принуждения, а используя лишь различные методы привлечения противников на свою сторону.
В рамках государственных концепций в качестве «мягкой силы» в большинстве случаев выступают различные культурные ценности, которые могут вызывать принятие со стороны других стран. В настоящее время «мягкой силой» зачастую являются СМИ, которые формируют положительный имидж государства, становятся главным источником межкультурной коммуникации.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Гасилин, Н.А. Понятие и сущность «мягкой силы» / Н.А. Гасилин // Молодой ученый. – 2019. – № 22(260). – URL: https://moluch.ru/archive/260/59755/ (дата обращения: 18.09.2022).
2. Головко, Ж.С. Культура и язык: аспекты взаимодействия / Ж.С. Головко // Научные ведомости. – 2008. – № 12(52). – С. 174–182.
3. Зиннатуллина, З.Р., Попп, И.С., Попп, И.А. Продвижение русского языка за рубежом через реализацию международных молодежных проектов: практико-ориентированный подход / З.Р. Зиннатуллина, И.С. Попп, И.А. Попп // Педагогическое образование в России. – 2018. – № 12. – С. 29–34.
4. Костюков, А.Л. Укрепление позиций русского языка в мире / А.Л. Костюков // Человек и культура. – 2016. – № 5. – С. 125–139.
5. Лебедева, М.М. «Мягкая сила»: понятие и подходы / М.М. Лебедева // Вестник Московского государственного института международных отношений. – 2017. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/myagkaya-sila-ponyatie-i-podhody (дата обращения: 17.09.2022).
6. Мухамедярова, Р.Р. Стратегия «мягкой силы» Франции / Р.Р. Мухамедярова // Дискурс-Пи. – 2014. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategiya-myagkoy-sily-frantsii (дата обращения: 16.09.2022).
7. Нагорнов, В.А. «Мягкая сила» по-французски / В.А. Нагорнов // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. – 2014. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/myagkaya-sila-po-frantsuzski (дата обращения: 18.09.2022).
8. Садчикова, Я.В. Интеграция понятий «язык» и «культура» в процессе обучения иностранному языку / Я.В. Садчикова // Молодой ученый. – 2015. – № 14 (94). – С. 600–612.
9. Arni, V., Guturier, M., La Fanon, B. Coopération internationale dans le domaine de la promotion des langues et des cultures : l'expérience de l'Europe et de la Russie : une revue scientifique et pratique / V. Arni, M. Guturier, B. la Fanon // Bulletin de l'université de Marseille. Le volume. 3. Ethnologie et études culturelles. Marseille, 2022. S. 99–108.
10. Cavalier, S., Gavon, M., Savien, I. Les outils du « soft power » dans les relations internationales modernes : culture matérielle et valeurs immatérielles / S. Cavalier, M. Gavon, I. Savien // Recueil de articles de l'Université de Rouen. Publier. 3. Rouen : Université de Rouen, 2020. P. 100–114.
11. Croiset, P. Le «soft power» comme composante de la politique linguistique et culturelle de la France / P. Croiset // Études sociales et politiques en Europe. 2022. N° 4. P. 90–101.
12. De la Fantasquier, M., Moiret, V., Nattier, T. Principes de la promotion des langues dans les cultures étrangères : problèmes et perspectives / M. de la Fantasquier, V. Moiret, T. Nattier // Actes du Colloque culturel de Paris. Paris, 2020. S. 50–62.
13. Delure, V., Brantier, M., Savoir, M. Le « soft power » comme facteur de formation de l'image de la politique étrangère des États modernes : l'expérience de la France et de la Grande-Bretagne / V. Delure, M. Brantier, M Savoir // Notes de l'Académie de Paris. 2021. N° 1. Art. 58–70.
14. Gavanier, E., Roshar, V., Couruzier, M. Formation de l'image de politique étrangère de l'État au moyen du "soft power": problèmes et perspectives de développement de formes alternatives de communication interculturelle dans les conditions socio-politiques modernes / E. Gavanier, V. Roshar, M. Couruzier // Fiches politiques. 2022. N° 8. Art. 53–68.
15. Poisier, A., Garenier, J. Politique linguistique et culturelle de la France et particularités de l'application du concept de «soft power» dans la politique étrangère de l'État / A. Poisier, J. Garenier // Bulletin politique. 2022. N° 7. P. 120–134.
16. Punyon, M. Aspects modernes de l'usage du "soft power" dans la politique d'Etat de la France / M. Punyon // Processus sociaux et politiques en Europe. 2020. N° 3. P. 25–38.
17. Rouange, P. Principes d'utilisation du soft power dans les enjeux géopolitiques modernes : méthodologie de recherche / P. Rouange // Actualité politique. 2022. N° 7. P. 125–136.
18. Samatier, L., Cooley, A. Interaction de la langue et de la culture dans l'ethnoculturologie moderne : problèmes et perspectives d'étude de la problématique / L. Samatier, A. Cooley // Bulletin de culturologie. 2022. N° 4. Art. 68–80.
19. Vernon, R. Approches modernes de l'utilisation des outils de «soft power» en France / R. Vernon // Études politiques. 2022. N° 6. P. 67–76.