Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Понятие государственной власти - одна из центральных категорий современного конституционализма. С ним неразрывно связаны практически все фундаментальные явления политической и правовой жизни современного общества и государства. Сам характер государственной и муниципальной власти, организационно-концептуальные основы ее построения и функционирования во многом обусловлены территориальными началами ее организации, что имеет особое значение для Российской Федерации, для которой характерна обширная территориальная протяженность.
Очевидно, что развитие нового российского государства и процессы его модернизации непосредственно затрагивают различные аспекты актуальных проблем, связанных с организацией государственной власти и местного самоуправления, а также с повышением эффективности функционирования органов государственной и муниципальной власти в Российской Федерации. современные условия глубоких преобразований во всех сферах общественной, административной, политической, социальной и экономической жизни.
Значительные изменения произошли и в развитии государственных и муниципальных услуг. Институты государственной и муниципальной службы, во-первых, призваны служить государству, обеспечивать осуществление полномочий его органов, применять законы, принятые парламентом, и политику, провозглашенную исполнительной властью, и, во-вторых, служить обществу., навести порядок и рациональную организацию в социальной сфере-гарантировать права и свободы человека и улучшить качество жизни населения.
Государственная и муниципальная служба - это специфический социально-правовой институт, без которого невозможно не только нормальное функционирование, но и само существование государства.
Таким образом, как социальный институт, Государственная служба вмешивается в отношения между гражданским обществом и государством, является органом сотрудничества между государственным аппаратом и социальными структурами, государственным служащим и гражданином.
Исходя из вышесказанного, рассмотрение проблем и отношений между государственными и муниципальными службами представляется нам актуальным.
Предметом исследования является деятельность государственной и муниципальной службы.
Методы исследования: сравнительный, системный и логический метод.
Целью работы является выявление соотношения, взаимосвязи и проблем государственной и муниципальной службы.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
-рассмотреть понятие и принципы государственной службы;
-изучить виды государственных должностей;
-разобрать понятие и принципы муниципальной службы;
-исследовать виды муниципальных должностей;
-проанализировать общие черты и различия государственной и муниципальной службы;
-определить проблемы развития и функционирования государственной и муниципальной службы на современном этапе.
Методологическую основу исследования составили общие и частно-научные методы познания. Общими явились диалектический, сравнительный, системный методы, методы дедукции (от общего к частному) и индукции (от частного к общему), методы анализа и синтеза. Среди частно-научных юридических методов использовались формально-юридический и сравнительно-правовой методы.
Глава 1. Теоретические аспекты государственной службы
1.1 Понятие и принципы государственной службы
В Российском государстве за весь период его существования практически не существовало законодательства, связанного с государственной службой. Широко распространено следующее понятие: служба в государстве - это одна из форм трудовой деятельности человека, специфика которой обусловлена не только созданием материальных ценностей физическим трудом или оказанием тех или иных услуг производственного и экономического характера (например, услуги по ремонту).
В таком широком смысле служба в государстве, по сути, сводилась к работе во всех организациях государственного типа, то есть в государственных органах, учреждениях (больницах, университетах, школах, учреждениях культуры и образования) и на государственных предприятиях. Следует отметить, что в этом понимании служба государству как бы противопоставляется другой базовой форме человеческой деятельности в сфере труда, то есть труду крестьян и рабочих [21].
В Федеральном законе от 27.05.2003 № 58-ФЗ "О системе государственной службы в Российской Федерации" [1] (далее ФЗ "О системе государственной службы в Российской Федерации"), а именно в статье 1 дается следующее определение термина "государственная служба в Российской Федерации". Государственная служба": "Государственная служба Российской Федерации - профессиональная деятельность:
- Российская Федерация;
- федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы (далее-федеральные государственные органы);
- субъекты Российской Федерации;
- органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы субъектов Российской Федерации (далее-государственные органы субъектов Российской Федерации);
- лица, замещающие должности, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий органов Союзного государства (далее-лица, замещающие государственные должности Российской Федерации);
- лица, замещающие должности, установленные конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (далее - лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации Российская Федерация) [15].
Государственная служба в современный период осуществляется с учетом большого количества и специфики сфер и отраслей государственной деятельности. В связи с этим принято относить военную службу, службу в правоохранительных органах, службу в налоговых и таможенных органах и другие, то есть специализированные виды службы в государстве.
Принципы государственной службы - это основные, фундаментальные принципы, выражающие объективные закономерности в механизме организации и функционирования службы в государстве, отличительные особенности, основное содержание и тенденции развития этого института права. Основные принципы организации и функционирования механизма государственной службы установлены статьей 3 Федерального закона "О системе государственной службы в Российской Федерации".
Принципы государственной службы подразделяются на конституционные принципы, которые непосредственно закреплены в Конституции Российской Федерации, и организационно-функциональные принципы, которые закреплены в законодательстве о государственной службе. Например, к конституционным принципам государственной службы относятся принцип законности, федерализм, приоритет прав и свобод человека и гражданина, равный доступ к государственной службе [4]. Это одна из классификаций, но в литературе существуют разные подходы к классификации принципов государственной службы.
Первым принципом статьи 3 Федерального закона "О системе государственной службы в Российской Федерации" является принцип федерализма, который устанавливает единство служебного механизма в государстве и соблюдение конституционного разделения сфер компетенции и компетенции между федеральными органами государственной власти, государства и органов субъектов Российской Федерации. Принцип федерализма подразумевает, что Служба в государстве-это набор должностей, созданных в единой системе государственных органов.
Федерализм в отношении государственной службы имеет определенные аспекты:
- нормативно-правовой аспект-разграничение полномочий на конституционном и законодательном уровнях в сфере государственной службы между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;
- организационный аспект-соблюдение этого принципа при построении государственной службы, отнесение государственной службы к федеральной государственной гражданской службе и государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации;
- функциональный аспект-самостоятельность каждого уровня федеральной структуры при решении кадровых и других вопросов функционирования службы в государстве;
- финансовый аспект-соблюдение этого принципа при предоставлении ресурсов государственной службе за счет федерального или регионального бюджета [25]
Принцип законности подразумевает необходимость соответствия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству иных нормативных актов, в том числе в сфере государственной службы.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы:
1. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изм. от 27 августа 2022 года)
2.Аврамчикова, Н. Т. Государственные и муниципальные финансы : учебник и практикум для вузов. – М.: Юрайт, 2021. – 174 с.
3.Анзорова, С.П. Организация труда государственных и муниципальных служащих: учебное пособие. – М.: Альфа-М, 2019. – 160 с.
4.Барабашев, А. Г. Государственное и муниципальное управление. Технологии научно-исследовательской работы. – М.: Юрайт, 2021. – 194 с.
5.Веселова Н.Ю. Государственная и муниципальная служба -Краснодар: ФГБОУ ВО "КубГТУ", 2019. - 203 с.
6.Гимазова, Ю. В. Государственное и муниципальное управление : учебник для вузов– М.: Юрайт, 2021. – 453 с.
7.Государственная и муниципальная служба: учебник для вузов / под общей редакцией Е. В. Охотского. – М.: Юрайт, 2021. – 409 с.
8.Государственное и муниципальное управление: учебник / под ред. Н. И. Захарова. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 288 с.
9.Еремин, С. Г. Управление государственными и муниципальными закупками : учебник и практикум для вузов. – М.: Юрайт, 2021. – 405 с.
10.Зелинская, М. В. Проблемы модернизации инструментов государственного и муниципального управления // Проблемы развития современного общества : Сборник научных статей 5-й Всероссийской научно-практической конференции. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2020. – С. 240-243.
11.Знаменский, Д. Ю. Государственная и муниципальная служба. - М.: Интермедия, 2018. - 180 c.
12.Иванов, В. В. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 383 с.
13. Игнатов, В. Г. Государственная и муниципальная служба России. История и современность. - М.: МарТ, 2019. - 400 c
14.Купряшин, Г. Л. Основы государственного и муниципального управления: учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2021. – 574 с.
15.Морозова, О. А. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении – М.: Юрайт, 2021. – 142 с.
16.Мухаев, Р. Т. Система государственного и муниципального управления: учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2021. – 299 с.
17.Орешин, В. П. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие. – М.: РИОР, 2019. – 178 с.
18.Основы государственного и муниципального управления: учебник и практикум для вузов / Под ред. Г. А. Меньшикова. – М.: Юрайт, 2020. – 340 с.
19.Попова, Н. Ф. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления: учебник. – М.: Юрайт, 2021. – 239 с.
20.Прокофьев, С. Е. Государственная и муниципальная служба : учебник и практикум для вузов. - М.: Юрайт, 2022. - 323 с.
21.Прокофьев, С. Е. Основы современного государственного и муниципального управления: учебник. – М.: Юрайт, 2021. – 695 с.
22. Рой, О.М. Основы государственного и муниципального управления: для бакалавров и специалистов. – СПб.: Питер, 2018. – 397 с.
23.Шамарова, Г.М., Куршиева, Н.М. Государственная и муниципальная служба: учебное пособие. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 208 с.
24.Ябарова А.Я. Государственная и муниципальная служба: учебное пособие. – Самара: Издательство Самарского университета, 2020. – 92 с.
25.Яновский В.В. Государственное и муниципальное управление. введение в специальность (для бакалавров). – М.: КноРус, 2018. – 352 c.