Фрагмент для ознакомления
2
1. Проблемное поле
Проблемный вопрос исследования: Была ли возможность избежать буржуазную инволюцию в Иране?
Объяснения феномену исламской революции искали как в национальной, так и в религиозной истории. Ислам, практикуемый в Иране, возник в результате ожесточенной династической конкуренции и развивался в контексте образования первых мусульманских стран. Именно в этот период появилось понятие имама.
Согласно этой концепции, только имамы (потомки четвертого халифа Али и дочери Мухаммеда Фатимы) имели право руководить единоверным имамом. Особенностью шиизма являлось огромное влияние шиитских священнослужителей (в отличие от ситуации в мусульманских странах, суннитский ислам был очень распространен) [5, с. 162-187].
Вышеизложенное направление было в значительной степени обусловлено деятельностью АГА Бакра Мохаммеда в конце восемнадцатого века. Он отстаивал концепцию о том, что каждый верующий должен выбрать духовного человека в качестве своего наставника.
Общепризнанными духовными лидерами являлись моджахеды (те, кто имел право на «иджтихад» - толкование жизненных явлений с точки зрения закона веры). Моджахеды опирались на догму ислама и занимали независимое положение в светских органах власти, а также имели реальную возможность влиять на принятие политических решений.
В разные периоды политическая деятельность шиитских духовных улемов не была одинаковой. Первый высочайший пик пришелся на 1905-1911 гг., который углубился в 1920-е годы, когда к власти в Иране пришел основатель династии Пехлеви [1, с. 142-164].
Реза Шах немедленно приступил к созданию Агентства национальной безопасности и полицейского ведомства. Его цель - централизация и модернизация страны. Политика короля была направлена на ускорение экономического развития, поощрение роста промышленной и торговой буржуазии, а также роста влияния среднего класса: учителей, юристов, врачей, инженеров, журналистов и государственных служащих.
Он не скрывал, что не считал духовенство силой, способной решить все проблемы, и пытался ограничить свою деятельность традиционными областями (исламское право, религиозное преподавание и управление вакфом). Кроме того, по его мнению, эти сферы деятельности духовенства должны были контролироваться государством.
Реза Шах также пытался отстранить улемов от публичной политики с помощью сложных манипуляций во время выборов.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Ансари, Х. Имам Хомейни: политическая борьба от рождения до кончины / Х. Ансари. - М. : Наука, 1975. - 447 с.
2. Дорошенко, Е.А. Шиитское духовенство в двух революциях: 1905-1911 гг. и 1978-1979 гг. / Е.А. Дорошенко. - М. : Изд-во Ин-та востоковедения РАН, 1998. - 277 с.
3. Ефремова, Г.С. Освещение некоторых общественно-политических вопросов в работах Али Шариати // Историография Ирана нового и новейшего времени. — 2017. – С. 55-67.
4. Зеваров, Ф. Социально-экономические преобразования в Иракской Республике (1958-1976 гг.) / Ф. Зеваров. - М. : Наука, 1979. - 132 с.
5. Зотов, В.К. Идеология исламского режима // Иранская революция 1978—1979 гг. Причины и уроки. — 1989. – С. 12-54.
6. Иванов, М.С. Антинародный характер правления династии Пехлави в Иране // Вопросы истории. - 1980. - № 11. - С. 58-74.
7. Иванова, М.Н. Иран во время Первой мировой войны // Иран. История и культура в Средние века и Новое время. - 1980. – С. 152-197.
8. Жданов, Н.В., Игнатенко, А.А. Ислам на пороге XXI века / В.В. Жданов. - М. : Политиздат, 1989. – 107 с.
9. Кляшторина, В.Б. Иран 60-80-х годов: от культурного плюрализма к исламизации духовных ценностей (Идеология, политика, литература) / В.Б. Кляшторина - М.: Наука, 1990. – 213 с.
10. Лукоянов, А.К. Мехди Базарган // Иранская революция 1978-1979 гг. Причины и уроки. – 1989. – С. 22-45.