Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. Тема предвыборной агитации впервые появилась в российской науке около 15 лет назад, и с тех пор ей уделяется большое внимание, что вполне объяснимо. Формирование мнения избирателей о кандидатах на выборах в органы государственной власти происходит на данном этапе избирательного процесса.
Соответственно, результаты, к которым придут кандидаты или политические партии после дня голосования, напрямую зависят от эффективности избирательных кампаний, проводимых кандидатами или политическими партиями.
Теперь, благодаря институту предвыборной агитации, избирательный процесс представляет собой огромную политическую индустрию с впечатляющими финансовыми оборотами и профессионалами в области продвижения кандидатов на замещаемую должность.
Именно поэтому невозможно игнорировать такой аспект любой избирательной кампании, как правила организации и проведения предвыборной агитации.
К сожалению, российский механизм правового регулирования этого аспекта далек от совершенства: проблемы возникают как в области законодательных предписаний, так и в правоприменении.
Институт предвыборной агитации рассматривается в данном исследовании в контексте информационного обеспечения выборов в целом, а также в сравнении с таким понятием, как политическая реклама, законодательное регулирование которой в настоящее время отсутствует в Российской Федерации.
Степень научной разработанности темы. Многие проблемы теории и практики, касающиеся вопроса предвыборной агитации, существуют уже давно и неоднократно выявлялись и анализировались как российскими, так и зарубежными учеными.
Различные аспекты обозначенной темы освещены в работах Большакова С.В., Головина А.Г., Гришиной М.В., Веденеева Ю.А., Вешнякова А.А., Мостовщикова В.Д., Бондаря Н.С., Аглеевой Л.Т., Дианова М.А., Романенко О.Н., Панарина И.Н., Лукашука И.Я. и многие другие авторы.
Объектом исследования являются социальные отношения, возникающие между участниками избирательных кампаний по выборам в органы государственной власти Российской Федерации в ходе обмена информацией о выборах.
Предметом исследования являются проблемы разграничения понятий предвыборной агитации и информирования избирателей.
Целью данной работы является рассмотрение информационного обеспечения выборов, а именно информирования и предвыборной агитации.
Указанные цели конкретизируются в решении следующих задач:
-изучить правовое регулирование информационного обеспечения выборов в избирательном процессе;
-проанализировать информирование и предвыборную агитацию как средство обеспечения и гарантия реализации избирательных прав;
-разобрать зарубежный опыт информационного обеспечения выборов;
-определить актуальные проблемы информирования избирателей и предвыборной агитации и пути их решения.
Для достижения обозначенных целей при написании работы использованы методы научного познания: сравнительно-правовой, формально-юридический, исторический, логический, функционально-структурный, прогностический и статистический.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Правовое регулирование информационного обеспечения выборов в избирательном процессе
Сегодня информация и предвыборная агитация занимают центральное место в российском избирательном процессе, это связано с тем, что информационная часть избирательного процесса является наиболее выразительной и политизированной, включая возможности для использования различного рода "черных технологий", в том числе с целью контроля общественного мнения. Отсюда прослеживается динамика развития этих элементов избирательного процесса как правовых институтов.
Первоначально Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан Российской Федерации на участие в референдуме" был принят 6 декабря 1994 года и содержал первое юридическое определение понятия "предвыборная агитация". Он не дал никаких определений или правил информирования, а лишь включил только 4 этапа и указал круг решений, подлежащих обязательной публикации. Новая редакция закона была принята 19 сентября 1997 года и уже включала девять норм, которые существенно раскрывали положения о предвыборной агитации. Следующий Федеральный закон от 12 июня 2002 года, который все еще действует, содержит целую главу "Гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах", которая включает 13 статей, подробно регулирующих порядок проведения предвыборной агитации и информирования избирателей.
Следует также отметить, что столь динамичное развитие правового регулирования информационной составляющей избирательного процесса характерно для государств, не имеющих давних избирательных традиций. Страны с большим опытом проведения выборов часто ограничиваются установлением только общих принципов агитации, таких как запрет агитации в день выборов, равный доступ кандидатов к средствам массовой информации и т.д. Например, законодательство Федеративной Республики Германия содержит положения о резервировании свободного времени для политических партий на общественных телеканалах, запрете агитации в день выборов и другие. Следует отметить, что особое внимание уделяется обеспечению равного доступа избирательных объединений и кандидатов к средствам массовой информации. Здесь можно отметить опыт Французской Республики, Избирательный кодекс которой запрещает кандидатам проводить оплачиваемую предвыборную агитацию в средствах массовой информации и выделять им печатные площади и эфирное время за государственный счет. Государство также оплачивает печатную продукцию.
Ст. 21 Всеобщей декларации Права человека предусматривают право каждого человека участвовать в управлении государственными делами как непосредственно, так и через своих избранных представителей. Международный пакт о гражданских и политических правах устанавливает право народов на самоопределение, из которого вытекает право свободно определять свой политический статус (статья 1). Существование этого права увязывается Пактом с наличием гражданства. Норма о связи гражданства с правом участвовать в управлении государственными делами также соответствует положениям Декларации о правах человека в отношении лиц, не имеющих гражданства страны, в которой они проживают. Статья 16 Конвенции о защите прав человека и основных свобод предусматривает введение ограничений на политическую деятельность иностранцев.
Основной закон нашей страны не закрепляет детальную процедуру проведения выборов, не содержит специального раздела, посвященного этому. М.В. Баглай также указывает на эту особенность и говорит, что, в отличие от многих других стран с относительно "молодой Конституцией", в Основном законе Украины нет отдельного раздела. Российской Федерации, определяющий порядок выборов в органы государственной власти и местного самоуправления.
Н.А. Михалева также говорит, что Россия не сохранила традиций советского периода. В то время в каждой принятой Конституции обязательно был раздел, закрепляющий избирательные права граждан. Например, Конституция РСФСР 1918 года содержала четвертый раздел "Активное и пассивное избирательное право", Конституция РСФСР 1925 года включала шестую главу "О выборах в Советы", Конституция РСФСР 1937 года включала XII главу, озаглавленную "Избирательная система", Конституция РСФСР 1937 года включала XII главу, озаглавленную "Избирательная система". 1978 Глава 11 "Избирательная система" и глава 12 "Народный депутат".
Право граждан на получение информации о выборах предполагает право знать, какие решения острых социальных проблем предлагает кандидат, какие действия он намерен предпринять, какие пути модернизации общества он видит в случае своего избрания. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан Российской Федерации на участие в референдуме" одной из основных задач информационного обеспечения выборов является сознательное волеизъявление граждан. Каждый гражданин должен четко понимать, за кого он голосует и, соответственно, какой путь развития общества он выбирает на ближайшие годы. Конституционный принцип демократии подразумевает, что на выборах голосует не бездумный, а политически сознательный избиратель.
Информирование избирателей в контексте значения этого слова в словарях Д.Н. Ушакова, В.И. Даля, С.И. Ожегова выступает как механизм, вовлеченный в процесс обеспечения конституционной безопасности, что является основной идеей конституционной доктрины как совокупности научных взглядов на отрасль конституционных прав. Положения Основного закона нашей страны и принятого на его основе Федерального закона № 67, устанавливающие обязательность и периодичность выборов, сроки, в течение которых могут быть избраны органы, выступают средством защиты общества от неэффективной государственной власти. Таким образом, реализуется принцип конституционной ответственности власти перед народом. Однако этот правовой механизм не будет работать без надлежащей информационной поддержки.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что предвыборная программа, несомненно, должна стать элементом избирательного процесса и условием выдвижения кандидата, списка кандидатов. В настоящее время этот вопрос не урегулирован на законодательном уровне, и поэтому предвыборная программа должна быть включена в перечень документов для выдвижения на выборах. Это положение должно быть закреплено в статье 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Впоследствии, в случае невыполнения предвыборной программы, кандидат может быть отозван избирателями или досрочно прекратить свои полномочия.
Несмотря на позитивную реформу российского избирательного законодательства, на данный момент все еще остается ряд проблем.
Во-первых, следует отметить, что Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан Российской Федерации на участие в референдуме" содержит понятие "информационное обеспечение выборов", которое включает в себя информационную и предвыборную агитацию. Информационное обеспечение выборов является одной из важнейших составляющих системы гарантий избирательных прав граждан России.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2.Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)
3.Международный пакт о гражданских и политических правах" (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)
4.Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ (последняя редакция)
5.Федеральный закон "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации" от 21.07.2005 N 93-ФЗ (последняя редакция)
6.Федеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ (последняя редакция)
7.Аглеева Л.Т. Конституционно-правовая природа понятия "предвыборная агитация" // Россисйкий юридический журнал. – 2019 - № 1 (2). - С. 36-41
8.Амелин, В.Н. Стратегия избирательной кампании. – М.: РЦОИТ, 2021. – 106 с.
9.Большаков С.В. Информационное обеспечение выборов и референдумов в Российской Федерации. – М.: Весь мир, 2017. – 304 с.
10.Бондарь Н.С. Предвыборная агитация: теория и практика. - М.: ГОРОДЕЦ, 2019. – 256 с.
11.Борисов И.Б., Буханова Т.Н. и др. Рекомендации для избирательных комиссий субъектов Российской Федерации по предупреждению и пресечению нарушений в сфере изготовления и распространения агитационных материалов в период избирательных кампаний, иных нарушений в сфере информационного обеспечения выборов – М.: РЦОИТ, 2017. – 64 с.
12. Боровая Е.О. Регламентация предвыборной агитации в российских средствах массовой информации // Политика, экономика и инновации. - 2020. - №5. - С.8
13.Веденеев Ю.А. Избирательный процесс в Российской Федерации: политико-правовые и технологические аспекты // Государство и право. - 2021. - № 8. - С. 5-13.
14. Воробьев Н.И. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие. - Тамбов: ТГТУ, 2019. – 179 с.
15.Гришина М.В., Головин А.Г. Средства массовой информации и выборы: вопросы и ответы. – М.: Крокус, 2018. – 80 с.
16.Каменских, Л.А. Информационное обеспечение выборов в Российской Федерации NovaInfo, 2020. — № 18 – С. 23-29
17.Кошемарина, С. В. Информационное обеспечение выборов: проблемы и перспективы правового регулирования // Право и политика. – 2021. – № 5. – С. 34–40.
18.Курилина А.Г. СМИ: информирование и предвыборная агитация (законодательные дозволения и запреты) – М.: Наука, 2019. – 247 с.
19.Лагутина О.В. Избирательные кампании и СМИ: учеб. пособие. – Курск, 2019. – 151 с.
20.Мостовщиков В.Д. Предвыборная агитация: понятие и правовые признаки // Журнал российского права. - 2019. - № 5/6. - С. 17-25.
21.Невская Т.А. Информационно-аналитическое сопровождение избирательных кампаний: российский и зарубежный опыт // Социодинамика. – 2019. – № 10. – С. 55 - 64.
22.Павлютенкова М. Новые информационные технологии в современном политическом процессе // Власть. – 2019. – № 8. – С. 38–43.
23.Пылин, В.В. Избирательное и референдумное право Российской Федерации. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2020. – 347 с.
24. Романенко, О.Н. Информирование избирателей или скрытая агитация? // Журнал о выборах. – 2021. – № 6. – С. 60.
25.Родин, А.Г. Манипулятивные технологии средств массовой информации в избирательном процессе: теоретические и прикладные аспекты: дис. ... канд. полит. наук. – Новгород, 2018. – 163 с.
26.Соловьева О.С. Проблема разграничения понятий "информирование избирателей" и "предвыборная агитация" // Северо-кавказский юридический вестник. - 2020 - № 2. - С. 153-158.
27. Судебная практика рассмотрения дел о нарушениях избирательного законодательства. – М.: Рудомино, 2020. – 88 с.
28.Чагина, А. В. Теория и практика организации информационно-разъяснительной деятельности территориальных избирательных комиссий муниципальных образований // Молодой ученый. - 2021. - № 22. - С. 88-91.
29.Чистополов, В. В. Проблемы правового регулирования предвыборной агитации и пути их решения // Российский юридический журнал. – 2020. – № 3. – С. 67–73.
30.Швидунова А. СМИ как субъект политического процесса и инструмент политических технологий - М.: Рефл-бук, 2020. – 528 с.