Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы научного исследования состоит в том, что современное законодательство нашей страны гарантирует всем гражданам защиту всего существующего спектра прав и свобод согласно Конституции Российской Федерации (ст. 46, ч. 1). Указанное право следует из аксиомы основополагающего документа государства – защита прав людей, как и гражданских прав и свобод граждан считается высшей ценностью, и фундаментальными принципами, стоящими на страже незыблемой защиты достоинства личности. Соответственно государство обязано предоставлять возможность всем отстаивать свои права в спорах с компетентными органами власти и их представителями, в частности с должностными лицами, осуществляющими предварительные расследования уголовных дел.
Значимая роль в отечественном досудебном уголовном судопроизводстве принадлежит учреждениям и структурным подразделениям государственной власти, реализующим мониторинг и надзор за соблюдением прав человека, гражданства и свобод.
В разрезе уголовного судопроизводства многие представители органов власти реализуют значимые административные и надзорные полномочия. Такие люди обладают правом решать задачи, на принципах принятия решений на самостоятельной основе, касающихся базовых прав и свобод людей, вопросов деятельности компаний, социума и государства.
Относительно границ поведения человека, в профессиональный функционал которого входит принятие участия в досудебном производстве по уголовному делу, стоит указать предотвращение нарушения закона и произвола с его стороны. К таким должностным лицам определяют:
прокурор, реализующий основные функции надзора;
судьи, реализующие все аспекты судебного контроля;
человек, занимающий управляющую должность следственного органа;
начальник следственного отдела.
На сегодня суд не принадлежит системе учреждения, принимающего участие в уголовном судопроизводстве обвинения и защиты, не представляет собой какой-либо институт уголовного преследования. Он формирует важные условия реализации Сторонами существующих процессуальных обязательств и закрепленных за ним прав. Соответственно, власть суда называется правом осуществлять прокурорский и ведомственный контроли в досудебном уголовном производстве.
Цель данного исследования – изучить указанный вид надзора в сопоставлении с нормами реализации ведомственного контроля за органами предварительного расследования в уголовном судопроизводстве РФ.
Исходя, из выше поставленной цели, задачи будут следующие:
1.Изучить понятие, сущность и значение прокурорского надзора.
2.Рассмотреть сущность и значение ведомственного контроля.
3.Проанализировать корреляцию прокурорского надзора и ведомственного контроля за органами предварительного следствия в уголовном судопроизводстве России.
Теоретические аспекты исследования в данной работе - актуальный вопрос соотношения прокурорского надзора и ведомственного контроля в свете изменений Уголовно-процессуального законодательства России. Анализ современных подходов к понятиям данных правовых явлений, также раскрываются некоторые аспекты их правовой природы и рассматриваются основные понятия и критерии разграничения рассматриваемых компонентов указанных функций.
Глава 1 Теоретические аспекты прокурорского надзора и ведомственного контроля за органами предварительного следствия в уголовном судопроизводстве
1.1 Понятие, сущность и значение прокурорского надзора
Дефиниция прокурорский надзор за исполнением законов органами предварительного следствия раскрывается как сформированная и регламентированная официальными нормами права деятельность уполномоченных прокуроров в каждой стадии уголовного процесса, согласованная с разбирательствами в досудебном порядке, имеющих вектор на обязательное четкое соблюдение законности в реализации всех аспектов уголовного преследования, именно это считается основополагающей целью указанного процесса.
Функция процессуального контроля, закрепленная и реализуемая в рамках должностных полномочий за руководителем следственного органа либо начальником следственного отдела, судебное управление и прокурорский надзор следует определять в качестве форм руководства и надзора в период действий, безусловных к реализации до суда.
Качественное использование указанных терминов в активно меняющихся внешних и внутренних условиях эволюции уголовного судопроизводства находится в тесной взаимосвязи:
от соотношения концепций процессуального руководства отделом и прокурорского надзора;
от востребованности прокурора, руководителя следственного органа в текущей будничной работе.
Научные труды, по теме работы, законодательной и правоприменительной практика повествуют о применении отличных друг от друга направлений рассмотрения указанного вопроса. Отличительная черта –использование слов различается в законах РФ. В большинстве случаев контроль предполагает выстроенную систему отношений между официальными властными органами, представляющими интересы государства. В такой системе государственный орган, реализующий функцию контроля, имеет право и полномочия пресечь правоприменительную деятельность контролирующего государственного органа власти.
Например, в сравнении с действиями надзорных органов, прокуратура непосредственно не исключает потенциал и проявление различных нарушений, но пытается обнаружить таковые в соответствующих органах и должностных лицах либо судах [6].
Уточним, надзор прокуратуры за качественным и одинаково понимаемым исполнением закона органами дознания и предварительного следствия на всех этапах процесса расследовании любых уголовных дел – это лишь исключение из единого правила.
За прокурором данного пункта указанного вида функции надзора закреплен большой спектр официальных административных полномочий. Он обладает правом исключения нарушений, определенных в его компетенции, в частности для следственного органа [6].
Помимо этого, прокурор, являясь непосредственно официальным гарантом законности любого уровня, обязан требовать его соблюдения от руководителя следственного органа, руководителя следственного органа и руководителя следственного подразделения, в частности на местном административном и промежуточном уровнях. Процессуальный контроль, реализуется на всех уровнях реализации процесса в досудебном уголовном производстве [6].
Надзор прокурора за предупреждением, профилактикой/недопущением/пресечением преступлений, обязательным привлечением всех виновных лиц к юридической (предусмотренной законодательством РФ) ответственности, восстановлением всех нарушенных свобод и прав и пр. – это самая действенная форма работы относительно надзора, отвечающего за компоненты пассивности, мышления и невмешательства в определенные факты, события либо конкретную ситуацию.
Полагаем, прокурорский надзор подразумевает работу, выполняемую на постоянной основе уполномоченным органом. Очевидно, статья 37 УПК устанавливает все базовые полномочия прокурора в досудебной и судебной инстанциях уголовного судопроизводства. Но указанный перечень полномочий невозможно характеризовать как исчерпывающий. Хотя, их последующая реализация происходит с периода времени получения уведомления о преступлении, со времени направления собранного комплекта документов для уголовного дела окончательным решением относительно конкретного уголовного дела либо его закрытия [9].
Дефиниция «контроль» предполагает лишь реализацию конкретных проверочных полномочий. В частности, статья 29 Уголовно-процессуального кодекса РФ фиксирует четко зафиксированный закрытый список проверочных полномочий суда досудебной инстанции по вопросу определения и закрепления конкретных следственных работ, осуществляемых согласно ст. 165 вышеупомянутого документа, либо проверки законности всего спектра реализуемых следственных работ.
Процессуальный контроль отдела, реализуемый руководителем следственного органа, начальником следственного органа и начальником следственного подразделения, можно интерпретировать в качестве уголовного производства на досудебном этапе, проводимого на принципах непрерывности и неизменности [6].
Как отмечалось выше, непосредственно прокуратура не наделена закрепленным законодательно правом вмешательства во внутреннюю работу иного органа, в частности органов дознания и предварительного следствия. По указанной причине ее надзор подразумевает проверку четких индикаторов/показателей надзора за уголовно-процессуальной работой, иными словами, с позиции соблюдения ФЗ, но это не считается обоснованным и оправданным [6].
1.2 Сущность и значение ведомственного контроля
Ведомственный процессуальный контроль являет собой официально закрепленное законом выполнение профессиональных функций руководителя органа дознания, начальника отдела дознания, руководителя следственного органа относительно полной реализации процессуального руководства (профессиональная функция контроля) за полнотой и качеством процедуры расследования уголовных дел, осуществляемых сотрудниками - подчиненными дознавателями, защищающих главные права и свободы участников уголовного судопроизводства.
Важным инструментом защиты гарантии прав и свобод членов уголовного судопроизводства в период расследования еще до суда считается ведомственное процессуальное руководство, сформированное в систему с судебным контролем и прокурорским надзором полномочиями руководителя следственного органа. Он напрямую воздействует на процедуру предварительного расследования [7].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с изменениями дата 30.12.2008, № 6-ФКЗ) // Российская Газета. - 1993. - 25 декабря.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (с изменениями от 20.07.2011 г. № 250-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (с изменениями дата 21.07.2011 г., № 253-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25.
4. Агамов Г. Д. Практикум по прокурорскому надзору и методические рекомендации / Г.Д. Агамов, А.К. Романов. - М.: Дело, 2017. - 160 с.
5. Агутин, А.В. Организация прокурорского надзора на стадии возбуждения уголовного дела / А.В. Агутин, Г.Л. Куликова, А.Н. Агеев. - М.: ИЛ, 2018. - 202 с.
6. Артем Александрович Ковалев Прокурорский надзор в Российской Федерации 3-е изд., пер. с англ. и добавить. Учебник и практикум для академического бакалавриата / Артем Александрович Ковалев. - М.: Юрайт, 2015. - 589 с.
7. Безрядин В. И. О некоторых вопросах соотношения полномочий по надзору и процессуальному контролю руководителя следственного органа в досудебном производстве // Юридическая наука: история и современность. 2019. № 1.
8. Бегалиев К. В. Прокурорский надзор за расследованием дел о преступлениях несовершеннолетних / К. Бегалиев. - М.: Юридическая литература, 2019. - 868 с.
9. Рябцев В.П. Прокурорский надзор в 2 т. 2-е изд., пер. с англ. и добавить. Учебник для академического бакалавриата / Валерий Петрович Рябцев. - М.: Юрайт, 2018. - 936 с.
10. Винокуров А. Ю. Прокурорский надзор / А.Ю. Винокуров, К.Ю. Винокуров, Ю.Е. Винокуров. - М.: Юрайт, 2014. - 432 с.
11. Григорьев В. В. Прокурорский надзор / В. Григорьев, А. Победкин, В. Яшин и др. - М.: Эскимо, 2017. - 496 с.
12. Григорьева Н.В. Прокурорский надзор / Н.В. Григорьева. - М.: РИОР, 2016. - 345 с.
13. Ендольцева А.В. Прокурорский надзор зарубежных стран. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник" / А.В. Эндольцева. - М.: Юнити-Дана, 2013. - 668 с.
14. Эргашев Е. Р. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебник для бакалавров / Эргашев Евгений Рашидович. - М.: Юрайт, 2017. - 205 с.
15. Эргашев Е. Р. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебник и практикум для академического бакалавриата / Эргашев Е. Р. - М.: Юрайт, 2016. - 823 с.