Фрагмент для ознакомления
2
Результаты диагностики показали, что в числе ведущих норматив-ных идеалов у испытуемых – доброта, конформизм, достижения, и без-опасность. То есть у студентов выражены потребности в позитивном взаи-модействии, в аффилиации, их убеждения направлены на сохранение бла-гополучия людей. Им важно достижение успеха через демонстрацию ком-петентности согласно социальным стандартам, сдерживание и предотвра-щение действий, которые могут причинить вред другим или не соответ-ствуют социальным ожиданиям. Также для них важна безопасность для других людей и себя, гармония, стабильность общества и взаимоотноше-ний.
Менее значимы в убеждениях испытуемых самостоятельность мысли и действия, понимание, терпимость и защита благополучия всех людей и природы, уважение к традициям.
Мало значимыми ценностями для испытуемых являются наслаждение или чувственное удовольствие, волнение и новизна в жизни, власть, доми-нирование над людьми и ресурсами.
Индивидуальные приоритеты студентов наиболее часто проявляю-щиеся в социальном поведении достаточно разнообразны. В своем поведе-нии для них наиболее значимы ценности доброты, универсализма и само-стоятельности. То есть, их поведение направлено на сохранение благопо-лучия людей, на понимание, защиту благополучия всех людей и природы, на самостоятельность мысли и действия.
Менее значимы в поведении испытуемых: сдерживание действий и побуждений, которые могут навредить другим, безопасность и стабиль-ность общества, отношений и самого себя, стимуляция - волнение и новиз-на, достижение личностных успехов, наслаждение или чувственное удо-вольствие.
Мало значимыми ценностями в поведении студентов являются: со-блюдение традиций и власть, доминирование над людьми и ресурсами.
Распределения двух шкал значительно отличаются от нормального.
Сравнительные результаты рангов нормативных и индивидуальных ценностей в группе испытуемых представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Сравнительные результаты рангов нормативных и индивидуаль-ных ценностей у студентов.
По сравнительным данным видно, что ведущая ценность и самая ма-лозначимая ценность совпадают по рангу. Для испытуемых важно сохра-нение благополучия людей через личный контакт (полезность, лояльность, снисходительность, честность, ответственность, дружба, зрелая любовь) и они его организуют в поведении. Власть, доминирование не являются цен-ностью для испытуемых и они не стремятся к ней.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абраменкова В.В. Проблема отчуждения в психологии // Вопросы психологии. – 1990. – № 1. – с.12- 17.
2. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни: материалы симпозиумов по проблеме личности. – М., 1987. – С. 138-144.
3. Абульханова-Славская К.А., Гордиенко Е.В. Представления лично-сти об отношении к ней значимых других // Психологический жур-нал. – 2001. – Т. 22. – №5. – с. 40-41.
4. Абушенко B.Л. Современная социология: проблемы, рамки, основа-ния. – Мн., 2016. – 502с.
5. Безменова И.К. Ценностные ориентации / И.К. Безменова.– М.: Рос-сийское образование, 2008. – 213 с.
6. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характери-стики и условия достижения. – М.: Флинта: Наука, 1998. – 168 с.
7. Братусь Б.С. Смысловая сфера личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Речь, 2002. – С. 130 – 139.
8. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная не-линейная система // Психологический журнал. – 1999. – № 5. – С. 38 – 44.
9. Буравлева Н. А. Ценностные ориентации студентов // Вестник Том-ского государственного педагогического университета – 2011. – № 6. c 124-128.
10. Васильева Т.В. Проблема формирования ценностных ориентаций студентов // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2014. – № 2 (58) Т. 2. – с. 21 – 25.
11. Гаврилюк В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социаль-ной трансформации (поколенный подход) // Социол. исслед. – 2002. – №1. – С.96–105.
12. Герген К. Дж. Социальная конструкция в контексте / Пер. с англ. А. А. Киселева, Ю. С. Вовк. – Харьков: Гуманитарный центр, 2016. – 328 с.
13. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психоло-гов / Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2000. – 283с.
14. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ. и вступ. статья А.Д. Ковалева. – М.: Канон-Пресс-Ц, 2000. – 304с.
15. Гудечек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности / К.А. Абульханова. – М.: Наука, 1989. – 183с. – С. 102-109.
16. Дровняшина О.С. Ценностные ориентации студентов // Аллея Науки. – 2017. – №12. – С. 18-22.
17. Кара Ж.Ю., О соотношении понятий: смысложизненные ориентации, смысложизненные стратегии и смысложизненная концепция личности / Ж.Ю. Кара, Л.Ю. Крутелева. – Ростов-на-Дону: Издательско-полиграфический отдел Педагогического института ЮФУ, 2012. – Т. 1. – С. 11–16.
18. Кирьякова А.В. Ценностные ориентации студентов – аксиологиче-ский ресурс качества университетского образования // Университет-ский комплекс как региональный центр образования, науки и куль-туры: материалы Всероссийской научно-методической конференции / Оренбургский государственный университет. - Оренбург, 2017. – С. 2847- 2853.
19. Кон И. С. Социологическая психология. – М.: Московский психоло-го-социальный институт, 1999. – 560 с.
20. Кудрявцева Е. В. Критерии отчужденности в юношеском возрасте // Вестник ТГУ. Серия: Гуманитарные науки. Педагогика и психоло-гия. – 2010. – Вып. 11 (91). – С. 150–158.
21. Кузнецова Е.Г. К вопросу формирования ценностных ориентаций подростков // Вестник ОГУ. – 2011. – №2 (121). – С. 198-204.
22. Лекторский В.А. Философия психологии. – М.: Политическая энцик-лопедия, 2016. – 396 с.
23. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность – М.: Смысл, Ака-демия, 2005. – 352 с.
24. Леонтьев Д.А. Динамика смысловых процессов // Психол. журн. – 1997. – Т.18. № 6. – С. 13-27.
25. Леонтьев Д.А. Психология смысла. – М.: Смысл, 2003. – 487с.
26. Люкшина Д.С. Ценностные ориентации профессионалов особых условий труда // Вестник кемеровского государственного универси-тета. – 2016. – №2. – С. 102 - 108.
27. Маслова Е.С. Идентичность личности в контексте междисциплинар-ной интеграции // Гуманитарий Юга России. – 2019. – Том. 8. – № 1. – C. 87 – 94.
28. Маслоу А. Г. Мотивация и личность: [пер. с англ.]. – СПб.: Питер, 2015. – 600 с.
29. Мухина В.С., Мелков С.В. Внутренняя позиция личности как основа развития гражданской идентичности // Культурно-историческая пси-хология. – 2022. – Том 18. № 1. – С. 105–112.
30. Мухина В.С., Хвостов А.А. Отчуждение от других: от ярости и ци-низма до хамства // Развитие личности. – 2012. – № 4. – С. 69–105.
31. Ольховая Т.А. Становление субъектности студентов как показатель качества современного университетского образования // Универси-тетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конфе-ренции. Оренбургский государственный университет. - Оренбург, 2017. – С. 2915- 2921.
32. Осин Е.Н. Категория отчуждения в психологии образования: исто-рия и перспективы // Культурно-историческая психология. – 2015. – Т. 11. № 4. – С. 79–88.
33. Подвойский Д. Г., Леонтьев Д. А., Осин Е. Н. Отчуждение // Большая российская энциклопедия Т. 24: Океанариум – Оясио. М., 2014. С. 706–707.
34. Прихожан А.М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в се-бе. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – С. 14-18.
35. Путилова Л.М. Философия и история образования : учебник для ву-зов / Л.М. Путилова, М.И. Бубнова. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 234 с.
36. Разин Я.А. К вопросу о природе ценностных явлений // Философские науки. – 2010. – № 2. – С. 41-52.
37. Рокич М. Природа человеческих ценностей. – N.Y., Свободная прес-са, 1973 – 153 с.
38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: АСТ, 2022. – 705 с.
39. Степанова Н.В., Усынина Т.П. Ценностные ориентации в жизненных сферах студентов медицинского вуза // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. – С. 77-81.
40. Тырнова О. А. Особенности ценностных ориентаций современной молодежи // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А.Шолохова. Педагогика и психология. – 2010. – № 3. c.71-74.
41. Франкл В. Воля к смыслу. – М.: Апрель Пресс, 2000. – 368с.
42. Фрейд З. Психоанализ и теория сексуальности. – СПб.: Алетейя, 2000. -218с.
43. Фромм Э. Бегство от свободы. Пер. с англ. – М.: АСТ, 2017. – 288 с.
44. Ценностные основания психологии и психология ценностей: Сборник материалов IV Сибирского психологического форума (16 - 18 июня 2011 г.). - Томск: Томское университетское издательство, 2011. - 298 с.
45. Черная А.В., Бодрухина А.Ю. Психологические особенности субъек-тивного отчуждения у студентов // Вестник Вятского государствен-ного университета. – 2020. – № 4 (138). – С. 118-131.
46. Шаров А.С. Ограниченный человек значимость, активность рефлек-сия: Монография / А.С. Шаров. – Омск, 2013. – 78с.
47. Шнейдер Л.Б. Психология идентичности: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. 2-е изд., пер. и доп. – М.: Издатель-ство Юрайт, 2019. – 328 с.
48. Юнг К.Г. Отношения между эго и бессознательным: [Пер. с нем.]. – М.: АСТ, 2021. – 320 с.
49. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М.С. Яницкий. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 204 с.
50. Ясперс К. Общая психопатология. – М.: КоЛибри, 2020. – 1056 с.