Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы поиска путей увеличения прибыли предприятия в нестабильных
условиях хозяйствования значительно возрастает. Поскольку прибыль предприятия
является конечным результатом его деятельности и одновременно - главным источником
развития, именно прибыль становится основной целью всей управленческой
деятельности на предприятии.
Целью работы является изучение проблем формирования прибыли на предприятии и
разработка рекомендаций, направленных на ее увеличение.
Глава 1. Понятие и сущность прибыли предприятия
1.1. Экономическая природа и виды прибыли
Цель любой предпринимательской деятельности - это получение прибыли. Согласно
нормам Гражданского Кодекса РФ (ст.2 и 50), предпринимательской является
самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на
систематическое получение прибыли. А коммерческие организации - это организации,
преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности [1].
Таким образом, действующее законодательство определяет прибыль как цель
коммерческой деятельности. Но достичь эту цель, т.е. получить прибыль без
удовлетворения потребностей конечных потребителей товаров и услуг.
Безусловно, что в среде регулируемой государством рыночной экономики значение
прибыли огромно. Стремление к получению прибыли стимулирует
товаропроизводителей к увеличению объема производства товаров и услуг, нужных
потребителю, снижению затрат на производство.
Основными путями получения прибыли являются:
3
- создание конкурентных преимуществ;
- эффективная эксплуатация факторов производства.
Конкурентоспособность бизнеса в целом определяется непрерывностью процесса
капитализации, т.е. накопления за счет прибыли. Этот процесс ведет к улучшению
экономического положения владельцев и расширению возможностей дальнейшего
вложения средств.
Результат деятельности предприятия (прибыль или убыток) слагается из финансового
результата от реализации продукции (работ, услуг), основных средств и другого
имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на
сумму расходов по этим операциям.
1.2.Взаимосвязь управления прибылью и управления затратами
Анализ научной литературы свидетельствует, что на сегодняшний день на большинстве
отечественных промышленных предприятий система управленческого учета или, вообще,
не внедрена или внедрена и используется в урезанном виде (имеется только учетная
функция, а функция бюджетирования затрат - отсутствует).
Подсистема нормирования и бюджетирования затрат является ядром системы
управленческого учета промышленного предприятия, отсутствие которой делает
невозможным эффективный контроль и принятие управленческих решений.
На сегодняшний день в учетной практике промышленных предприятий применяются
различные системы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (системы
управленческого учета), основными из которых являются система учета и
калькулирования полной себестоимости («абсорпшн-костинг»), система «директкостинг», система «АВ-костинг» и др.
В историческом контексте первой из указанных систем в практике деятельности
промышленных предприятий стала использоваться система «абсорпшн-костинг», более
известная в отечественной науке как метод учета и калькулирования полной
себестоимости продукции. Основным недостатком системы «абсорпшн-костинг» является
условное распределение постоянных затрат при расчете показателя себестоимости
единицы продукции, что не позволяет использовать сформированную на ее основе
информацию для принятия управленческих решений и эффективного контроля по
центрам ответственности.
Разработка системы «директ-костинг» позволила нейтрализовать недостатки системы
«абсорпшн-костинг», поскольку в системе «директ- костинг» предусматривается
включение в себестоимость продукции только переменных затрат, что делает такую
себестоимость пригодной как критерий для принятия эффективных управленческих
решений и контроля по центрам ответственности. При этом «директ-костинг»
ориентирован, прежде всего, на бюджетирование и учет затрат производственной сферы.
Возникновение системы «АВ-костинг» было обусловлено, прежде всего, необходимостью
решения проблемы бюджетирования, учета, контроля и анализа затрат
непроизводственных процессов стоимостной цепочки: административных процессов,
процессов в сфере логистики, сфере продаж, сфере снабжения, сфере НИОКР, а также
необходимостью формирования более точной информации о себестоимости продукции
для целей принятия стратегических управленческих решений. Но основным недостатком
системы «АВ-костинг» остается условное распределение постоянных затрат при расчете
себестоимости единицы продукции.
На предприятиях строительной отрасли, для которых характерным является
превалирование производственной функции и, соответственно, производственных затрат,
система «АВ-костинг» теряет свои преимущества в сравнении с альтернативными
4
подходами. Поэтому, на сегодняшний день наиболее пригодным для решения проблемы
бюджетирования технологических затрат и калькулирования себестоимости продукции
строительных предприятий является система «директ-костинг», поскольку она, в отличие
от «абсорпшн-костинг» и «АВ-костинг», предусматривает более дифференцированный
подход к классификации технологических затрат (распределение затрат на постоянную и
переменную составляющие).
Важным фактором, который имеет определяющее влияние на организацию системы
управленческого учета промышленного предприятия, является технология производства.
Технологический процесс на предприятиях строительства относится к типу комплексных
производств, которые характеризуются одновременным выходом из единого
технологического процесса двух и более видов целевой, сопутствующей продукции. При
этом по критерию «возможности влияния на структуру выхода» технологический процесс
строительных предприятий можно отнести к классу производств с переменной структурой
выхода, что имеет определяющее влияние на выбор методических подходов к учету,
бюджетированию затрат и калькулированию себестоимости продукции указанных
предприятий.
1.3. Показатели прибыли
Актуальность планирования прибыли для любого предприятия не подлежит сомнению.
По мнению В.Я. Горфинкеля, «каждое предприятие, фирма прежде, чем начать
производство продукции, определяет, какую прибыль, какой доход, она сможет
получить» [23, с.565].
Объектом планирования прибыли, как считает Е.И. Бородина, являются «планируемые
элементы балансовой прибыли, главным образом, прибыль от реализации продукции,
выполнения работ, оказания услуг. Основой для расчета является объем
производственной программы, который базируется на заказах потребителей и
хозяйственных договорах» [19, с.57].
Как утверждает А.Д. Шеремет, «чтобы управлять прибылью, необходимо раскрыть
механизм ее формирования, определить долю каждого фактора ее роста или снижения»
[21, с.110]. Для того, чтобы сознательно и целенаправленно принимать управленческие
решения, создавать благоприятные условия реализации планов и программ по
увеличению прибыли, необходимо иметь необходимые финансовые резервы и владеть
методами воздействия на ее величину.
Глава 2. Анализ источников прибыли предприятия
2.1. Общая характеристика предприятия
Компания «ООО «ИТР» была создана в 2017 г. для осуществления инженерной
подготовки объектов нового строительства на территории Северо-Западного
федерального округа. Полное название компании: «Общество с ограниченной
ответственностью «Институт территориального развития». Сокращенное «ООО «ИТР».
В настоящее время «ООО «ИТР» выполняет широкий диапазон работ -от получения
разрешительной документации до ввода объектов в эксплуатацию:
работы по подключению объектов нового строительства к наружным сетям
теплоснабжения (водоснабжения, водоотведения;
услуги по получению разрешительной документации и заключению договоров
теплоснабжения (водопользования), а также сервисного обслуживания инженерных
систем после ввода объекта в эксплуатацию.
2.2. Анализ финансово-экономических показателей
5
Задача увеличения прибыли в компании «ООО «ИТР» решается за счет
совершенствования ее основной деятельности. Поэтому, прежде чем приступить к
изучению источников формирования прибыли, проведем анализ показателей финансовохозяйственной деятельности «ООО «ИТР» за 2017 год. Для этого рассмотрим состав и
структуру баланса, структуру капитала предприятия.
За анализируемый период валюта баланса организации выросла на 92 тыс. руб. (на
0,99%). На это изменение повлияло сокращение внеоборотных активов на 393 тыс. руб.
(10,17%) и существенное увеличение мобильных активов на 485 тыс. руб. (8,99%). Что
касается структуры актива, то наибольший удельный вес в нем занимают мобильные
активы, на их долю приходится 62,87% всех активов. За год их доля в структуре актива
баланса увеличилась на 4,61%, а доля иммобилизованных активов на 31.12.2017 г. по
сравнению с началом периода сократилась с 41,74% до 37,13%.
На начало года сумма основных средств составляла 3865 тыс. руб., к концу третьего
квартала 2017 г. наблюдается снижение данного показателя на 393 тыс. руб. до 3472 тыс.
руб. Это изменение привело к сокращению общей величины внеоборотных активов на
393 тыс. руб.
2.3. Анализ прибыли предприятия
Критические точки при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности ООО
«ИТР»:
Процедуры инициирования и обоснования денежных потоков не применяются;
Не отрегулированы контуры долгосрочного планирования;
Отсутствие методологии, определяющей влияние на эффективность хозяйственной
деятельности инфляции, показателей синергии с существующими бизнесами, методов
начисления амортизации, структуры источников средств, рабочего капитала и др.
факторов;
Не применение вариантного анализа и анализа чувствительности, процедур
управления рисками;
Нет связи оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности с
дальнейшими процедурами исполнения и учета;
Не реализуются процедуры исполнения, контроля и анализа исполнения
запланированных проектов.
Глава 3. Мероприятия по увеличению прибыли предприятия
3.1. Обоснование мероприятий
Для инвестиций могут использоваться как внутренние, так и внешние источники. Рост
объёма внутренних источников инвестирования сигнализирует об устойчивом
финансовом состоянии предприятия т.к. главной статьёй их формирования является его
собственная прибыль. Практика свидетельствует, что без привлечения внешнего
финансирования активное увеличение прибыли практически невозможно. Однако,
оптимальным, по мнению большинства экспертов считается сочетание внутренних и
внешних источников финансирования проектов при большем объеме внутренних
источников.
Инвестиции могут обеспечить «ООО «ИТР» и квалифицированной рабочей силой, и
новыми технологиями, и финансовыми средствами для ведения текущей операционной
деятельности, то есть всем, чем нужно. Дополнительные инвестиции являются
единственным фактором, который может ускорить увеличение прибыли «ООО «ИТР».
3.2. Экономическая эффективность мероприятий
6
В качестве возможных источников финансирования, также, как и при анализе
первоначального проекта, рассматривается привлечение заемных средств Сбербанка в
размере 60000 тыс. руб. Кредит предоставляется на 5 лет. Процентная ставка составляет
9,5% в год.
Денежный поток: ДП = ЧП + Амортизация В± ∆ВнА В± ∆ЧОК В± ∆ДЗК (3.1)
Данные взяты из баланса, а строки 7.1, 7.2, 8, 11 и 12 рассчитаны по формулам, указанным
в таблице.
Приведем расчет денежного потока для первого шага:
ДП=165960,00-25225,92-132089,58+6222,00-1200,00-3666,50=10000
Показатели за другие годы рассчитываются аналогично.
Соответственно, проведем оценку эффективности данного проекта, используя те же
методы, что для первоначального проекта.
Проведем расчет показателей:
Норма прибыли = = Среднегодовые денежные поступления от хозяйственной
деятельности / Первоначальные инвестиции = 28 322 / 60 000 = 47%.
Срок окупаемости = Первоначальные инвестиции / Среднегодовые денежные
поступления от хозяйственной деятельности = 60 000 / 28 322 = 2,1 года.
Данные результаты почти в два раза превосходят результаты первоначального проекта.
Для рассматриваемого инвестиционного проекта ООО «ИТР» минимальной базовой
ставкой доходности будет ставка по кредиту, привлекаемому для финансирования
инвестиционного проекта, то есть 9,5%.
Кроме того, базовую ставку необходимо скорректировать на влияние инфляции. Для
оценки влияния инфляции используются данные Прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов,
одобренного на заседании Правительства Российской Федерации 21 сентября 2011 года
(Протокол №32).
Заключение
В современных условиях хозяйствования важнейшим условием обеспечения
конкурентоспособности любого предприятия является его высокая прибыльность.
Отличительными особенностями отрасли строительства являются материалоемкость и
капиталоемкость. Поэтому процесс увеличения прибыли предприятий строительной
отрасли имеет сложный характер.
Для решения этой проблемы в работе было поставлена цель - изучение проблем
формирования прибыли на предприятии и разработка рекомендаций, направленных на
ее увеличение.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
Нормативно-правовая база
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
Гражданский кодекс РФ: ФЗ № 51 от 30 ноября 1994 г. - Часть первая (ред. от 30
декабря 2004 г.).
Гражданский кодекс РФ: ФЗ № 14 от 26 января 1996 г. - Часть вторая (ред. от 02
февраля 2006 г.).
Гражданский кодекс РФ: ФЗ № 146 от 26 ноября 2001 г. - Часть третья (ред. от 03
июня 2006 г.).
Налоговый кодекс РФ: ФЗ № 146 от 31 июня 1998 г. - Часть первая (ред. от 02
февраля 2006 г.).
7
Налоговый кодекс РФ: ФЗ № 117 от 05 августа 2000 г. - Часть вторая (ред. от 03
июня 2006 г.).
Закон «О защите конкуренции, на рынке финансовых услуг»: ФЗ № 117 от 23 июня
1999 г. (ред. от 30 декабря 2001 г.).
Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью»: ФЗ № 14 от 08 февраля
1998 г. (ред. от 29 декабря 2004 г.).
Учебники и учебные пособия
Антипов А. М. Системные подходы к принятию управленческих решений на
предприятиях / А. М. Антипов // Материалы VII международной научно-методической
конференции «Современный российский менеджмент: состояние, проблемы, развитие».
— Пенза: Приволжский дом знаний, 2010.
Антонов В. Г. Корпоративное управление: учебное пособие / В. Г. Антонов, В. В.
Крылов, А. Ю. Кузьмичев и др.; под ред. В. Г. Антонова. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М,
2010. - 288 с.
Басовский Л. Е. Финансовый менеджмент: учебник / Л. Е. Басовский. - М.: ИНФРАМ, 2012. - 240 с.
Бланк И. А. Управление формированием капитала / И. А. Бланк. - М.: Дело, 2009. –
254 с.
Бочаров В. В. Современный финансовый менеджмент / В.B. Бочаров. - СПб.: Питер,
2011. - 464 с.
Деева А. И. Инвестиции: учебное пособие / А. И. Деева. - М.: Издательство
«Экзамен», 2010. - 320 с.
Донцова Л. В. Анализ финансовой отчетности: практикум / Л. В. Донцова, Н. А.
Никифорова - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2010. - 144 с.
Евенко В. В. Методы улучшения бизнес-процессов предприятия / В. В. Евенко, Ю. В.
Суркова // Материалы VII международной научно-методической конференции
«Современный российский менеджмент: состояние, проблемы, развитие». - Пенза:
Приволжский дом знаний, 2012.
Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Ковалев В.В. –
М.: «Проспект», 2007. – 1024 с.
Найденова Р.И. Финансовый менеджмент : учебное пособие / Р.И. Найденова, А.И.
Виноходова, А.И. Найденов. – М.: КНОРУС, 2011 – 208 с.
Петрова А.Н. Стратегический менеджмент / Под ред. Петрова А. Н. – 2-е изд. доп.
— СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).
Петров А.Н. Стратегическое планирование развития предприятия. - СПб.: Питер,
2003. – 297 с.
Рожков А.Н. Менеджмент в строительстве. – М.: Графа, 2012. -284 с.
Ромов Н.И. Стратегия развития предприятия. – М.: Дело, 2012. – 256 с.
Терентьева Л.Ф. Бухгалтерская отчетность: практическое пособие / Л.Ф.
Терентьева, Н.В. Драгункина. – М.: Издательство «Экзамен» 2006. – 240 с.
Уваров Н.И. Финансовый менеджмент. – М.: Инфра-М, 2011. – 306 с.
Финансовый менеджмент: учебное пособие / под ред. проф. Е. И. Шохина. - М.: ИД
ФБК-ПРЕСС, 2009 .- 408 с.
Экономика строительства: учебник / под общей ред. И.С. Степанова. — 3-е изд.,
доп. и перераб. — М.: Юрайт-Издат, 2007. - 620 с.
Экономика предприятия: учебник / под общей ред. Н.А. Ветрова. — 2-е изд., доп. и
перераб. — М.: Дело и сервис, 2008. - 584 с.
8
Chandler А.О. Strategy and Structure. Cambridge, 1962, p. 5.
Cristensen C.R. Business Policy. Hollywood, 1969, p. 18.