Фрагмент для ознакомления
2
Введение
С самого рождения человек испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается - от потребности в эмоциональном контакте до глубокого личного общения и сотрудничества. Это обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимое условие жизни. Общение требует сложной и многогранной деятельности и требует специфических знаний и навыков, которые человек приобретает в процессе усвоения социального опыта предыдущих поколений. Высокий уровень общения рассматривается психологами как необходимое условие успешной адаптации к социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных навыков с раннего возраста [4]. Если вы владеете ими на высоком уровне, вы сможете эффективно взаимодействовать с другими людьми в различных сферах деятельности. Несмотря на постоянно растущую потребность общества в коммуникативных людях, современная школа с ее существующими формами и методами обучения не всегда способствует формированию коммуникативных навыков.
Модернизация содержания образования представляет собой одну из основных задач "переориентации доминирующей образовательной парадигмы на создание условий для формирования набора компетенций". На первый план выходит проблема формирования компетентной личности, и одним из компонентов такой личности является культура общения. Основное внимание уделяется развитию языковой культуры учеников, совершенствованию коммуникативных навыков и формированию готовности к сотрудничеству. Школа предназначена для обучения выпускников навыкам социальной адаптации и социальной мобильности в постоянно меняющемся мире. В этом контексте процесс формирования коммуникативной культуры играет определенную роль
Важные теоретико-методологические выводы для нашего исследования изучаемой проблемы содержат работы Е.В. Бондаревской - присвоение личности через формы, соответствующие новому парадигмальному подходу [9]; М.В. Китайгородская, Н.И. Розанова, Я.В. Рождественский - развитие культурной личности - это развитие языковой личности; Б.Е. Эрасов - развитие личности, основанной на культуре; Б.В. Бондаревская - присвоение личности через формы, соответствующие новому парадигмальному подходу; М.В. Китайгородская, Н.И. Розанова, Я.В. Рождественский - развитие культурной личности - это развитие языковой личности; Б.Е. Эрасов -, Я.Н. Караулов - язык является важнейшим средством сохранения культурного опыта [6]; М.В. Китайгородская, Н.И. Розанова, Дж.В. Рождественский - развитие культурной личности - это развитие языковой личности; Б.Е. Эрасов, Я.Н.Караулов - язык является важнейшим средством сохранения культурного опыта; М.В. - это развитие языковой личности; Г.В. Драча - воспитание человека в контексте культуры; С.Д. Мартынова, В.И. Шаврин, И.В. Шаврин, И.В. Шавлин, И.В. Шавлин, И.В. Шавлин, И.В. Шавлин, И.В. Шавлин, И.В. Шавлин, И.В. Шавлин, И.В. Шавлин, И.В. Шавлин, И.В. Шавлин, И.В. Шавлин, И.В. Е.А. Уткин, Л. Яккок - успешность общения определяет профессиональный успех; Н.Б. Крылов - профессиональная культура выражает развитие всей системы [3, 7, 17].
Психолого-педагогическая сущность коммуникативной компетентности как составляющей культуры общения раскрыта в работах Н.И. Гезы, Ю.Н. Емельянова, Ю.М. Жукова, В.И. Кашницкого, В.Л. Скалкина, Л.Н. Шабалиной. Компетентность как общий навык, основанный на знаниях и опыте, приобретенных в процессе обучения, исследуется С.Е. Шишовым. В работах В. Чипанаха, Я.И. Лефсберда и Г. Вайлера рассматривается проблема интегрального развития навыков. Хабермас дает понятие компетентности как социологического термина в контексте теории речевого общения.
Основополагающими идеями в понимании языковой компетенции были идеи Т.М. Дридзе, Я.Н. Караулова, Э.И. Пассова и А.Н. Хомского, раскрывающие ее фундаментальные свойства, такие как: способность к языку, владение языком, внедрение языка в другой язык. Идеи Л.Ф. Бахманна о коммуникативных навыках владения языком имеют особое значение при разработке стратегических подходов к изучению языковой компетентности: Р. Белл о языковой компетентности как врожденном знании, присущем идеальному говорящему - слушателю; К. Дойер о компонентах языковой компетентности: говорение, письмо, аудирование, чтение; Г. Шоу и др. о языковой компетентности как врожденном знании, присущем идеальному говорящему - слушателю; К. Дойер о компонентах языковой компетентности: говорение, письмо, аудирование, чтение; Г. Шоу и др. Дж. Дж. Бойер о компонентах языковой компетенции: говорение, письмо, аудирование, чтение; Дж. Шоу и Дж. Вебер о языковой компетенции [19].
Таким образом, в науке были созданы предпосылки, необходимые для решения названной проблемы. Анализ научных исследований и педагогическое понимание проблемы указывают на ряд противоречий между:
- социальный заказ школы на реализацию образовательной политики, направленной на формирование культуры общения личности, и устоявшиеся способы организации этого процесса, не позволяющие в полной мере реализовать этот заказ;
- требования общества к выпускнику школы как к культурному человеку, владеющему языком, и отсутствие целенаправленной работы, проводимой в этом направлении;
- потребность учителя в теоретическом понимании процесса обогащения языковой культуры учащегося в образовательном процессе и недостаточная проработанность этой проблемы в теории и практике образования;
- потребность учащегося в самовыражении и недостаточный уровень развития его языковой компетенции.
Выделенные противоречия свидетельствовали об актуальности выявленной проблемы и определили выбор темы педагогического исследования "Условия формирования дискуссионной культуры учащихся старших классов".
Цель: определить педагогические условия и разработать научно-методические рекомендации по формированию культуры общения старшеклассника.
Объект: Процесс формирования культуры общения старшеклассников
Тема: педагогические условия формирования дискуссионной культуры учащихся старших классов.
Гипотеза исследования основана на том факте, что если в образовательном процессе будут реализованы следующие дидактические условия:
- разработаны и реализованы рекомендации по формированию культуры общения старшеклассников посредством игровой деятельности;
-использование ИКТ-технологий при обучении русскому языку и литературе;
- разработана диагностическая поддержка для формирования культуры общения старшеклассника,
тогда формирование культуры общения старшеклассников будет эффективным. Цель, объект и предмет исследования определили необходимость формулирования и решения следующих задач:
1. раскрыть теоретические аспекты проблемы формирования культуры общения старшеклассника;
2. разработать и внедрить рекомендации по формированию культуры общения старшеклассников посредством игровой деятельности;
3. использовать ИКТ-технологии для преподавания русского языка и литературы;
4. разработать диагностическую поддержку для формирования культуры общения старшеклассника.
Методологической основой для исследования послужили теория личности (И.Е. Бекешкин, А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов), теория коммуникативной компетентности (Л.Ф. Бахманн, Р. Белл, Н.И. Гез, Т.М. Дридзе, П. Дойер, Я.Н. Емельянов, Дж.Дж.М. Бек, А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов), Теория коммуникативной компетентности (Л.Ф. Бахманн, Р. Белл, Н.И. Гез, Т.М. Дридзе, П. Дойер, Я.Н. Емельянов, Я.Хабермас, Л.Н. Шабалина), теория моделирования будущей профессиональной деятельности в ситуациях вербального общения (Л.Ф. Бахманн, Р. Белл, Н.И. Гез, Т.М. Дридзе, П. Дойер, Я.Н. Емельянов, Я.Хабермас, Л.Н. Шабалина), теория моделирования будущей профессиональной деятельности в ситуациях вербального общения (Л.Ф. Бахманн, Р. Белл, Н.И. Гез, Т.М. Дридзе, П. Дойер, Я.Н. Емельянов, Я. Коммуникации (Н.В. Бордовский, И.А. Винтер, С.Е. Крапивенский, А.А.Реан) [1, 3, 8, 17]
Теоретической основой для исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых, изучающих культурное формирование личности на основе культурного подхода (Е.В. Бондаревская, П.С. Гуревич, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Н.Б. Крылов, Е.И. Кукушкин, А.К. Марков, Е.В. Попов, С.А. Бондаревская, М.И. Дьяченко, В.И. Кандыбович, Н.Б. Крылов, Е.И. Кукушкин, А.К. Марков, Е.В. Попов, С.А. Смирнов, В.Г. Табачковский), теории культурной языковой личности (Ю.Н. Караулов, М.В. Чайгородская, А.А. Леонтьев); технологии личностно-ориентированного образования (Н.В. Бордовский, Н.Е. Буланкина, А.А.Реан, Г.К. Селевко, В.Я. Синенко, В.А. Сластенин, В.Д. Шадриков, М.И.Шилова, И.С. Якиманская) [4, 5, 7, 11, 16, 20].
Эти научные исследования позволили выявить теоретические предпосылки, раскрывающие формирование дискуссионной культуры личности старшеклассника, а также наметить пути и условия формирования коммуникативной культуры личности.
В соответствии с предметом и логикой педагогического исследования были использованы следующие методы: общетеоретический (проблемно-ориентированный анализ, концептуальные и терминологические системы, построение гипотез, моделирование); эмпирический (педагогическое наблюдение, опрос и обобщение результатов, тесты, беседы, интервью, самооценка).
1. Теоретические основы дискуссионной культуры старшеклассников
1.1. Дискуссионная культура: сущность и содержание
Культурное развитие современного человека в процессе демократической трансформации общества связано с переоценкой жизненных ценностей. Изменения в человеческом мышлении и переориентация сознания на новые социокультурные нормы и модели являются характерной чертой нашего общества, в котором существует несоответствие между новыми культурными ценностями и старыми формами и средствами их развития.
Культура является основополагающим понятием при изучении проблемы формирования коммуникативной культуры выпускника, поэтому, ограничивая проблемное поле исследования темой, целями и задачами исследования, мы переходим к анализу понятия культура.
Многогранность культуры находит отражение в многочисленных определениях и характеристиках, а также в разнообразии подходов к ее пониманию (антропологических, философских, социологических). Количество определений понятия культура, по мнению различных исследователей, составляет несколько сотен (у Л.Э. Кертмана более 400 определений) [4].
Первоначальное понятие культуры означало целенаправленное воздействие человека на природу (обработка земли и т.д.), а также воспитание и обучение самого человека, хотя слово "культура" вошло в употребление в европейской общественной мысли только со второй половины 18 века; более или менее похожие идеи можно найти в ранних этапах европейской истории и за ее пределами. В позднеримский период, а затем в средние века получил распространение другой набор значений, близкий к термину "цивилизация", который появился позже. Слово "культура" стало ассоциироваться с признаками личного совершенства. В эпоху Возрождения термин "культура" понимался как соответствующий гуманистическому идеалу человека, а затем идеалу Просветителей. В эпоху Просвещения немецкие философы (Кант, Шиллер, Гегель) рассматривают культуру как область духовной свободы человека. Гердер рассматривает культуру как прогрессивное развитие способностей человеческого разума. Его учение продолжили немецкие романтики (Шиллер, А. и Ф. Шлегель, Шеллинг). Они создали традицию сравнительно-исторического изучения культуры, с другой стороны, они рассматривали культуру как частную антропологическую проблему.
Начиная с последней трети 19-го века, изучение культуры развивалось в рамках антропологии и этнографии (американский этнолог Тайлер). Американский антрополог А. Кребс перешел от изучения культурных обычаев к понятию "культурный образец"; совокупность таких "образцов" и составляет культурную систему.
На основе тенденции, возникшей в рамках культурной антропологии, рассматривать роль культуры в передаче социального наследия от поколения к поколению, было разработано представление о коммуникативных свойствах культуры. Именно язык рассматривался как основа для изучения структуры культуры. Это способствовало внедрению методов семиотики в культурологию.
Культурологи Б.С. Эрасов, Е. В. Попов, П.С. Гуревич составили общую схему определений исследуемого понятия "культура", в которой выделяют несколько вариантов в зависимости от того, какой аспект культуры выделяется. Культура определяется как особая форма деятельности, общий уровень развития общества, сумма социальных достижений, конкретная система норм и ценностей, которая отличает одно общество от другого, и мера каждой деятельности [15]. Такая трансформация понятия "культура", по мнению Г. В. Драха, свидетельствует о полноте его антропологического (универсального) содержания, общий контекст этой трансформации - формирование человека.
Характеризуя культуру в различных формах общественной жизни, прежде всего, исследователи говорят об эстетической, моральной, профессиональной, политической, правовой, экологической, бытовой и физической культуре. Фактически, современный взгляд на культуру исходит из того факта, что культуры разнообразны, из признания их качественной оригинальности и уникальной самобытности. Общее определение культуры применимо к каждому виду культуры как специфическому способу организации и развития человеческой деятельности, представленному в продуктах материального и умственного труда, и каждый из этих видов имеет свои особенности.
Таким образом, понятие культуры изначально означало целенаправленное воздействие на природу, а также воспитание и обучение самого человека. В 19 веке культура уже изучалась в рамках антропологии и этнографии. На этой основе была разработана идея коммуникативных свойств культуры, и язык стал рассматриваться как основа для изучения структуры культуры. В современной науке одним из определений понятия культура является особая форма деятельности, общий уровень развития общества, конкретная система норм и ценностей. В этом аспекте давайте рассмотрим, в чем заключаются функции культуры.
Культура выполняет следующие функции: эпистемологическую, творческую, коммуникативную, означающую, нормативную и расслабляющую.
Эпистемологическая функция культуры заключается в предоставлении человеку способов познания окружающей действительности и формирования идей, норм, планов и ценностей. Это одна из важнейших функций культуры.
Творческая функция культуры заключается в создании, преобразовании и освоении окружающей действительности.
Коммуникативная функция культуры заключается в передаче информации и осуществляется на всех уровнях - вербальном, невербальном, письменном, техническом и т. д.
Коммуникация - это основа культуры и общества в целом.
Означающая функция культуры заключается в присвоении ценности и значения определенным объектам и явлениям окружающей действительности, и на этой основе культура формирует осмысленное представление о мире, которое выражается в различных формах – миф, философская система, искусство, мораль и т. д. [8]
Нормативная функция культуры способствует формированию социальных норм и ценностей, а также приемлемых и приемлемых правил поведения человека. Эти нормы и правила имеют различные внешние проявления, могут быть выражены в моральных и конституционных законах, системах морали, этикета, а также в более широких формах - морали, праве, идеологии.
Функция культуры расслабления - это способность вызывать физическое и психическое чувство расслабления и спокойствия, снижать психологическое напряжение, способствовать эмоциональному и физическому расслаблению человека. Это служит как индивидуальным методам релаксации, связанным с культурой, так и коллективным (ритуалы, массовые празднования и т. д.). Это включает в себя как индивидуальные методы релаксации, связанные с культурой, так и коллективные.
Показать больше