Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы научно-исследовательской работы. Правовое сознание человека выступает важнейшим показателем развития правовой культуры социума. В России в 1993 г. была принята Конституция. В ст. 1 провозглашается, что Россия - правовое государство. Но, как показывают многочисленные социологические опросы, большая часть российских граждан, не верит в действенность законодательства. Подавляющее большинство россиян не знает своих основных прав, и не понимает, куда обратиться в случае их нарушения.
Глава I. Общая характеристика правосознания
1.1 Понятие правосознания
Под правосознанием в юридической науке принято считать, имеющийся объективный набор, который включает взаимосвязанные идеи, чувства, эмоции, а также отношение социума, социальных групп, индивидов в отношении права, представляющего собой единый общественный институт, целостную систему и сложную структуру в отношении к конкретным законодательным актам и прочим элементам системы права .
Характерная особенность правосознания проявляется в том, что оно способно оказывать воздействие на права, на поведения индивида и на развитие общественных отношений, используя для этого эмоции, сознание и мотивацию.
Правосознание ХIХ-ХХ вв. характеризует поступательное развитие и продвижение эволюционных преобразований в общественном сознании и переходом на более высокий уровень коллективного разума.
Общественное сознание современного уровня достигло не сразу. Оно прошло длительный путь, минуя утопическое, мифологическое сознание. После приближения к логическому сознанию и возникновения соответствующих предпосылок, осуществился переход к логико-правовому сознанию, которое господствует в современном мире сейчас. Такой путь прошло общественное сознание до наших дней, а «здравый смысл» и рациональность ему придает правосознание.
.2 Структура правосознания: правовая идеология и психология
Структура правосознания состоит из правовой идеологии и правовой психологии.
Под правовой идеологией принято считать сгруппированное научно-правовое содержание, включающее в себя правовые принципы, взгляды, и требования, которые выдвигает, прежде всего, социум и его структурные компоненты: классы разнообразные группы и слои гражданского населения.
Для правовой идеологии особую важность представляет развитие процесса, который направлен на раскрытие теоретического сознания, связан с поисковой деятельностью и направлен на согласование разных социальных интересов путем принятия взаимовыгодного и социально значимого компромиссного решения. Сущность правовой идеологии обладает достаточным нравственным потенциалом, основанный на приоритете правовых норм и личных свобод граждан, на принципе разделения власти, на политическом плюрализме и незыблемой роли суда, выступающего в качестве противовеса для командно-бюрократического управления. Но все это возможно в условиях существования экономического и идеологического здорового общества, у которого развита правовая и общая культура. Благодаря правовой идеологии существует возможность обосновать правовые отношения, поскольку она формируется при непосредственном участии юристов-политологов и экономистов. Принимая во внимание конкретные жизненные условия общества, уровень его общественного сознания, социальную психологию, а также расстановку сил в группах, они берут во внимание также и численность этих групп. Учитывают мнения большинства и меньшинства.
Под правовой психологией принято понимать природное отображение общественных отношений индивидов в социуме (в нации, народности и т. д.). Сюда же относятся все чувства, ценностные ориентации, правовые отношения, настроения, желания и переживания, которые свойственны всему как всему человеческому обществу в целом, так и определенной общественной группе.
С помощью правовой психологии можно осуществить:
1) традиции и обычаи, которые свойственны правовой культуре и которые входят структуру привычек, помогают в налаживании быта и повышают культуру индивида;
2) самооценку индивида (т.е. обладать умением критического оценивания личного поведения и его сопоставления в соответствии с действующими правовыми нормами);
Самооценка способна развить в индивиде не только чувство удовлетворения собственным поведением, но и способна сформировать отрицательное отношение к нему. Во втором случае также может присутствовать понимание о нарушении права и закона. Также самооценка проявляется в виде всем известных моральных качеств – совесть и стыд.
Фактически, от уровня идеологической подготовки человека и зависит возможность его контроля над своими эмоциями и действиями (т.е. умение «владеть собой»). Данный факт подтверждает взаимное обслуживание и взаимосвязь между правовой психологией и правовой идеологией, которые являются структурными элементами правосознания.
1.3 Функции правосознания
В нашем понимании, основные функции правосознания - это, прежде всего его назначение в жизнедеятельности человека. Как правило, принято выделять 3 ключевых функции правого сознания. Это информативная, регулятивная и правоформирующая. Думается, что нельзя говорить о самостоятельности оценочной функции, которую выполняет правосознание, поскольку оценочный компонент находиться как в регулятивной, так и в информативной и правоформирующей функциях. То есть, когда люди оценивают информацию (юридическую или нет, нужную им либо ненужную) они принимают или отклоняют, добавляют или фильтруют ее на основании существующих ценностных установок.
Под информативной функцией, принято считать информацию, представления о существующем ныне праве. Это не только совокупность представлений о господствующих или субъективных нормах права, но и о юридических обязанностях, существующих среди правовых субъектов или возникающие в конкретной юридической ситуации. Знания здесь не являются ни сугубо профессиональными, ни чувственными представлениями и мнениями людей. Существующее многообразие представлений можно воспринимать как ложные, истинные или адекватные.
На регулятивную функцию оказывает непосредственное влияние информативная функция правосознания . Данная функция позволяет человеку ориентироваться в конкретной правовой ситуации, опираясь на его правовые знания и ценностные ориентации. Обладая информацией о действующей правовой норме, индивид оценивает ее с точки зрения собственного личного интереса (но довольно часто и с точки зрения убедительного представления о том каким должно быть право). Человек формирует предписания в отношении конкретного значимого правового поведения. Ценностные ориентации могут иметь отношение, как к правомерному, так и к противоправному поведению.
Под правоформирующей функцией в юридической науке принято считать функцию, которая проявляется во взаимодействии людей, в общем объеме всей национально-правовой культуры. Понимание природной сути права, смысла правового регулирования и оценка существующих законов позволяет человеку превратить свой личный интерес в нормативное и ценностное суждение, где важное значение имеет правовая действительность и представления о том праве, которое должно существовать. Это и идеи правового характера, ожидание, а также требования, связанные с официальным признанием меры юридической свободы и проч. Важно знать, что оценка, также как конкретное ожидание или требование может быть как обоснованным, так и безосновательным.
2.2 Научные подходы к содержанию социальной культуры
Социальная культура – синтетическое понятие, основой которого являются базовые термины – «культура» и «социальное». «Культура» происходит от латинского слова «cultura» - обработка, воспитание, развитие. Первоначально этот термин означал обработку земли, ее культивирование с целью получения урожая. В дальнейшем произошло расширение его содержания: культурой стали определять также процессы обработки материалов природы в различных ремеслах, процессы воспитания и образования человека (скажем, уже у Цицерона философия характеризуется как культура разума).
Философы эпохи Возрождения определили культуру как средство формирования идеальной универсальной личности – всесторонне образованной, воспитанной, развитой в науках и искусствах, общественно устроенной. Она заложила основы гуманистического понимания природы человека как его богоподобный венец. Отсюда происходит формулировка цели совершенного социума: культурный смысл человеческого существования состоит в высвобождении творческих способностей и свойств каждого гражданина как индивидуальности, где визуализация культуры достигается через совершенные формы бытия.
Глава III. Правосознание и социальная культура в современной России
3.1 Изучение права и становление правосознания в России
Развитие отечественного юридического образования связывают с Петром I. А после открытия в 1775 г. Московского Университета, началась активная научно - правовая подготовка российский специалистов в юридической сфере деятельности. 1783 г. – выходит в свет одна из первых книг для будущих юристов «О должностях человека и гражданина», которая стала настоящей правовой энциклопедией, в которой рассматривался общественный строй, само государство и важнейшие общественные нормы. Кроме того, в данный период в российских университетах вводится новая дисциплина – законоведение. Данная дисциплина специализировалась на изучении и пересказе важнейших аспектов в действующем российском законодательстве. 1786 год - стал отправной точкой изучения законоведения в гимназиях (школах).
Заключение
Анализируя итоговые результаты проведенного исследования, хотелось бы подчеркнуть, что все цели, которые были здесь определены, были достигнуты в полной мере. В частности удалось рассмотреть все аспекты проблемы, связанной с правосознанием и социальной культурой. На основании полученных результатов также было установлено, что правосознание является сложным и продолжительным процессом, который в разной степени, но затрагивает почти все сферы жизни человека.
Социальная культура представляет собой не только процесс повседневного межчеловеческого общения, но и нормирование и гармонизацию конкретных поведения, деятельности, поступков. Ее содержательное наполнение составляют знания, смыслы, ценности, нормы, поведенческие реакции, в конце концов, образ жизни людей как субъектов социального взаимодействия, интегрированных в пространство современной глобальной коммуникации.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [Электронный ресурс] СПС «Консультант Плюс», Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 15.01.2023).
Научная и учебная литература
2. Балл Г.О. Интегративно-личностный подход в психологии: упорядочение главных понятий / Георгий Балл // Психология и общество, 2019. №4. С. 25-53.
3. Библер В. С. От наукоучения – к логике культуры / В.С. Библер. М.: Политиздат, 1991. 413 с.
4. Библер В.С. На гранях логики культуры: [книга избранных очерков] / В.С. Библер. М.: Русс. Феноменолог. общ-во, 1997. 440 с.
5. Гатальская С.М. Философия культуры: [учебник] / С.М. Гатальский. К.: Лыбидь, 2015. 328 с.
6. Дряблова А. А. Проблема формирования правосознания в России // Молодой ученый. 2016. №8. С. 734-736.
7. Каган М.С. Культура / М.С. Каган // Теоретическая культурология. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга; РИК, 2015. С. 361-364.
8. Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. Санкт-Петербург, ООО ТК «Петрополис», 1996. 416 с.
9. Конох М.С. Понятие «социум» и его философское осмысление / М.С. Конох // Мультиверсум. Философский альманах / гл. ред. В.В. Лях. - вып. 32. К.: Украинский центр духовной культуры, 2013. С. 3-14.
10. Кребер А.Л. Культура. Критический обзор понятий и определений / А.Л. Кребер, К. Клакхон // Культурология. 2010. №1. 321 с.
11. Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Мамычев А.Ю.. Теория государства и права. 3-е изд., доп. и перераб. - М.: 704 с.. 2014. 706 с.
12. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию / Мераб Константинович Мамардашвили. М.: Прогресс, 2010. 386 с.
13. Мелехин А. В.. Теория государства и права: учеб. / А. В. Мелехин. М.: Маркет ДС, 640 с. (Университетская серия). 2017. 344 с.
14. Морщакова Е.С. Культура социогуманитарного познания в ситуации постмодерна / Елена Морщакова // Психология и общество. 2020. №2. С. 133-139.
15. Морщакова Е.С. Туризм и социальная культура / Елена Морщакова // Научные записки КУТЭП. - вып. 4. К.: МАУП, 2016. С. 90-100.
16. Морщакова Е.С. Ценность в психокультурном бытии человека как личности / Елена Морщакова // Психология и общество. 2013. №1. С. 80-89.
17. Новейший философский словарь / сост. и гл. науч. ред. A. А. Грицанов. Мн.: Изд. В.М. Прыгун, 2018. 896 с.
18. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2011. 520 с.
19. Пазенок В.С. Социальная культура и социальное творчество / В.С. Пазенок. К.: Знание, 1990. 48 с.
20. Пелипенко А.А. Культура как система / А.А. Пелипенко, И.Г. Яковенко. М.: Языки русской культуры, 1998. 376 с.
21. Степин В.С. Культура / Вячеслав Степин // Психология и общество. 2015. №1. С. 16-25.
22. Таран В.А. Социальная философия: [учеб. пособие.] / B. А. Таран, В.М. Зотов, Н.А. Резанова. К.: Центр учебной литературы, 2019. 272 с.
23. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2013, 776 с.
24. Философия: [учебник] / под ред. В.Н. Лавриненко. 3-е изд., исп. и доп. М.: Юрист, 2017. 506 с.
25. Фурман А.В. Идея профессионального методологирования: [монография] / Анатолий Васильевич Фурман. Ялта: Экономическая мысль, 2018. 205 с.
26. Фурман А.В. Психокультура как самоорганизующаяся сфера аксиобытия / А.В. Кучер, О.С. Морщакова // Витакультурная мельница: Методологический альманах. 2013. Модуль 15. С. 22-31.
27. Фурман А.В. Психокультура украинской ментальности: [2-е науч. изд.] / А.В. Кучер. Тернополь: НИИ МЕВО, 2011. 168 с.
28. Хамитов Н, Крылова С. Философский словарь. Человек и мир/ Н. Хамитов, С. Крылова. К.: КНТ, Центр учебной литературы, 2016. 308 с.
29. Чепуркова . Е., Гнатышин И. Ю. Некоторые размышления о состоянии правосознания в современной России // Молодой ученый. 2017. №2. С. 339-341.
30. Четвернин В.А. Введение в курс общей теории права и государства. Учебное пособие. М.: Институт государства и права РАН, 2013. 204 с.