Фрагмент для ознакомления
2
Индская компания, которую можно считать одной из первых транснациональных корпораций. Эта коммерческая структура, возникшая в XVII веке, вела активную торговлю со странами Азии. Задействованные ее основателями экономические механизмы предвосхитили многие существующие сегодня практики международной торговли.
Мировое сообщество настигла массовая индустриализация, усилившаяся в XIX веке, несомненно, ускорила процесс глобализации благодаря масштабному росту экономики в целом, межрегиональной торговли в Европе и США, а также процессами нарастающей эксплуатации ресурсов в колониальных владениях.
Заметным проявлением глобализации стала эпоха Великой депрессии в США, международное влияние которой было очевидным и чрезвычайно серьезным, падение транснациональной торговли затронуло десятки ведущих государств мира .
Ускоренными темпами экономика регионов планеты продолжала взаимоинтеграцию и после Второй мировой войны. В 1947 году был дан старт Генеральному соглашению по тарифам и торговле (сокращенно GATT), которое обеспечило снятие барьеров в торговле между странами. Спустя 48 лет, в 1995 году, на основе GATT была образована Всемирная торговая организация.
Характер влияния глобализации на всемирную экономику весьма противоречив. С одной стороны, процессы унификации в области технологических стандартов, законодательства, облегчение трудовой миграции и другие подобные явления положительно воздействуют на экономический рост, улучшают межгосударственное взаимодействие в самых разных областях хозяйства, и позволяют, таким образом, экономить ресурсы.
С другой стороны, мы наблюдаем процесс образования так называемой экономической периферии, состоящей из слаборазвитых стран. Их экономика хронически не в состоянии конкурировать с лидерами, что неизбежно приводит к снижению качества жизни людей в них. Критики глобализации, самые ярые из которых называют себя антиглобалистами, утверждают, что углубление связей внутри мировой экономики приводит ко все увеличивающейся безработице. А также провоцирует экологические проблемы и даже мешает научно-техническому прогрессу.
Причем негативное влияние глобализации отмечается критиками отнюдь не только в бедных странах. Так, например, жесткое трудовое законодательство, действующее в странах Западной Европы, гарантирует высокий уровень социальной защиты для работников. В то же время во многих странах Азии ничего подобного не наблюдается, что приводит либо к переносу производств в эти страны, либо к снижению уровня социальных гарантий в развитых государствах, а также к росту безработицы.
Глобализация экономики стремительно набирает обороты в мировом масштабе. Известный физик и футуролог Митио Каку полагает, что уже в течение ближайшего века мы станем свидетелями образования планетарной цивилизации на мировом уровне. Ее составными компонентами станут ныне действующие региональные блоки государств – Евросоюз, ШОС, различные торговые союзы и т. д. Процесс глобализации будет идти стремительными шагами, объединяя страны в единую структуру.
Появится объединяющая всех жителей планеты культура. Международные структуры усилят свое влияние и эффективность борьбы с планетарными угрозами — болезнями, проблемами в области экологии. Все эти процессы, по мнению ученого, наблюдаются уже сегодня в той или иной мере. Что, несомненно, свидетельствует о зарождении первой в истории человечества единой цивилизации, где понятие «мировая экономика» не будет уж таким абстрактным .
До последнего времени национальные экономики традиционно рассматривались в привязке к конкретному государству. Однако в глобализирующемся мире ученые и практики исследуют уже весь объем органической целостности мирового социально-экономического сообщества.
Новое экономическое пространство развивается в виде противоречиво реализующейся тенденции, противоположность которой составляют архаичные рудименты независимости современных государств. Поэтому аргументы в пользу отрицания факта повсеместного и постоянного воздействия глобализации, включая влияние на конкретного индивида, не могут быть корректными .
Современный человек – это формирующийся индивид глобального целостного мироздания (universi populi holistic – лат.). Этот тезис подтверждает Э.Г. Кочетов как основоположник российской школы геоэкономики, закрепляя в научном обороте понятия «космологизация» и «гуманитарная космология», которые он считает теоретическо-методологической базой обновленной, антропокосмологической модели бытия. Корни глобализации питаются социальной кооперацией, приводящей к улучшению результатов от преимуществ межличностного, межобщинного, межрегионального, межнационального или международного (межгосударственного) разделения труда .
Глобальный финансовый рынок постоянно меняется, потому что появляются новые финансовые услуги, чья доля в мировой внешней торговле с каждым годом возрастает. Меняются и финансовые связи между странами, все больше и больше усложняясь и провоцируя новые и новые риски. Как отмечает в своем исследовании А. Стердиньяк, с начала 2010 г. на финансовых рынках возник новый объект для беспокойства и новый глобальный риск - увеличение бюджетных дефицитов и государственного долга. Во всех развитых странах, даже в наиболее крупных из них, существует угроза дефолта по государственному долгу. На февраль 2010 г. свопы на кредитный дефолт по пятилетним государственным облигациям достигли в Греции 4,3 процентных пункта; в Португалии - 2,4; Ирландии – 1,8; Испании - 1,7; Италии - 1,6; Великобритании - 1,0; Франции - 0,7 и в США - 0,65 пункта. Руководители крупных банков, рейтинговых агентств и инвестиционных фондов выражают беспокойство по поводу устойчивости государственных финансов и требуют от государств принятия мер, направленных на уменьшение государственного долга за счет снижения государственных расходов, в основном социальных, поскольку повышение налогов по соображениям поддержания конкурентоспособности уже невозможно.
Таким образом, государственные власти оказываются перед лицом двух противоречивых требований: с одной стороны, поддерживать экономическую активность, а с другой - улучшать свое финансовое положение. В мировом масштабе владельцы капиталов хотят распоряжаться значительными финансовыми активами, которые были получены благодаря «финансовому пузырю». После его разрыва дефицит глобального спроса компенсировался за счет роста дефицита государственного бюджета и низких процентных ставок. Когда долгосрочные процентные ставки повышаются под предлогом возрастания уровня рисков, когда распространяется тезис о том, что нынешний дефицит является завтрашним налогом и что нужно все больше сберегать, экономическая политика становится бессильной, а мировая экономика – неуправляемой .
Финансовая глобализация создает целый комплекс проблем. По данным Международного валютного фонда в 70-е годы ХХ века тридцать одна страна мира имела низкие показатели экономического развития и относилась к беднейшим странам. В этих странах проживало 11,1% от мирового населения. К 2011 году количество беднейших стран составило тридцать девять, количество населения в которых составило примерно 9,1% от мирового уровня.
Таким образом, финансовая глобализация увеличивает поляризацию мирового развития. Является ли процесс глобализации необратимым явлением? По мнению бывшего главы Федеральной резервной системы США Алана Гриспена, однозначного ответа на данный вопрос не существует, и дискуссия о перспективах глобализации пока не закончена. Каждый этап развития мировой экономики уникален по своей природе и нельзя экстраполировать опыт, полученный в прошлом, в будущее, поскольку условия существования мировой экономики не являются воспроизводимыми .
Тем не менее, процесс глобализации, как и все экономические процессы, является циклическим. Поэтому, после завершения определенной фазы развития мировой экономики возможно некоторое отступление глобализационного процесса, что может быть связано с мировой рецессией.
Глобальный мир – это идеальное пространство, пространство без национальных границ, где созданы все условия для свободного экономического развития. Однако, по его мнению, такое идеальное состояние мировой экономики невозможно.
Поляризация экономического развития, которая проявляется в резкой дифференциации доходов различных социальных пластов населения, являющаяся результатом глобализации - это угроза согласия и стабильности демократических государств, подрыв доверия власти, экономическим элитам и надгосударственным политико-экономическим институтам. Подрыв доверия приводит разрушительной реакции большинства населения на действия национальных правительств, направленных на борьбу с кризисами и внешними шоками. В итоге нарушается мировой политический баланс.
Широкие слои населения не согласны с монетарными методами борьбы с финансовым кризисом, навязанными международными политико-экономическими институтами. Такие методы, как правило, обмениваются на предоставленную финансовую помощь и средства поддержки, но вызывают крайние формы протеста населения и противостояние политических групп.
Государства, относящиеся к категории «периферийного капитализма», становятся на глобальном уровне зависимыми от деятельности и финансов транснациональных компаний, а политическом плане подчиненными странам «централизованного капитализма». Российская финансовая система, благодаря финансовой глобализации, стала частью глобальных финансов, повторяя фундаментальные тенденции, связанные с ними. Все финансовые рынки действуют как глобальные.
Финансовый рынок России ведёт себя как единый финансовый актив, взаимодействующий с другими рынками. Страна действует как самостоятельный субъект только при фундаментальных изменениях в ней, в таких сферах, как политическая и экономическая система. В будущем прогнозируется сохранение функциональной зависимости динамики российского финансового рынка от стоимостного движения зарубежных рынков и поведения глобальных инвесторов. Сегодня мировая финансовая архитектура претерпевает значительные изменения, которые будут непосредственно влиять и на положение России в ней .
Основными проблемами принято считать неравномерной распределение преимуществ в различных отраслях экономики, возможная нестабильность финансовых рынков и вполне вероятный переход контроля экономики от правительства в другие международные организации.
В развитых странах глобализация отражается не только в экономической, но и социальной сфере: увеличение уровня безработицы и зачастую некоторые государственные функции начинают исполнять надгосударственные учреждения. Для развивающихся стран можно подчеркнуть следующие негативные стороны, возможно-появляющиеся вместе с глобализаций:
‒ технологическая отсталость по сравнению с развитыми странами;
‒ увеличение нищеты;
‒ деградация общества;
‒ увеличение внешнего долга и т. п.
С учетом вышесказанного, данные за годы, предшествовавшие финансовому кризису, не позволяют оценить, какую степень финансовой глобализации следует считать нормальной или желательной. Объем трансграничных потоков капитала, достигший максимальной отметки в 21 процент мирового ВВП, стал отражением нездоровой смеси амбиций и доверчивости банков, прежде всего европейских. Но если 2005–2007 годы были отклонением от нормы, то что же можно считать адекватным стандартом глобальной интеграции? Чтобы ответить на этот вопрос, можно рассмотреть период с 2002 по 2004 год, отмеченный относительным затишьем между крахом интернет- компаний в начале 2000-х годов (так называемым коллапсом доткомов) и более поздним всплеском высокорискового кредитования в США и кредитной мании европейских банков в том же десятилетии. В эти три года объем трансграничных потоков капитала составлял в среднем 9,9 процента мирового ВВП. Если ориентироваться на этот стандарт, новая норма 2011–2015 годов оказывается немногим более половины от нормы предыдущего десятилетия. Судя по данному критерию, можно предположить, что финансовая деглобализация зашла слишком далеко. На этот вопрос есть, однако, и второй возможный ответ, поскольку то, что считалось нормой даже в безмятежные годы первой половины 2000-х годов, отнюдь не обязательно является желательным.
С того времени произошла переоценка аргументов в пользу трансграничного финансирования.
Во-первых, некоторые из его теоретических преимуществ так и не вышли за рамки теории. В принципе, финансовая глобализация позволяет вкладчикам в богатых странах получать высокие доходы от инвестиций в быстро развивающуюся экономику стран с формирующимся рынком, что помогает богатым странам в решении проблемы формирования пенсионных накоплений. В то же время в
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Всемирный экономический форум: Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2015–2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gtmarket.ru/news/2016/09/30/7246
2. Глухов В.В., Останин В.А., Рожков Ю.В. О причинах возникновения и проблемах функционирования электронных денег // Экономика и предпринимательство. 2014. № 1. С. 664–667.
3. Дроздовская Л.П., Рожков Ю.В. Банковская сфера: механизм информационно-финансовой интермедиации: монография. Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2013. 320 с.
4. Кочетов Э.Г. Глобалистика. Теория, методология, практика: учеб. для вузов. М.: НОРМА, 2012. 672 с.
5. Курбатов К. С. Международная экономическая интеграция: сущность, причины, виды, развитие [Текст] / К. С. Курбатов // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 24 сент. 2017 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. — С. 264–269.
6. Миркин Я. МФЦ в России: границы возможного // Прямые инвестиции. №2 (108). 2011.
7. Обстфельд М. Возвращение на путь свободной торговли // ФИНАНСЫ И РАЗВИТИЕ ЕЖЕКВАРТАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА - Декабрь 2016. - Выпуск 53. - №4. – С. 12-16.
8. Пантин В.И. Циклы и волны глобальной истории. Глобализация в историческом контексте. М.: Новый век, 2013.
9. Рожков Ю.В., Чёрная И.П. Инновационный вектор развития геофинансов эпохи постглобализации // Безопасность Евразии. 2012. № 2. С. 263–271.
10. Смыслов Д.В. Мировой финансовый рынок и интересы России / Институт мировой экономики и международных отношений. М.: Наука, 2016.
11. Султанова М.К., Аллахвердиева Л.М., Султанов П.Ш. Особенности выбора целей инфляционного таргетирования // Экономика и предпринимательство. - 2015. №10-1 (63-1). – С. 171-174.
12. Султанова М.К. О методах и инструментах монетарной политики государства при дестабилизирующем влиянии глобальной среды. Экономика России: ресурсный потенциал / Коллективная монография. Под ред. В.Д. Байрамова, И.Л. Литвиненко. Москва, 2015. – С. 142-160.
13. Телемтаев М.М. От разрозненных идей и знаний к целостной системе. Комплетика: от теории к существованию. М.: ЛИБРОКОМ, 2013. 312 с.
14. Уткина В. А., Слюсаренко В. К. Проблемы глобализации в мировой экономике // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 577-579.
15. Цыганков П.А. Теория международных отношений: Хрестоматия. М.: Гардарики, 2012.