Фрагмент для ознакомления
2
Процедура конкурсного производства пришла в современную правовую систему из римского права. Еще в то время сложилась такая система, посредством которой оптовая продажа имущества должников с целью удовлетворения требований кредиторов. Сделка, как правило, утверждалась претором – уполномоченным должностным лицом.
Мимо влияния норм римского права на формирование современного института банкротства оказало эффект итальянское право, в котором процедура конкурсного производства была довольно существенно усовершенствована.
Начиная с ХХ века одной из основных функций конкурсного производства является «оздоровление» несостоятельных должников с помощью досудебной и судебной процедур несостоятельности. В этот период механизм осуществления деятельности по несостоятельности приобретает более сложную структуру. Использование санкционных процедур несостоятельности осуществляет сохранение возможности должнику осуществлять свою деятельность либо организация должника переходит в иное лицо, которое не является должником .
Еще на ранних этапах становления института несостоятельности государства подразделяли банкротство по уровню виновности лица на умышленное и невиновное. Умышленное подразумевало неправомерное поведение должника вследствие пьянства, карточных игр и прочее. «Безвинное», как оно именовалось в прошлом» было не связано с волей и желанием должника и возникало в силу ряда непредвиденных обстоятельств.
События глобального масштаба последних лет существенно отразились на экономике почти всех стран, в том числе и нашего государства. Вопросы, связанные с распространением коронавируса, спецоперацией на Украине, оказали сильное воздействие на многие предприятия, повысив вероятность наступления кризисных ситуаций внутри них как для крупных юридических лиц, так и для малого бизнеса. В связи этим риск становления несостоятельным увеличился в последние годы.
Сегодня в правовой системе нашего государства процедура конкурсного производства довольно подробно регламентирована в гражданском законодательстве. Так, положения, регулирующие аспекты осуществления процедуры несостоятельности изложены в следующих правовых документах:
• Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ от 26.10.2002;
• Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации № 95-ФЗ от 24.07.2002;
• Гражданском кодексе Российской Федерации № 51-ФЗ от 30.11.1994
• Иных нормативно-правовых актах, которые содержат различие разъяснения, уточняющие вопросы касательно регулирования стадии банкротства.
Федеральный закон РФ №127-ФЗ от 26.10.2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – ФЗ о банкротстве) предусматривает использование различных процедур по отношению к неплатежеспособным гражданам в зависимости от различных факторов таких, как его правовое положение, возможности восстановления платежеспособности и другие.
Процедура несостоятельности представляет собой определенный порядок действий, направленных на имущество должника, который обладает признаками несостоятельности или признан банкротом. Институт банкротства создан с целью обеспечения эффективного гражданского оборота .
Термин «несостоятельность» рассматривается многими правоведами в качестве неспособности должника удовлетворить требования кредиторов в различных видах денежных обязательств. Определение данного понятия дается в ст. 2 ФЗ о банкротстве.
Согласно законодательству о несостоятельности, выделяют различные применимые процедуры банкротства, среди которых наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.
При выборе той или иной применимой процедуры руководствуются поставленными перед судом задачами и целями, которых необходимо достигнуть, а также особенностями ситуации и необходимыми сроками исполнения .
Согласно ст. 2 Закону о банкротстве конкурсное производство представляет собой «процедуру, применяемую в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов».
Несмотря на то, что законодательство закрепило официальное толкование рассматриваемого понятия, все равно среди правоведов возникают дискуссии по вопросу о том, выступает ли конкурсное производство в роли самостоятельной процедуры или это специфически вид исполнительного производства.
Так, например, по мнению М. А. Мальцевой не стоит использовать понятие «конкурсное производство» исключительно в качестве одной из стадий банкротства, более правильным будет рассматривать данный термин как наиболее эффективный способ удовлетворения условий кредиторов .
Некоторые специалисты гражданского права, анализируя различные теории правовой природы конкурсного производства, высказывают точку зрения, что процедура конкурсного производства в качестве одного из типов исполнительного производства обладает отличительными чертами, которые не присущи исполнительному производству.
Так, например, правоведы полагают, что «…конкурсное производство не может быть сочтено ни производством по исполнению судебных решений, ни тем более исковым производством».
Кроме того, некоторые эксперты высказывают мнение, что исполнительное производство представляется отдельным этапом, не связанным с другими.
Некоторые эксперты полагают, что осуществление соразмерного удовлетворения требований кредиторов является приоритетной задачей конкурсного производства, а также процедуры банкротства в целом.
Однако, вопрос о том, что считать «соразмерным удовлетворением» до сих пор является спорным в науке гражданского права. Законодательство нашего государства не регламентирует критерии, по которым можно было бы определить, какое удовлетворение следует считать «соразмерным».
На этот счет цивилисты высказывают мнение, что принцип соразмерности, в отличие, к примеру, от принципа разумности, не носит характер формального выражения, а предполагает, что в случаях, когда денежных средств должника недостаточно для полного удовлетворения требований, то эти средства необходимо распределить между всеми кредиторами в определенном порядке. В это же время погашение требований необходимо производить исключительно пропорциональной той сумме, которую требует тот или иной кредитор .
Конкурсное производство представляет собой последнюю стадию процедуры банкротства. Как только выносится решение о признании должника банкротом в судебном порядке, начинается стадия конкурсного производства . В результате данной процедуры юридическое лицо, как правило, ликвидируется.
Рассматриваемый этап банкротства обладает существенными положительными чертами по сравнению с другими стадиями. Так, например, посредством конкурсного производства быстро реализуется имущество лица, который является должником в процедуре банкротства. Согласно нормам гражданского законодательства конкурсное производство может осуществляться не более 6 месяцев (п. 2 ст. 124 ФЗ о банкротстве).
Однако существуют возможности увеличения данного срока посредством направления ходатайства в суд. Основаниями для подобного продления могут быть такие причины, как смена конкурсного управляющего, формирование конкурсной массы, взыскание в судебном порядке дебиторской задолженности и другие. Тем не менее, законодательством не установлено каких-либо санкций за пропуск сроков проведения конкурсного производства. Анализ судебной практики показывает, что при крайней необходимости процедуру конкурсного производства можно продлять неоднократно.
Однако, на мой взгляд, столько длительное осуществление конкурсного производства, а также право продлять данную процедуру приводит к чрезмерному затягиванию этапу несостоятельности. Этот факт не может быть признан эффективным и должен быть пересмотрен в законодательстве нашего государства.
Показать больше