Фрагмент для ознакомления
2
В этом году, мы будем отмечать 78 – ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.
Война не закончена, пока не будет похоронен последний солдат. Сколько их, еще не захороненных со всеми почестями?
Сколь героических подвигов было совершено за годы войны, о которых мы еще не знаем?
Архивные документы постепенно рассекречиваются. Поэтому мы имеем возможность много узнать о прошедшей войне.
Мне хотелось бы исследовать одну малоисследованную область, времен той войны-подвиг мальчишек, которые воевали на разных фронтах, а точнее – я хочу исследовать вопрос, который касается участия мальчишек в боевых действиях на флотах нашей Родины. О юнгах.
В советской России. Должность юнги была введена на судах морского флота 14 октября 1942 года.
После того, как воспитанник специальной военной школы заканчивал обучение, он направлялся на действующие корабли военно-морского флота Балтийского и Северного флотов.
Наш доблестный флот, как известно, основал Петр I, который начал свою службу на флоте, с должности каютного юнги.
В 1703 году, в Кронштадте, по его указу, было образовано первое училище юнг.
В Советском Союзе, школа юнг, которая первоначально называлась школа юнгов, о чем свидетельствуют ленточки на бескозырках воспитанников, была создана на Валааме в 1940 году.
После начала войны, подобные школы были созданы в Ленинграде, Кронштадте и на Соловках.
Самой известной школой юнг, по праву, можно считать Соловецкую школу, в которой учился автор многих книг на морскую тематику – В. Пикуль. Он был выпускником первого набора в эту школу, которую окончил в 1943 году, и был направлен для дальнейшего прохождения службы на Северный флот на эскадренный миноносец «Грозный», где и прослужил до конца войны в качестве сигнальщика.
В 1943 году, в связи с тем, что были образованы нахимовские военно-морские училища, должность юнги, была упразднена.
А. Леонтьев, написал книгу «Юнги с Урала», в основу которой, были положены биографии военного времени мальчишек с Урала, которые попали в школу юнг.
Автор так и не увидел выход своего произведения. Смерть оборвала нить его жизни, но он оставил нашему поколению бесценный труд всей своей жизни, так как никто до него, и никто после, не смог описать жизнь героев того времени.
В самом городе Пермь, а также в районных центрах края, в Очере, Кунгуре, Добрянке – есть улицы «Юнг Прикамья».
Они названы в честь мальчишек, которые проживали в Молотовской области-так называлась раньше Пермская область, которые поступили в Соловецкую школу юнг, а по ее окончанию, сражались на Балтийском и Северном флотах. Им было всего по пятнадцать лет, когда они покинули свои дома и ушли защищать свою Родину.
Что мы знаем о этих мальчишках? Да, практически, ничего. Современную молодежь, практически не заставить сходить в краеведческий музей своего города и узнать историю города, узнать о героях войны, о их подвигах и многое другое.
Цель моего исследования – изучить вопрос, касающийся пятнадцатилетних героев Прикамья, какой вклад они внесли в победу в той страшной войне.
Для того, чтобы достичь цели, мне необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить историю возникновения слова «юнга»;
2. Найти и изучить литературу по данной теме;
3. Изучить вопрос создания школы юнг на Соловецких островах;
4. Изучить биографии некоторых юнг, которые были представителями Молотовской области.
Объектом моего исследования, являются факты из биографий выпускников школы юнг на Соловецких островах, какие подвиги они совершили.
1. ОТКУДА ВЗЯЛОСЬ СЛОВО ЮНГА
Люди, которые живут вдали от моря, не владеют морской терминологией, и таких людей-большинство.
Кто такой моряк-знают многие, если не все, а вот кто такой юнга – знают, пожалуй, единицы.
Откуда мы берем различные знания? Что-то изучаем в школах, институтах, что-то узнаем из фильмов, что-то пытаемся узнать сами.
Кто такой юнга, и какова его роль на корабле – вот в этом, для начала, я и постараюсь разобраться.
До Петра I, Россия не имела своего флота из-за того, что он был ей абсолютно не нужен, ввиду отсутствия выходов к морям.
Петр I, понимая. Что Россия – Великая держава, и ей, как воздух. Необходим выход к морям, для торговли и процветания, стал предпринимать меры для создания флота, в первую очередь военного.
Когда Петр I «прорубил окно в Европу», он вышел на берега Балтийского моря, сделав Россию морской державой.
Он начал создавать флот. Ввиду того, что флота у нас не было ранее, вся терминология морская, перешла в наш лексикон из Голландии.
Не стало исключением и слово «jonge»,«юнга», которое в переводе на русский язык, означает подростка, или молодого человека.
На флоте, юнгами стали называть мальчишек 12-16 лет, которые были зачислены в состав команды корабля, для обучения морскому делу непосредственно на корабле. В последствии, они могли стать или матросом, или пополнить ряды младших офицеров флота.
На сегодняшний день. На кораблях различных стран мира, найти юнгу – большая редкость.
Юнга-от англ. young, нем. Junge - молодой) иногда - ship's boy- подросток, обучающийся морскому делу и готовящийся стать матросом.
Изначально, юнги появились в эпоху гребного флота, а затем, и на парусных судах различных стран.
На кораблях, ввиду не большого жалования, которое платилось матросам, была острая нехватка рабочей силы. Корабельный юнга – стал своеобразным решением проблемы.
Многие известные люди разных времен и народов, начинали свою карьеру на море – юнгой.
Основоположником этого явления, стала Португалия XV века. Когда Васко да Гама в первые поднялся на борт каравеллы, ему исполнилось всего одиннадцать лет.
В 1771 году, в возрасте двенадцати лет, будущий адмирал Г. Нельсон, вступил на борт корабля своего дяди-капитана, и стал юнгой.
Знаменитый капитан Джеймс Кук, начинал свою службу юнгой на корабле королевского флота Англии.
Генрих Шлиман - знаменитый немецкий археолог первооткрыватель-исследователь Трои, В молодости в 1841 году Шлиман он был нанят на трёхмачтовое судно «Доротея» каютным юнгой, на отправляющийся из Гамбурга в Венесуэлу порт Ла-Гуайра.