Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Не секрет, что в середине пятидесятых годов прошлого века, в духовной жизни страны произошел перелом. Возникают новые течения: «суровый стиль».
Художники этого стиля, говорили со своим зрителем о цене победы, о простом человеке, его тяжелом труде и простой судьбе, а не о величии подвига, который совершил Советский народ.
Мнения исследователей разделились: одни считали, что « суровый стиль» в творчестве художников, стал последним этапом развития советского искусства, которое берет свое начало в традициях социалистического реализма, а другие, подчеркивали, что раннему периоду развития, свойственна публицистическая экспрессия. Она обеспечила продвижение к художественному осмыслению проблем бытия общества, которые отличали русское реалистическое искусство.
Третьи искали связь художников «сурового стиля» с мастерами прошлого времени.
Актуальность темы моего исследования заключается в том, что музеи провинциальных городов стали представлять зрителю работы художников 50-х – 60-х годов.
Исходя из актуальности темы, я постарался сформулировать цель моего исследования, которая заключается в исследовании понятия «суровый стиль» и выяснить, в чем выражалось в творчестве это течение в живописи.
А исходя из актуальности темы, ее цели, вытекают и задачи, которые я поставил перед собой: разобраться в понятии «суровый стиль» и исследовать творчество Пермских художников – представителей этого стиля.
1. ЧТО ТАКОЕ «СУРОВЫЙ СТИЛЬ»
ЕГО ОТЛИЧИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛИ СТИЛЯ
Искусство, периода 1957-1962 годов, в СССР называли «суровым стилем» ввиду того, что произведения, написанные в этом стиле, противостояли искусству социалистического реализма, которое было характерно для авторов страны, в которой развивался социализм.
Социалистический реализм, старался приукрасить существующую действительность, пытаясь показать, что в обществе, происходящие процессы выглядят именно так, и никак иначе. Этот стиль идеализировал саму эпоху строительства коммунизма в стране.
И только по этой причине, социалистический реализм, часто называли «стилем Сталина». Это было характерно для всей среды интеллигенции страны, не только художников, но и поэтов, актеров, режиссеров.
Представители так называемого «сурового стиля», наоборот, старались показать в своем творчестве всю тяжесть будней повседневной жизни простых рабочих и крестьян, простых людей тяжелого труда.
Они старались воспеть простых героев этого труда, показать их энергию, силу воли. Говоря простыми словами, представители «сурового стиля» пытались отобразить настоящую жизнь простого человека труда, его повседневные и тяжелые будни.
Этот стиль утвердился в советской живописи к началу 60-х годов прошлого века. Художники, которые в изображали в своих сюжетно-тематических картинах жизнь простого человека, пытались показать всю героику трудовых будней страны. Они воспевали энергию и волю человека- труженика.
К представителям этого стиля можно отнести Коржева, Иванова, Андронова, Никонова, Салахова.
Подобный стиль нашел свое отражение и в графике – Голицин, Захаров, и в скульптуре того времени - Александров, Шаховской.
Характерной чертой этого стиля являются обобщенные лаконичные формы, монументальные композиции, четкие силуэты, сдержанная цветовая гамма и энергичные ритмы.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Алексеева Т. П., Виницкая Н. В. Образы народа и судьбы индивидуальности в живописи сурового стиля //Культурное наследие Сибири. — 2017. — № 3 (21). С. 40–45.
2 Аствацатуров А. Ностальгия по Большому Стилю //Топос: лит.-филос. журнал. — URL: https://www.topos.ru / article / 2910 (дата обращения: 15.01.2022).
3 Бернштейн Б. Заметки о топографии сурового стиля: Москва и Таллин // Искусствознание. — 2013. № 1–2. — С. 457–476.
4 Бобриков А. А. Суровый стиль: мобилизация и культурная революция // Художественный журнал. — 2003. № 51–52. — С. 29–33.
5 Вайль П., Генис А. 60 е. Мир советского человека //Собр. соч.: в 2 т. Т. 1. — Екатеринбург: У-фактория, 2004. — С. 507–948.
6 Каменский А. А. Романтический монтаж. — М.: Сов.художник, 1989. — 344 с.
7 Карпова К. В. Суровый стиль: художественные ориентиры направления // Вестник славянских культур. 2015. — № 2 (36). — С. 195–207.
8 Круглова Т. А. Советская художественность, или Нескромное обаяние соцреализма. —Екатеринбург: Изд-во Гуманит. ун-та, 2005. — 384 с.
9 Манин B. C. Русская пейзажная живопись. — М.: Белый город, 2000. — 632 с.
10 Морозов А. И. Поколения молодых. Живопись художников 1960–1980 х годов. — М.: Сов. художник,1989. — 256 с.
11 Мурзин А. Э. Советский миф в судьбе Урала: монография. — 2 е изд., испр. и доп. — Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2016. — 290 с.
12 Мурзина И. Я., Мурзин А. Э. Художественные выставки 1930 х годов как репрезентация индустриального образа жизни Урала // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2009. —№ 18 (156). — С. 77–82.
13 Попова А. Д. Сделано в СССР: мифы советской эпохи как элемент российской ментальности и их историческая трансформация // Вестн. Рязан. гос. ун-та им. С. А. Есенина. — 2019. — № 2 (63). — С. 60–73.
14 Серебренников Н. Н. Урал в изобразительном искусстве. — Пермь: Перм. кн. изд-во, 1959. — 256 с.