Фрагмент для ознакомления
2
• создание условий для всеобщей доступности музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в ведении музеев;
• обеспечение гарантий прав посетителей музеев и невмешательства органов государственной власти в профессиональную деятельность музеев;
• поддержка развития музейного дела путём финансирования, проведения соответствующей налоговой, кредитной и ценовой политики;
• поддержка развития музейного обслуживания наименее социально и экономически защищённых слоёв, и групп населения (детей, молодёжи, инвалидов, пенсионеров, жителей сельской местности и труднодоступных районов);
• поддержка музеев негосударственных форм собственности, организующих бесплатное общедоступное музейное обслуживание населения. [1]
Постоянно происходит увеличение расходов государства на сферу культуры и искусства. Например, в 2017 году расходы из госбюджета Туркменистана на деятельность в сфере культуры выросли на 28 % по сравнению в 2016 годом. За этой цифрой стоит активизация работы по многим направлениям отрасли – от библиотечной системы до сельских клубов. [11]
3. Открытие новых музеев.
Особенностью музейного дела Туркменистана является то, что в стране активно строятся и открываются новые музеев. Причем это не частные, а достаточно крупные государственные музеи.
В столице Туркменистана Ашхабаде за последние годы возведены современные здания музеев. В соответствие с указом Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова от 21 февраля 2007 года за № 8270 по обе стороны Национального музея Туркменистана началось строительство музея Президента Туркменистана и музея этнографии и краеведения.
14 мая 2009 года Указом Президента Туркменистана Национальный музей Туркменистана переименован в Главный национальный музей Туркменистана.
18 мая 2009 года состоялось торжественное открытие музея этнографии и краеведения Главного национального музея Туркменистана, а в 29 июня 2009 года – музея Президента Туркменистана.
Новые музеи открываются не только в столице, но и в регионах. 12 мая 2008 года Президентом Туркменистана издан указ о строительстве в городах Балканабат, Мары, Туркменабат зданий музеев этнографии и краееведения, а 31 июля 2009 года Указ о строительстве здания музея в г. Дашогуз. Новые великолепные здания историко-краеведческих музеев открыты в административных центрах Балканского, Дашогузского, Лебапского и Марыйского велаятов. В них собраны богатейшие материалы об истории и современности, природе, этнографических особенностях каждого велаята.
Все музеи оснащены самой современной техникой и оборудованием, позволяющим обеспечивать сохранность экспонатов, вести их учет, изучение и реставрацию, а также значительно разнообразить методы экспозиционной и просветительской работы.
Строительство музеев осуществили известные строительные компании мира, а экспозиция была оформлена при активном содействии специалистов Главного национального музея Туркменистана, который является основным методическим центром музеев Туркменистана.
4. Внедрение новых технологий
Музеи Туркменистана достаточно хорошо оборудованы. Например, Государственный музей Государственного культурного центра Туркменистана оборудован новейшей музейной техникой, автономными системами энергопитания и водоснабжения, залами для реставрации, лабораториями, компьютерными системами, контролирующими освещение, влажность и температуру воздуха. Общая стоимость данного проекта составила около 38 млн. долларов. [11]
Заместитель директора Музея изобразительных искусств Турменистана Дженнет Каранова отмечает, что в их Музее, который вновь открылся в 2005 году, сегодня созданы все условия («на мировом уровне») для хранения ценностей, появились реставрационные мастерские, залы древнего искусства. [17]
Крупные музеи Туркменистана имеют свои сайты в сети Интернет. Например, сайт Государственного музея Государственного культурного центра Туркменистана представлен на трех языках: туркменском, русском и английском.
5. Проведение в музеях конференций
Современный музей не должен являться лишь хранителем каких-либо экспонатов. Он должен представлять собой открытый научно-просветительский центр. Поэтому на базе туркменских музеев проводятся различные конференции: научные, учебные, образовательные. Данные конференции посвящены различным проблемам развития музейного дела, науки и культуры.
Например, в январе 2013 года в Ашхабаде в Главном национальном музее Туркменистана состоялась конференция, посвященная особенностям развития музейного дела в современных условиях. Данное мероприятие было организовано министерством культуры Туркменистана. Участниками конференции стали специалисты столичных, велаятских, этрапских и городских музеев, отраслевых музеев, ученые, а также преподаватели и студенты кафедры «музейное дело» Туркменского государственного института культуры и кафедры «декоративно-прикладное искусство» Государственной академии художеств Туркменистана.
Главной темой конференции выступлений, стали вопросы дальнейшего развития сферы культуры, совершенствования и модернизации методики организации музейного дела. Были освещены направления и перспективы работы музеев в деле сохранения и популяризации национального культурного наследия, обсужден широкий круг вопросов, связанных с целевой деятельностью музеев, в том числе повышением уровня предоставляемых населению услуг. Отмечалась актуальность изучения и применения на практике международного опыта в этой области. Состоялся заинтересованный обмен мнениями об активизации внедрения новейших методов и передовых технологий в организацию работы с музейными экспозициями и фондами, создании новых электронных информационных центров, сборе и систематизации данных по музеям страны и мира.
В апреле 2018 года Государственным музеем Государственного культурного центра была проведена образовательная конференция «Туркменское народное ремесло, связанное с Beликим Шелковым путем» В рамках данной конференции открылась одноименная выставка.
Такие конференции позволяют обмениваться опытом, перенимать опыт других музеев, способствуют усовершенствованию музейного дела в целом.
6. Пополнение музейных фондов
Что касается пополнения музейных фондов, то ситуация здесь достаточно противоречивая. С одной стороны, в последние годы значительно пополнились фонды музеев страны и, в частности, Главного национального музея Туркменистана. В музее национальных ценностей функционирует комиссия по приему ценностей в Фонд музея и научный совет, который проводит свои заседания два раза в год.
Происходит музеефикация новых памятников. Например, недавно были завершены реставрационные работы по реконструкции и музеефикации уникальных мозаичных панелей, обнаруженных во время раскопок памятника эпохи бронзы Гонур-депе. В течение трёх лет велась кропотливая работа по консервации хрупких предметов и воссозданию их первоначального облика. Данные орнаментальные и сюжетные мозаичные композиции не имеют аналогов в искусстве Древнего Востока, поэтому их открытие является подлинной научной сенсацией. [11]
Но с другой стороны большая часть народных вышивок, костюмов, ювелирных украшений попадает на рынки страны, а затем в частные руки, минуя музеи. Д. Гарагезова настроена весьма скептически: «Представляете, торговки вытрясут все сундуки во всех селах страны и, если этнографы не очнутся, то в скором времени, забудем какой была туркменская вышивка в советское время, да и в последние десятилетия. Ничего не зафиксировано. Ни одной коллекции по истории вещного мира туркмен. Когда очнемся, то останутся только изделия компьютеров» [7]
7. Международное сотрудничество
Сегодня музеи Туркменистана – это не только место для сохранения традиционного национального наследия, но также арена для международного культурного обмена. Данное сотрудничество выражается в подписании различных соглашений в сфере культуры и музейного дела; проведении выставок; конференций и семинаров; дней туркменской культуры и пр. Происходит активное сотрудничество, как со странами СНГ, так и со странами дальнего Зарубежья. В настоящее время культурное сотрудничество в СНГ выходит на новые рубежи, охватывает все новые направления и формы. [15, с.43]
Из стран СНГ необходимо отметить Российскую Федерацию и республику Беларусь.
В 2000 году была подписана совместная декларация о сотрудничестве между Российской Федерацией и Туркменистаном в области науки, культуры и образования. [4] В данной декларации указывалось, что стороны будут оказывать содействие в доступе к архивным материалам, касающимся истории их народов, хранящимся в архивах двух стран, а также развивать сотрудничество в области музейного дела и выставочной деятельности.
В декабре 2014 в московском Государственном музее Востока в Москве проводилась выставка «Живопись Туркменистана. Мелодии туркменской души», организованная Министерством культуры и Музеем изобразительных искусств Туркмении. Заместитель директора Музея Востока Татьяна Метакса отметила, что «Это первая ретроспективная выставка среднеазиатских художников в России, положено начало интереснейшей традиции» [17] Последний раз туркменские художники выставлялись в том же Музее Востока в 1971 году - тогда с большим успехом прошла выставка «На земле
Показать больше